Аналитика и комментарии

14 июля 2015

и снова эта Греция!

Начиналось все совсем даже неплохо: в 2001 году Греция вступила в Евросоюз, и на первых порах присоединение к «клубу сильных» послужило толчком для ее роста. Однако очень скоро положительная тенденция сменилась резким спадом, в результате чего образовался дефицит торгового баланса и огромный внешний долг. Греция обрела статус самой инвестиционно непривлекательной страны в Евросоюзе, а теперь еще и негласный статус возмутителя спокойствия. Почему так вышло?

недолгая дорога в пропасть

Конечно, в первую очередь из-за изначально имевшихся и впоследствии накопленных дисбалансов в греческой экономике. Государственный сектор составляет приблизительно 40% внутреннего валового продукта. ВВП на душу населения при этом с трудом дотягивает до двух третей от аналогичного показателя в ведущих экономиках Европейского союза. На долю туристической сферы Греции приходится порядка 18% ВВП. Очень велико количество иммигрантов, которые преимущественно работают в сельском хозяйстве. Низкая производительность труда, затрудненный выход на рынки сбыта продукции, отсутствие собственной стабильной банковской системы – вот неполный перечень факторов, которые привели Грецию сначала к тяжелейшему в ее многовековой истории экономическому, а затем и к политическому кризисам. 

Дисбалансы в экономике, как нетрудно себе представить, обострились, когда Грецию, как, впрочем, и другие страны ЕС, накрыл мировой финансово-экономический кризис 2007–2009 годов. Если в период с 2003 года по 2007 год Греция все же демонстрировала рост ВВП на уровне порядка 3-3,3%, то после кризиса этот показатель быстро ушел в нулевые и даже отрицательные значения. 

Соответственно, все больше проблем стало вызывать обслуживание суверенного долга, который у Греции был колоссальным. К лету 2011 года он превысил 140% ВВП (240 млрд евро), причем только в 2009 году страна взяла взаймы около 80 млрд евро, или 30% ВВП. Бюджетный дефицит Греции в 2011 году составил рекордные для еврозоны 12,7% ВВП.

Эксперты Фонда экономических и промышленных исследований (IOBE), проанализировав все происходящее, заявили, что Греции в связи с политической и экономической нестабильностью грозит широкомасштабный социальный кризис. Беспокойство у специалистов вызвали три тенденции: рост государственного аппарата и зарплат в госсекторе, резкое повышение расходов на пенсии и принявшее беспрецедентные размеры уклонение от уплаты налогов. Эксперты IOBE призывали правительство страны отказаться от «закрытых» профессий, которые пользуются рядом привилегий, снять многочисленные ограничения на внутренних рынках, облегчить процесс регистрации компаний. Кроме того, по их мнению, необходимо немедленно открыть госсектор для прямой конкуренции с частными компаниями и принять меры для повышения конкурентоспособности страны на международном уровне.

14 июня 2011 года международное рейтинговое агентство Standard & Poor’s понизило долгосрочный суверенный кредитный рейтинг Греции на три ступени – с «B» до «ССС». Краткосрочный рейтинг был подтвержден на уровне «C». Таким образом, Греция в мировом рейтинге S&P опустилась ниже Эквадора, Ямайки, Пакистана и Гренады, заняв последнее место. 

Это стало не просто сигналом тревоги, а настоящим воем сирены для Брюсселя: страна, являющаяся членом Евросоюза, оказалась по показателю инвестиционной привлекательности и платежеспособности на уровне государств, которые негласно принято считать отсталыми с экономической точки зрения. 

На протяжении 2011–2014 годов в Грецию в колоссальных объемах вливали кредитные ресурсы. 

2 июля 2011 года министры финансов стран еврозоны приняли решение о предоставлении ей транша финансовой помощи в размере 12 млрд евро. 

27 октября 2011 года стало известно, что на саммите глав ведущих стран Европейского союза удалось достичь договоренности о списании половины греческих долгов частным инвесторам – около 100 млрд евро. 21 февраля 2012 года на встрече министров финансов еврозоны была принята программа, по которой Греция должна была получить 130 млрд евро до 2014 года, а частные кредиторы должны были списать ей 53,5% (107 млрд евро) долгов по облигациям. Это, как признают аналитики, была совершенно беспрецедентная помощь. 

обратная сторона медали

Но, как известно, бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Обратной стороной щедрости Евросоюза по отношению к Греции стало требование придерживаться в своей экономической и социальной политике режима жесткой экономии. На практике это означало следующее: сокращение расходов на содержание госаппарата, отказ от любых форм субсидий, урезание «социалки». Реализация всех этих мер не раз вызывала всевозможные акции протеста, некоторые из них заканчивались трагически. Дело доходило до того, что греки начинали предъявлять претензии своим собратьям по ЕС, в первую очередь Германии, указывая на то, что локомотив Евросоюза 75 лет назад оккупировал их страну и теперь фактически сделал то же самое – правда, без ввода в нее своих вооруженных сил и карательных организаций типа СС.

