Аналитика и комментарии

07 марта 2007

Расставляем приоритеты

НБЖ: Каковы приоритетные направления развития финансового сектора Казахстана?

С. АХАНОВ: Это дальнейшее совершенствование систем управления рисками с учетом снижения уровня капитализации и повышения рисков банковской деятельности, в том числе в рамках поэтапного внедрения «Базеля II». Были бы целесообразны поправки в части вычетов по вознаграждению, провизиям, восстановления нулевой ставки НДС на золото, ограничения в распоряжении имущества, находящегося в залоге (или лизинге), взыскания денег с банковских счетов, являющихся обеспечением по полученным от банков займам, и др.

Для дальнейшего совершенствования системы страхования депозитов необходимы изменения в части тенгового эквивалента максимального размера гарантируемого вклада и перевода, применения различных ставок обязательных ежеквартальных взносов для разных банков, в том числе использования, например, нулевой ставки к Жилстройсоцбанку, а также гарантирования полной суммы сбережений в системе жилищных строительных сбережений.

В условиях глобализации исключительное значение приобретает целостное развитие экономики страны как «Kazakhstan Corporation», с единой корпоративной культурой.

Это обеспечит также синхронизацию внутреннего развития финансовых институтов с процессами глобализации, повышением эффективности финансового капитала.

НБЖ: Как банковская система Казахстана взаимодействует со всеми ветвями власти - с госорганами, парламентом и другими?

С. АХАНОВ: Взаимодействие субъектов банковской системы и государственных органов осуществляется через Ассоциацию финансистов Казахстана (далее АФК), практически все казахстанские финансовые институты являются ее членами.

Основные задачи АФК - представление членов АФК в государственных и иных органах, выражение и защита общих интересов субъектов финансового рынка; мониторинг и участие в работе по совершенствованию законодательства Казахстана, касающегося деятельности и затрагивающего интересы членов АФК; конструктивное взаимодействие с государственными органами в целях создания условий для развития финансовой системы страны и эффективной деятельности членов АФК; а также анализ и консолидация предложений членов АФК по решению приоритетных и проблемных вопросов развития финансового сектора и совершенствованию законодательства, затрагивающего интересы субъектов финансового рынка для конструктивного диалога с государственными органами.

В соответствии с Законом Республики Казахстан от 31.01.2006 «О частном предпринимательстве» АФК в 2006 году была аккредитована в Агентстве Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций и Национальном банке Республики Казахстан, а также в министерствах: экономики и бюджетного планирования, индустрии и торговли, финансов, труда и социальной защиты населения, юстиции. Ее представители включены в состав экспертных советов при этих государственных органах.

АФК представлена в Палате общественных экспертов Мажилиса (нижняя палата парламента), в Межведомственной комиссии при премьер-министре по реформированию финансовой системы, она является членом Общенационального союза объединений предпринимателей и работодателей «Атамекен».

НБЖ: В каких формах осуществляется сотрудничество с Россией? Какие трудности есть на этом пути?

С. АХАНОВ: Нами подписаны соглашения о сотрудничестве с Ассоциацией российских банков, Ассоциацией страховщиков топливно-энергетического комплекса, Национальной страховой гильдией РФ, СОАО «Русский страховой центр». Установлены деловые контакты со Всероссийским союзом страховщиков, Независимым рейтинговым агентством «Рус-Рейтинг», компанией «Ренессанс Капитал», некоммерческим партнерством «Русское общество управления рисками».

АФК принимает активное участие в работе подкомиссии Центрального банка России и Национального банка Казахстана по инвестиционному сотрудничеству Россия-Казахстан.

Крупнейшие казахстанские банки рассматривают российский рынок в качестве приоритетного в вопросах инвестирования, ими созданы дочерние компании. В свою очередь, российские финансовые институты уже работают в Казахстане через свои дочерние банки. Думаю, эта тенденция будет сохраняться и в дальнейшем.

