Аналитика и комментарии

04 августа 2006

Тихий переполох

" >

Aмежду тем речь шла о крупнейшей негосударственной информационной сети расположенного в Бельгии Общества всемирных межбанковских финансовых переводов (Society for Worldwide Interbank Financial Transactions, SWIFT), которое объединяет почти 8 тыс. банков и финансовых компаний более чем из 200 стран. Молчали они и тогда, когда это подтвердил министр финансов США Джон Сноу, заявивший, что «не видит в этом ничего плохого».

Плохого, вроде бы, на самом деле, не было. Полученная информация, по словам Сноу, должна была помочь спецслужбам США повысить эффективность борьбы с террористами. Сразу после выступления министра появились сообщения о том, что благодаря информации SWIFT были пойманы несколько террористов, в частности, Ридуан Исамуддин по кличке «Хамбали», организовавший взрывы на курортах Бали.

Однако министр не смог гарантировать, что данные о транзакциях не были использованы и в других целях. Вскоре после своего выступления он освободил министерское кресло, а его место занял Генри Полсон, бывший председатель совета директоров Goldman Sachs.

Администрация SWIFT поспешила выступить с заявлением, в котором отгородилась от обвинений в нарушении банк о в с к о й т а й н ы . «SWIFT исключит е л ь н о почтовый посредник для передачи защищенных и конфиденциальных финансовых посланий между финансовыми институтами. SWIFT - это не банк, он также не имеет счетов каких бы то ни было клиентов, - говорилось в заявлении. - SWIFT со всей серьезностью относится к своей роли ключевой инфраструктуры международной финансовой системы и сотрудничает с властями для предотвращения незаконного использования международной финансовой системы».

Ежедневно по системе SWIFT совершается 11 млн. операций на общую сумму примерно $6 трлн.

О том, какой массив секретной информации оказался в руках американцев за минувшие пять лет, неизвестно. Но если учесть, что ежедневно по системе SWIFT совершается 11 млн. операций на общую сумму примерно $6 трлн., то становится понятно, что он г р о м а д е н . П о э т о м у столь массивная утечка не могла остаться без внимания. Британская неправительственная организация Privacy International обратилась с письмом к правительствам 33 стран, в котором назвала доступ американских спецслужб к сведениям о банковских переводах «незаконным». Депутаты Европейского парламента потребовали тщательного расследования. «Это может стать еще одним случаем, когда нарушаются права граждан на личную тайну», - заявил зампредседателя группы социалистов в Европарламенте Ян Маринус Виерсма.

Премьер-министр Бельгии Ги Верховстадт распорядился выяснить, затронула ли передача конфиденциальной информации интересы жителей страны и насколько это противоречило национальному законодательству. Кроме того, он потребовал выяснить, нуждается ли национальный режим финансового надзора «в адаптации».

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Искандер Конеев, старший консультант Департамента консультирования в области IТ и информационной безопасности компании «Делойт»:

Передача данных уполномоченным органам - нормальная практика

Осуществляя перевод по каналам SWIFT, банк производит операцию не между счетами своего клиента, а между собственными корреспондентскими счетами. Поэтому возможная юридическая тонкость заключается в том, что разглашена не информация плательщика, а информация банка. Это едва ли нарушит сложившуюся в банковской сфере практику защиты информации. Если учесть наличие в России системы СОРМ-2, обязывающей провайдеров телекоммуникационных услуг обеспечивать оперативный доступ ФСБ к передаваемой информации, разглашение банковской тайны может быть произведено без участия банка. Речь о защите тайны может идти только в смысле криптографических средств, которые использует банк или SWIFT. Если же отвлечься от этого, думаю, что передача данных о платежах по запросу уполномоченных органов - это нормальная практика.

А вот на вопрос о том, способно ли это подорвать взаимное доверие в банковской сфере, каждый должен ответить для себя. Сегодня без банков не обойтись, а они в ближайшее время от SWIFT едва ли откажутся. Гораздо более важной была утечка в 2004 г. базы данных ЦБ по банковским проводкам. Такие события могут серьезно подорвать доверие к банкам.

Но энтузиазм европейских депутатов, политиков и общественных активистов резко контрастировал с реакцией финансового сообщества. Как оказалось, о происходившем хорошо знал Национальный банк Бельгии. Его представитель признался, что получил такую информацию «в контексте надзорной деятельности», но решил, что это выходит за пределы главной обязанности НББ - поддержания финансовой стабильности.

В 2003 г. о том, что американцы получили доступ к информации SWIFT, узнал и Национальный банк Швейцарии, который поставил в известность об этом министерство финансов страны и Федеральную комиссию по банкам. Однако в минфине пришли к выводу, что передача сведений SWIFT в администрацию США не привела к нарушению банковской тайны в Швейцарии.