По мнению директора департамента казначейства РОСГОССТРАХ БАНКа Дмитрия Емелина, две программы помощи ЕС, ЕЦБ и МВФ (в общей сложности на 240 млрд евро) и последовавшие за ними требования «тройки кредиторов» (Германии от лица ЕС) придерживаться политики жесткой экономии и снизить социальные расходы привели к обнищанию населения, появлению сотен тысяч безработных и популярности радикальных партий. Именно этим, как поясняет специалист, объясняется приход к власти «Сиризы» – партии, которая на протяжении нескольких лет последовательно выступала за списание Греции всех долгов и отказ от политики жесткой экономии. 

«Тройка кредиторов» решительно не согласилась с выдвинутыми Грецией условиями (кое-кто из европейских политиков и экспертов, не мудрствуя лукаво, назвал эти условия шантажом) и начала переговоры с новым правительством страны, пришедшим к власти по результатам последних парламентских выборов. О том, что переговоры эти проходят, мягко говоря, непросто, свидетельствуют противоречивые заявления, которые время от времени поступают с поля битвы. В какой-то момент накал страстей достиг того, что глава Еврогруппы Йерун Дейсселблум обвинил Грецию в лице министра финансов страны Яниса Варуфакиса в «убийстве тройки (кредиторов)». Затем мировые СМИ сообщили – вроде бы наметилась тенденция к сближению позиций Афин и Брюсселя. Буквально через несколько дней после этого правящая партия заявила, что она рассматривает вопрос о предъявлении Германии иска за оккупацию 75-летней давности. 

Дефолт или не дефолт – вот в чем вопрос

В общем, все сложно, а сложнее всего то, что чем больше времени проходит, тем более острым и запущенным становится конфликт. 5 июня Греция, ссылаясь на свое бедственное финансовое положение и на незавершенность переговоров с кредиторами, отказалась совершить купонный платеж по кредиту, предоставленному МВФ, на сумму в 300 млн евро. Кредиторы проявили великодушие и позволили Афинам потянуть время до конца июня. Но, как подчеркнули эксперты, не факт, что это хоть сколько-нибудь решит проблему. Греции в течение июня нужно было совершить три платежа: 340 млн евро – 12 июня, 560 млн евро – 16 июня и 336 млн евро – 19 июня. Теперь, по идее, совокупную сумму этих платежей она должна была внести на счета фонда 30 июня 2015 года. 

Пока, во всяком случае, случившееся официально не признается не полным, не техническим дефолтом. Однако мировые фондовые и валютные рынки отреагировали на отказ Греции обслуживать кредиты так, что стало понятным – инвесторы готовятся к дефолту Эллады. «И так запутанная ситуация стала еще более запутанной, – говорит старший экономист IHS Global Диего Искаро. – В государственной казне нет денег. Если они не появятся, то дефолт произойдет. Премьер-министр Алексис Ципрас будет затягивать переговоры с кредиторами до тех пор, пока это возможно». А эксперты крупнейшей французской финансово-кредитной группы Societe Generale заявили в июньском отчете, что риск дефолта Греции достигает 40%. Это весьма внушительная цифра, свидетельствующая о том, что инвесторы настроены весьма пессимистично.

Поэтому нет ничего удивительного, что нет-нет да и обсудится на уровне экспертного сообщества вопрос о том, может ли Греция выйти из еврозоны или даже из состава Европейского союза и какие последствия это может иметь для оставшихся в составе ЕС стран. Аналитики не исключают того, что дурной пример, который способны показать Афины, окажется заразительным для таких государств, как Испания, Италия и Португалия – их за глаза называют странами PIGS. 

Председатель правления General Invest Андрей Никитюк считает, что опасность выхода Греции из ЕС существует, как и опасность возникновения аналогичных стремлений у других стран. «В частности, в Испании увеличивается популярность в чем-то похожего на «Сириза» популистского движения «Подемос». Сепаратистские настроения в регионах, например, в Каталонии (одной из самых экономически сильных провинций), получают дополнительную поддержку в условиях сложной экономической ситуации», – подчеркивает специалист.

Но даже если ничего драматического не произойдет, репутационные издержки для ЕС из-за греческой истории будут существенными. Экономический кризис в 2010–2011 годах показал неспособность стран ЕС самостоятельно решать серьезные экономические проблемы. Греческая история доказала неумение брюссельской бюрократии справляться с долговыми проблемами экономически отсталых стран ЕС так, чтобы эти государства не оказывались в кабале и в них не возникали центробежные настроения. 

казалось бы, при чем тут Россия?

