Аналитика и комментарии

09 февраля 2015

час интеграции

Во время VII Международной банковской Бакинской конференции государств – участников СНГ сразу двое экспертов высказались о перспективности заимствований на рынках стран СНГ – заместитель председателя Центрального банка России Михаил Сухов и председатель правления банка «Открытие» Евгений Данкевич. NBJ встретился с председателем Координационного совета Финансово-банковского совета СНГ Анатолием КАЗАКОВЫМ и попытался выяснить, насколько осуществима данная идея.

NBJ: Анатолий Борисович, высказывания о возможности заимствований на рынках стран СНГ в противовес закрытию западных рынков, озвученные на VII банковской конференции в Баку, были фигурой речи или для этого действительно есть основания?

А. КАЗАКОВ: Безусловно, основания есть. Вся работа Финансово-банковского совета СНГ посвящена развитию внутреннего рынка, очень большого и разнообразного. Мы всегда привлекали средства как с Востока, так и с Запада. Говоря о заимствованиях, в первую очередь стоит упомянуть такие государства, как Азербайджан и Казахстан. Они и сами привлекают значительные ресурсы через восточные рынки. Аналогичным образом поступают российские банки.

NBJ: Какова роль Финансово-банковского совета СНГ в привлечении капитала из стран Содружества?

А. КАЗАКОВ: Финансово-банковский совет, куда вошли крупнейшие банки стран СНГ, регулярно проводит форумы, дающие банкирам возможность обмениваться мнениями, взаимодействовать друг с другом. Большое количество финансовых ресурсов привлекается банками благодаря тесному общению и интеграции на наших форумах – в этом состоит их главная ценность. Банки находят друг друга, происходит межбанковский переток ресурсов, заключаются различные сделки. В этом плане интересен Венский финансово-экономический форум, на который мы будем приглашать европейские банки. Он будет особенно важен для кредитных организаций, которые не имеют выхода в Европу, например для таджикских, киргизских. У них будет возможность найти надежных контрагентов. Заслуживает внимания наша ежегодная банковская конференция в Баку, которая и послужила поводом для этого интервью. 

NBJ: Назовите, пожалуйста, конкретные финансовые институты в странах СНГ, которые могли бы служить источниками заимствований для России.

А. КАЗАКОВ: На пространстве СНГ активно работает Международный банк Азербайджана. Его «дочка» находится в Москве. У МБА хорошая кредитная линия. Существует Государственный нефтяной фонд Азербайджана, капитал которого составляет 36 млрд долларов. Указанная организация разместила около 500 млн долларов в российском банке ВТБ. Это тоже привлечение ресурсов – речь идет о немаленькой сумме. Государственный нефтяной фонд Азербайджана размещает средства в российскую недвижимость.

Банки Казахстана получают исламское финансирование – ресурсы направляются в Россию, Казахстан и другие страны СНГ. Россия и Казахстан совместно создали Евразийский банк развития, через который осуществляется привлечение ресурсов. В настоящий момент к проекту присоединились и другие страны СНГ.

В 1993 году десятью государствами. входящими в СНГ, был учрежден Межгосударственный банк, он тоже играет значительную роль в привлечении ресурсов. Конечно, не все страны СНГ уместно сравнивать с Казахстаном, Азербайджаном и Белоруссией, которые активно выходят на пространство СНГ, открывают банки в других странах, привлекают ресурсы. Беларусбанк – одна из крупнейших финансово-кредитных организаций Белоруссии, привлекает сейчас даже ресурсы из Европы. Банки других стран инертны.

NBJ: Какие страны уже близки к тому, чтобы встать на один уровень с Азербайджаном и Казахстаном?

А. КАЗАКОВ: Активно участвует в финансовой жизни СНГ Армения, но ее банковская система еще слаба, в ней не так развито привлечение средств из-за рубежа. Хотя и в ней присутствует капитал Казахстана и других стран.

NBJ: Насколько мне известно, Туркменистан тоже довольно сильное и богатое государство. Как можно охарактеризовать его с точки зрения финансовой привлекательности?

