Аналитика и комментарии

20 августа 2018

Худой мир лучше доброй ссоры

Встреча Владимира Путина и Дональда Трампа стала одной из наиболее обсуждаемых тем за последний месяц, и это неудивительно, если учесть, что долгосрочные результаты этих переговоров могут оказать влияние на политическую и экономическую ситуацию во всем мире. Среди тем, которые, как считают политологи, активно обсуждались, ключевое место заняли урегулирование ситуации на Ближнем Востоке и на Корейском полуострове, преодоление конфликта в отношениях между Россией и США, а также реализация проекта «Северный поток-2», который в последние несколько лет стал настоящим «яблоком раздора» на европейском газовом рынке.

Первый робкий шаг

Первое, что отмечают политологи, – это то, что встреча на высшем уровне между двумя президентами состоялась только через два года после избрания Дональда Трампа. Эксперты едины во мнении, что задержка с проведением саммита связана в первую очередь со сложным положением, в котором находился 45-й президент США все это время: против него были настроены не только представители Демократической партии в Конгрессе и Сенате, но и большинство СМИ, и даже национальные спецслужбы. Тем не менее, как констатируют эксперты, он справился с этими проблемами, что свидетельствует о его незаурядных лидерских качествах. При этом он, как и любой лидер государства, действует исключительно в интересах решения своих внутриполитических задач и укрепления своего внутреннего положения.

Весьма показательно то, как по-разному оценили и саму встречу, и ее результаты СМИ, политики и эксперты в различных странах. Так, Дональд Трамп подвергся волне критики со стороны британских СМИ, которые обвинили его в излишне мягкой позиции по отношению к России и в предательстве интересов Запада. Это была вполне предсказуемая реакция. Правительство Великобритании за последние несколько месяцев вело агрессивную политику в отношении России, начиная от высылки дипломатов после инцидента в Солсбери и заканчивая чемпионатом мира – 2018. Улучшение отношений между Россией и США может привести к расхождению интересов американской и британской сторон и ослабить давление Запада на Россию, которое без Америки станет еще менее существенным. 

Иначе оценили произошедшее российские эксперты – достаточно оптимистично, хотя в то же время и сдержанно. «Стрелки часов войны чуть-чуть, хотя бы на минуту, отступили назад, и это самый главный и важный итог саммита в Хельсинки. Личные встречи очень важны, они снижают напряженность в политическом и военном противостоянии. Хотя, скорее всего, в ближней перспективе общий тон отношений двух сторон вряд ли улучшится», – считает политолог Сергей Гордов. По его мнению, Владимир Путин выглядел более уверенно и убедительно, а Дональд Трамп часто говорил «вокруг да около». «После встречи Трамп дезавуировал многие свои высказывания, в частности про ЦРУ, он стал отступать перед Конгрессом. Хотя справедливости ради надо признать, что его властные возможности существенно меньше, чем российского президента», – дополнил эксперт. 

«Безусловно, сам факт прямого общения российского и американского лидеров несет определенный позитив. Однако по итогам встречи какого-либо прорыва в отношениях двух стран, как ожидалось, не произошло. Более того, в настоящий момент члены Сената от Демократической и Республиканской партий разрабатывают очередное законодательство, способствующее усилению санкционного давления на Москву, которое может затронуть российский госдолг, – считает аналитик ГК «ФИНАМ» Сергей Дроздов. – Для Трампа, который не вполне свободен в принятии серьезных политических решений, данная встреча скорее носила имиджевый характер, особенно в преддверии предстоящих в ноябре промежуточных выборов в Конгресс США, где бурная деятельность американского президента на международной арене может прибавить баллов Республиканской партии». 

Когда газ – не просто газ

Эксперты отметили, что одной из тем, которая явно интересовала Трампа больше всего, был вопрос о европейском газовом рынке, точнее о том, каковы возможности США по поставке своего сжиженного природного газа (СПГ) на него. Президент США понимает, что не может повлиять на решение стран ЕС реализовать совместный с Россией проект «Северный поток-2», но США готовы, как заявил Трамп, конкурировать с Россией в этом вопросе. 

Интересно, что некоторые страны ЕС уже рассматривают поставки СПГ с Ближнего Востока и США как вполне выгодное предложение. И дело тут, как отмечают эксперты, не в страхе перед Америкой. Страны ЕС хотят иметь альтернативный вариант, который позволит им торговаться и получать газ из разных источников. В то же время поставки СПГ требуют создания специальной инфраструктуры на территории стран ЕС, что означает многомиллиардные вложения и, как результат, удорожание конечного продукта. 

Существенно изменить нынешний расклад на европейском газовом рынке может ситуация на Украине. Газотранспортная система (ГТС) этой страны находится в тяжелом состоянии. При негативном раскладе на европейском рынке может возникнуть дефицит газа либо из-за перебоев в работе украинской ГТС, либо из-за незаконной «откачки» части ресурса, предназначенного для европейских потребителей. Если это произойдет, то у США возникнет возможность поставлять свой СПГ на европейский континент на конкурентных условиях. 

«Северный поток-2» как раз предназначен для того, чтобы свести такую вероятность к минимуму. Именно этим объясняется достаточно жесткая позиция европейских компаний-участников проекта по этому вопросу. Так, например, немецкая компания Wintershall заявила о продолжении участия в проекте «Северный поток-2» даже в случае введения США санкций против участников СП-2. «Мы продолжим нашу поддержку проекта. Мы финансируем проект вместе с другими международными компаниями», – сказал глава Wintershall Марио Мерен. Достаточно последовательную позицию занимает и Австрия. Австрийская нефтегазовая компания OMV уже разрабатывает альтернативный маршрут прокладки СП-2, что обусловлено отказом Дании дать разрешение на строительство на своей территории. «Новый маршрут дополнительных разрешений не потребует. Общая стоимость проекта останется на прежнем уровне – 9,5 млрд евро», – дополнил эксперт.

Стоит отметить, что меньше чем через десять дней после саммита компания Nord Stream 2 начала работы по укладке труб, предназначенных для газопровода «Северный поток-2». 

Наблюдатели считают, что это можно рассматривать как доказательство уверенности участников консорциума в том, что двум президентам все же удалось достичь соглашения по данному вопросу.    

Поделиться:
 

Возврат к списку