Аналитика и комментарии

15 декабря 2006

Money? Money. Money!

Что происходит с денежными переводами? Чем грозит этот бум? Могут ли каналы денежных переводов использоваться преступными сообществами и как с этим бороться? Какие новые технологии используют операторы, чтобы побеждать в конкурентной борьбе? Соответствует ли столь бурному росту законодательная база?

Эти вопросы были в центре обсуждения на международной конференции, состоявшейся в фешенебельном лондонском отеле Mandarin Oriental. Конференция называлась «Глобальные потребительские денежные переводы - 2006» и собрала представителей 17 государств. Кажется, ее устроители сами не ожидали такого аншлага. Главный конференц-зал отеля с трудом вместил всех участников, а бывший министр финансов Великобритании лорд Норман Ламонт, председательствовавший на форуме, то и дело просил выступавших не выходить за рамки регламента. Хотя сами участники были настроены благожелательно: всем не только хотелось высказаться, но и послушать других. Видимо, и вправду наболело.

 Самые именитые спикеры (а среди них были крупные государственные чиновники из США, Великобритании, России) достаточно много внимания уделили проблеме взаимоотношений операторов рынка с правоохранительными органами. Тема эта достаточно болезненная - в связи с ростом террористических угроз, расползанием терроризма по планете. Речь шла о том, чтобы денежные переводы не использовались для финансирования криминала. Такая угроза существует, соглашались участники конференции, но меры контроля должны быть адекватными.

«Каждый третий из проживающих в Британии представителей этнических меньшинств отправляет деньги за границу, - отметил директор Департамента международного развития правительства Великобритании Марк Лоукок. - В среднем это 800 фунтов в год. Но подавляющее большинство транзакций не превышает 100-200 фунтов, такие суммы не могут быть направлены нафинансирование террористов». Однако Дэвид Армон, его соотечественник из Агентства по борьбе с организованной преступностью, не согласился: «Мы зафиксировали случаи, когда большие суммы, предназначенные для криминальных целей, дробились на переводы по Є25-30, и в итоге финансировалась организованная преступность». Он сказал, что в прошлом году его ведомство выявило 15 тыс. подозрительных операций, и посоветовал участникам рынка лучше изучать своих клиентов.

В довольно жестких тонах были выдержаны выступления руководителя Федеральной службы по финансовому мониторингу Виктора Зубкова и помощника госсекретаря США по борьбе с терроризмом и финансовой разведке Стюарта Леви. Впрочем, им по должности положено стоять на страже. Если же суммировать все сказанное, то преобладал мотив разумности в регламентации рынка.

«Любой перегиб в итоге будет означать удорожание тарифов, а значит, клиенты вернутся в «серое», нелегальное поле, станут прибегать к услугам поездных проводников, посредников, мафии, - предостерег председатель совета директоров Юниаструм Банка Георгий Писков. - И напротив, облегчая пользование легальными системами денежных переводов, снижая тарифы, мы прививаем людям финансовую культуру, воспитываем будущих клиентов банковских услуг».

Участники конференции согласились с тем, что денежные переводы приобретают все большее значение для экономического и социального развития многих, особенно бедных, стран. В некоторых из них поступления от переводов составляют свыше 20% ВВП. Денежные переводы способствуют сокращению бедности, более равномерному распределению денежной массы, снижению инфляции, повышению доступа к социальным услугам. Доля этого сегмента рынка будет увеличиваться - с ростом глобальных миграционных процессов.

Самый крупный игрок на этом поле - Индия, следом идут Китай, Мексика, Филиппины, Франция. По прогнозу президента АРБ Гарегина Тосуняна, доля России на мировом рынке к 2008 г. достигнет 7-8% ($21 млрд.). Кстати, Россия на этом форуме была представлена заметнее других государств. Представитель нашей страны Гагик Закарян возглавил Международную ассоциацию систем денежных переводов, в которую вошли почти все крупнейшие мировые операторы. Многие выступавшие на конференции отмечали рост российского рынка денежных переводов и в особенности динамичное развитие системы «Юнистрим», которая уверенно рвется в лидеры. Ее обороты к концу 2006 г. обещают составить $2 млрд.

Владимир Снегирев , Лондон
Поделиться:
 

Возврат к списку