Заместитель директора по корпоративным рейтингам «Эксперт РА» Александра Таранникова считает, что все трудности Греции из-за ее долгов и кредитов. «Основной проблемой греческой экономики является неподъемная долговая нагрузка, а именно – отсутствие возможностей по рефинансированию государственной задолженности на рыночных условиях. Греческую экономику от дефолта может спасти только готовность внешних кредиторов идти на ослабление условий обслуживания долга. Долговая драма разворачивается на фоне крайне слабых темпов экономического роста, которые тем не менее по итогам 2014 года вышли в положительную зону и составили около 0,4%. Порядка четверти населения страны остаются безработными, что усиливает социальную и политическую напряженность, усугубляемую мерами жесткой бюджетной экономии», – констатирует специалист. 

А тут еще и санкционная война. По бюджету Греции, и без того не процветавшему, в 2014 году был нанесен новый удар в виде резкого сокращения доходов от экспорта сельскохозяйственной продукции. А сокращение это стало возможным, точнее, совершенно неизбежным после того, как Россия 8 августа 2014 года ввела продуктовое эмбарго – запрет на поставки отдельных видов продовольствия из тех стран, которые присоединились к санкциям против нашей страны. Очевидно, что Греция оказалась в их числе против своей воли, но это не спасло ее от разрушительных последствий санкционного противостояния.

«Для Греции введенные Россией санкции оказались чрезвычайно болезненными, – признает председатель совета Общероссийской общественной организации потребителей «Союз защиты прав потребителей финансовых услуг» (ФинПотребСоюз) Игорь Костиков. – Очень сильно пострадало сельское хозяйство. Страна заинтересована в снятии этих барьеров».

Россия дает понять, что она готова поддерживать со всеми европейскими странами нормальные экономические связи вне зависимости от того, состоят они в ЕС или нет. И даже помогать некоторым участникам Европейского союза, попавшим в сложную экономическую или долговую ситуацию финансово, в случае, если они будут «правильно себя вести» в вопросах введения новых санкций, ужесточения уже действующих или продления сроков различных санкционных пакетов. 

Понятно, что намеки в первую очередь были адресованы Греции и другим государствам Южной Европы. Однако Андрей Никитюк (General Invest) считает, что, несмотря на остроту конфликта с официальным Брюсселем, на тесное сотрудничество с Россией Греция, скорее всего, не пойдет. Вероятно, что греческое правительство будет использовать «российскую карту» в качестве способа легкого шантажа ЕС. «Тем не менее для России эта ситуация, как любой бунт на корабле в Европе, вне зависимости от его природы и целей, сейчас выгодна. Она отвлекает внимание ЕС и увеличивает его заинтересованность в снижении напряженности вокруг Украины», – поясняет Андрей Никитюк.

«Пока Греция является частью ЕС, она должна руководствоваться в своей торговой и экономической политике решениями, принятыми Еврокомиссией. Санкции относительно третьих стран в ЕС принимаются при согласии всех стран-участниц. Через этот механизм Греция может транслировать свои интересы по развитию сотрудничества с Россией», – отмечает Александра Таранникова («Эксперт РА»).

Справедливость слов эксперта стала особенно очевидной после того, как Греция все же поддержала решение Совета глав МИД ЕС о продлении санкций против России. И сделала она это, несмотря на вроде бы выстраивающиеся экономическо-торговые отношения с Россией и переговоры о возможном участии этой страны в реализации проекта «Турецкий поток». Наблюдатели, впрочем, не были слишком удивлены – по их мнению, этого следовало ожидать, тем более, что к моменту принятия вышеупомянутого решения Греция вплотную приближалась к состоянию дефолта и нуждалась в хорошем отношении к себе со стороны остальных стран ЕС.

И все-таки – дефолт!

30 июня правительство Греции официально уведомило руководство Международного валютного фонда о своем отказе совершить очередной платеж по кредиту, ранее предоставленному МВФ в рамках «стабилизационного пакета». Практически сразу же вслед за этим в стране началась паника, банки прекратили свою работу, а премьер-министр страны объявил о проведении всенародного референдума, по результатам которого греки должны решить, принять ли им предложения кредиторов (иными словами, согласится на существование в режиме жесткой экономии) или отвергнуть их.
Сложно сказать, что будет дальше с «греческим гриппом», пойдет ли он на спад или будет прогрессировать.

Впрочем, прогнозировать, как будет развиваться тот или иной конфликт и как будет решаться та или иная проблема в современном мире, становится все сложнее. Год назад трудно было представить себе, что эксперты в различных странах будут совершенно серьезно обсуждать перспективы начала и возможные последствия третьей мировой войны. Не менее трудно было представить и то, что Греция начнет требовать от Германии компенсационных выплат не только за потери, которые страна понесла в результате проведения политики жесткой экономии, но и за немецко-фашистскую оккупацию. И уж совсем невозможно – что аналитики будут гадать, какая страна следующей покинет ЕС, и при этом говорить о выходе Греции как о вопросе почти решенном, но отложенном на время.   

текст Иван Скогорев
Поделиться:
 

Возврат к списку