А. КАЗАКОВ: Туркменистан пока страна закрытая как в целом, так и с финансово-экономической точки зрения. Она опирается на свой внутренний рынок, то есть рыночной экономики у нее пока нет. А без рыночной экономики  не будет быстрого развития финансово-банковской сферы. Мы пытаемся работать с этим государством, устанавливать отношения. Один из наших форумов посещал заместитель председателя Центрального банка Туркменистана. Год назад Туркменистан председательствовал в СНГ, многие мероприятия проходили на его территории. Те же интеграционные меры мы предпринимаем и в отношении Узбекистана, в котором проживает 28 млн человек, его экономика еще больше.

NBJ: Насколько рынки заимствований стран СНГ конкурентоспособны по сравнению с рынками Китая и других государств Юго-Восточной Азии?

А. КАЗАКОВ: Конечно, по объему капитала рынки Восточной и Юго-Восточной Азии значительно больше. Трудно не заметить, какое тесное взаимодействие налажено у СНГ с Китаем, Южной Кореей, Сингапуром, другими странами Востока. Особое внимание уделяется, конечно, Китайской Народной Республике. Это связано с подписанием ряда больших соглашений в области энергетики и газовой промышленности, введением совместной программы расчетов «юань – рубль». Нам стало проще рассчитываться с Китаем, мы стали терять меньше средств. Это связано с привлечением капитала из КНР.

В России присутствуют крупные китайские инвесторы. В прошлом году Петербургский международный экономический форум посетила большая бизнес-делегация из Поднебесной, совместно с ее членами была проведена панель по торговому и финансово-экономическому взаимодействию.

Китай – перспективный для нас рынок, но СНГ ближе, это наш внутренний рынок, притом достаточно сильно интегрированный. Мы выстраиваем банковское взаимодействие, и если даже не можем напрямую привлекать ресурсы в Россию, то наши партнеры по СНГ могут в этом помочь. У Сбербанка и ВТБ есть свои кредитные организации в Сингапуре и Китае, там идет активное привлечение ресурсов. Но этого недостаточно, поэтому мы обращаемся к нашей финансово-банковской интеграции.

Сегодня мы должны уделять внимание внутреннему рынку, поскольку он сам может генерировать большие ресурсы. Увлекшись легкими привлечениями с Запада, мы, возможно, немного забыли об этом. Однако СНГ стало очень заманчивым с точки зрения фондового рынка. Мы понимаем, что акции Сбербанка, Газпромбанка в настоящий момент проседают, но завтра все может измениться. Компаний, выпускающих голубые фишки, уже десятки, и мы чувствуем, что наметилась тенденция притока капитала на фондовый рынок.

NBJ: Задача привлечения заимствований из стран СНГ соотносится с целями ЕАЭС?

А. КАЗАКОВ: Конечно, Евразийский экономический союз был основан на платформе СНГ. Сначала объединились тесно интегрированные страны Содружества – Россия, Казахстан и Белоруссия, затем подключились другие государства, в том числе Армения. В настоящий момент мы решаем задачу более тесной интеграции, плодотворного взаимодействия в финансовой сфере.

Сегодня Евразийский экономический союз считается проектом номер один, поскольку существует в большей степени за счет интеграции. В СНГ действует зона свободной торговли, согласно одному из наших основополагающих документов – Договору о зоне свободной торговли – между странами СНГ разрешено движение товаров, капиталов, услуг и людских ресурсов, но с известными ограничениями. В Евразийском союзе ограничений нет, полная свобода. Это очень важно, полагаю, другие страны тоже будут подключаться к ЕАЭС. Однако СНГ остается более широкой платформой взаимодействия – в него входят необходимые для интеграции страны, такие как Узбекистан, Туркменистан, Молдова, которые не войдут в Евразийский союз. Украина тоже находится в СНГ, и несмотря на заявления со стороны ее властей, эта страна вряд ли покинет Содружество – в противном случае ей придется платить таможенные пошлины.  

беседовала Анна Кислицына
Поделиться:
 

Возврат к списку