Среди трудностей, существующих в реализации сотрудничества в финансовых секторах России и Казахстана, можно отметить недостаточную гармонизацию финансового законодательства наших стран, особенно в области фондового рынка.

НБЖ: Как в Казахстане относятся к приходу иностранных банков, какие механизмы существуют для отстаивания интересов национальной банковской системы ?

С. АХАНОВ: Наши финансовые институты готовы к конкуренции с иностранными финансовыми организациями, но считают необходимым установить некоторый переходный период при вступлении Казахстана в ВТО. В переходный период АФК предлагает предусмотреть условия регулирования иностранных финансовых организаций в части установления жестких требований к наличию высокого рейтинга одного из международных агентств и минимальному размеру совокупных активов и собственного капитала родительского банка или страховой (перестраховочной) организации - нерезидента на конец года, предшествующего подаче разрешения на открытие филиала. Они должны быть не менее суммы, определенной законодательством РК.

Документов меньше, а порядка больше

Елена Мессерле, председатель правления МЕТРОБАНКа, до 2004 года - председатель правления АО «TEXAKABANK» (г. Алматы)

Несомненным достижением наших соседей является переход на международные стандарты финансового учета, который они осуществили первыми в СНГ. Кроме того, Казахстан сразу ввел правило обязательного аудита специалистами одной из компаний «большой четверки». Это сразу существенно изменило рынок, с него ушли все недобросовестные игроки.

Нацбанк также потребовал создания системы управления рисками. Это есть и в России, но вот уровень и качество работы рискменеджеров никем не оценивается. А у соседей же та самая аудиторская «четверка» ежегодно делает два заключения по банкам: о финансовом состоянии и о системе управления рисками. Я считаю, что это очень сильно оздоровило банковскую систему Казахстана.

Еще там существует практика сотрудничества банков с государственными и коммерческими организациями по использованию баз данных. За более чем семь лет не было ни одного скандала, связанного с утечкой информации, с появлением в свободной продаже украденных данных.

Поэтому казахстанские банки могут быстро и качественно оценить потенциального заемщика. И по этой же причине там гораздо выше качество кредитного портфеля. Приведу конкретный пример. Банк, который я возглавляла в Казахстане, имел уровень невозвратов меньше 1%, а доля просроченных кредитов была не выше 6%. Причем просрочки носили чисто технический характер: человек заболел, неожиданно уехал в командировку и т. д. Отсюда - отсутствие необходимости в коллекторской службе.

Если мы посмотрим на нормативно-правовую базу, то увидим, что и она, в отличие от российской, выстроена более логично, исключает двоякое толкование, не имеет прорех и противоречий. Там регламентирующих документов меньше, а порядка больше. Банковская система Казахстана настолько устойчива, что я не знаю, какие потрясения должны произойти, чтобы там случился кризис.

Целесообразно установление своеобразной «квоты» участия иностранных финансовых организаций в финансовом секторе страны и ограничений по видам операций и услуг, а также равных требований к филиалам иностранных банков и казахстанским банкам в части пруденциальных нормативов. Необходимо определение минимального размера депозита, который может принимать филиал иностранного банка, устанавливаемый уполномоченным органом Республики Казахстан.

Предлагаются также и такие ограничительные меры, как наличие опыта работы для финансовой организации - нерезидента, осуществляющей деятельность по конкретному сектору, классу или виду. При этом ежедневная деятельность филиала иностранной финансовой организации должна управляться как минимум двумя физическими лицами - резидентами Казахстана. Филиал должен иметь депозит в Национальном банке Казахстана в размере принятых филиалом обязательств.

акцент

Целесообразно установление своеобразной «квоты» участия иностранных организаций в финансовом секторе страны и ограничений по видам операций и услуг

Особое значение имеют тесное сотрудничество органов финансового надзора Казахстана и страны регистрации иностранной финансовой организации, а также возможности передачи части надзорных функций органу финансового надзора Казахстана.

Сергей Варшавчик
Поделиться:
 

Возврат к списку