Аналитика и комментарии

07 марта 2007

Куда улетели тугрики?

В Монголии затишье. После жаркого декабрьского кризиса, в результате которого пала правительственная коалиция Народно-революционной партии (НРП) и Демократической партии (ДП), было сформировано новое правительство. Однако тишина обманчива: до сих пор не устранена главная проблема, будоражившая монгольское общество на протяжении всего минувшего года, когда в результате краха более двух десятков сберегательно-кредитных кооперативов (СКК) их вкладчики лишились в общей сложности 57,4 млрд. тугриков ($1 ~ 1165 тугрикам).

Юридической основой для СКК стали законы, принятые в 2002 году. Закон о кооперативах легализовал эту форму взаимно-кредитных объединений, а закон о небанковской финансовой деятельности позволил разного рода общественным организациям предоставлять некоторые формы финансовых услуг. В частности, позволялись денежные переводы, платежи, предоставление ссуд, гарантий и т.п.

СКК быстро стали довольно популярны. С одной стороны, они позволяли вовлечь в оборот те небольшие суммы, которыми не интересовались банки, с другой - формировать кредитные ресурсы для малого бизнеса и семейных предприятий, которых множество в сельском хозяйстве страны. Очень быстро число зарегистрированных СКК перевалило за 850.

Однако в законодательстве оказалось множество пробелов, что и создало возможности для злоупотреблений. Сферы деятельности СКК были жестко ограничены только сбережениями и кредитованием, но: можно было предоставить кредит общественной организации, которая, в свою очередь, сама могла выдавать ссуды, гарантии. Так создавались каналы, по которым собранные у не слишком богатого населения средства перетекали новым владельцам. Не случайно 556 из 854 СКК созданы и работают в столице страны Улан-Баторе, тогда как основная нужда в микрокредитах ощущается в регионах.

Проверки, которые в начале 2006 года стал проводить Комитет финансового регулирования, выявили, что более двух десятков СКК не в состоянии рассчитаться с вкладчиками. Среди кооперативов-банкротов оказались Фонд созидания и развития, Тугс Эрдэнэ, Фонд инвестиций и развития, «Глоб кредит», «Совершенное богатство», «Рабочий борец».

Деятельностью кооперативов заинтересовались и правоохранительные органы. Уже весной государственное следственное управление Монголии возбудило уголовные дела в отношении несостоятельных кооперативов. Глава правительства распорядился создать специальную рабочую группу по проверке банкротств СКК. На расходы, связанные с работой 50 следователей и экспертов, а также на поддержку Финансового координационного комитета из нераспределенных средств бюджета было выделено 170 млн. тугриков.

Однако следствие, так же как и финансовые проверки, столкнулось с яростным сопротивлением. Президенту Монголбанка О. Чулуунбату стали угрожать, а председатель Финансового координационного комитета Дашдоржийн Бадра был убит. Обвинение пало на директора СКК «Обустройство юрточных районов» Ц. Тумэнгэрэла. И хотя ССК, которое он возглавлял, не числилось среди тех, где шла проверка, решимость следователей явно пошла на спад.

акцент

Обманутые вкладчики сберегательнокредитных кооперативов считают, что в случившемся виноват Монголбанк

Конфликт не разрешен до сегодняшнего дня. Обманутые вкладчики считают, что в случившемся виноват Монголбанк, который ничего не сделал, когда стало известно о противоправной деятельности некоторых СКК. Но сегодня его возглавляет уже А. Батсух, бывший первый заместитель О. Чулуунбата. В правительстве также новые люди.

Но именно им и придется искать выход из ситуации. Ясно только одно: пострадавшие от мошеннических СКК едва ли отступят. Ведь они потеряли все, а Монголия - страна небогатая. По данным ООН, более 36% населения живет всего на 75 центов ($0,75) в день.

Игорь Пономарев
Поделиться:
 

Возврат к списку