Насколько утечка конфиденциальной информации SWIFT затронула российские банки, еще предстоит определить. Но уже сейчас понятно, что американцы получили значительный объем сведений, касавшийся российских банков, т. к. по количеству пользователей SWIFT наша страна уступает только США.

Председатель правления Международного московского банка, председатель Комитета РОССВИФТ Илкка Салонен считает, что переданная США информация касалась американских бенефициаров, а также тех, кого подозревали в подготовке терактов. Если говорить строго, то передача сведений нанесла ущерб банковской тайне. Однако и в России есть регламентированные ситуации, когда банки вынуждены давать следственным органам информацию об операциях, сказал он в интервью НБЖ. «Проблема же состоит в том, что одна страна проникла в международную систему расчетов. Ситуация была бы проще, существуй международный регламент борьбы с терроризмом или международный договор о том, каким способом можно добывать такую информацию. А сейчас надо искать ответы на два вопроса: как глубоко власти могут проникать в частную жизнь и насколько точно определение, что такое терроризм», - подчеркнул он.

Дмитрий Дмитриев:

нет оснований сомневаться в надежности SWIFT

По просьбе НБЖ прояснить ситуацию согласился исполнительный директор РОССВИФТ Дмитрий Дмитриев, подчеркнув, что выражает личную точку зрения.

НБЖ: Было ли известно об этой практике руководству РОССВИФТ?

Д. Дмитриев: В силу того, что мероприятия, направленные на предотвращение терроризма, по понятным причинам не афишируются, SWIFT не информировал мировое финансовое сообщество пользователей сети, включая и РОССВИФТ, об указанных выше фактах. По решению руководства SWIFT передача указанной информации носила конфиденциальный характер. Следует отметить, что секретный характер сотрудничества банковских и финансовых организаций с компетентными органами по вопросам предотвращения терроризма является стандартной практикой в большинстве стран мира, включая и Россию.

НБЖ: В какой степени такая практика могла затронуть российские банки, если учесть, что этой системой денежных транзакций пользуется почти 500 банков страны?

Д. Дмитриев: Насколько можно судить по заявлению SWIFT, министерство финансов США направило в SWIFT аргументированные запросы, касающиеся информации по финансовым операциям ограниченного круга лиц, подозреваемых в терроризме, и в соответствии с американским законодательством гарантировало сохранение ее конфиденциальности. В этой связи в настоящее время, исходя из имеющейся в нашем распоряжении информации, нет оснований полагать, что интересы российских пользователей SWIFT затронуты или ущемлены. Естественно, в случае если станет известно о том, что переданная SWIFT информация затрагивает интересы российских пользователей, РОССВИФТ будет соответствующим образом реагировать.

НБЖ: Намерен ли РОССВИФТ получить из Бельгии более подробные сведения о переданной информации?

Д. Дмитриев: Отвечая на данный вопрос, хотелось бы, прежде всего, отметить, что согласно официальному заявлению SWIFT, информация предоставлялась по запросам минфина США. Таким образом, утверждение о сотрудничестве SWIFT и ЦРУ является некорректным. Что касается конкретных сведений, переданных SWIFT компетентным органам США, то РОССВИФТ в настоящее время не рассматривает вопрос о направлении руководству SWIFT каких-либо запросов по данной теме. В официальном заявлении SWIFT содержится исчерпывающая информация. В то же время мы находимся в постоянном контакте с руководством SWIFT и группой Европейский SWIFT Альянс, членом которой мы являемся и которая представляет интересы России в совете директоров SWIFT.

Нет оснований полагать, что интересы российских пользователей SWIFT затронуты или ущемлены.

В настоящее время члены Комитета РОССВИФТ проводят консультации по данному вопросу, и в случае если российские пользователи SWIFT сочтут это необходимым, соответствующие запросы будут направлены руководству SWIFT в Бельгии.

НБЖ: Считает ли РОССВИФТ произошедшее нарушением банковской тайны?

Д. Дмитриев: SWIFT, как кооператив, пользователями которого являются около 8 тыс. банковских финансовых организаций в 205 странах мира, был создан с единственной целью - обеспечение трафика защищенных, стандартизированных сообщений. SWIFT не является банком, не держит счета своих пользователей и занимается исключительно передачей финансовой информации. Поэтому в США закон о банковской тайне на SWIFT не распространяется.

В то же время необходимо отметить, что более чем за три десятилетия деятельности SWIFT не было ни одного случая утечки конфиденциальной информации, передаваемой по сети SWIFT. В этой связи нет оснований сомневаться в надежности и безопасности сети SWIFT как уникальной системы передачи финансовых сообщений в мире.

Игорь Пономарев
Поделиться:
 

Возврат к списку