Аналитика и комментарии

27 июля 2006

Чужие хозяеваВ Восточной Европе власти обеспокоены засильем инобанков

Чехия: битва за тарифы

Текст: Наталья Корнелюк, Прага, специально для НБЖ

Минувший год в Чехии ознаменовался острой схваткой между министерством финансов и банками. Правительство решительно потребовало от них навести порядок в области тарифов на обслуживание.

Обратить внимание на тарифы заставили сами клиенты, засыпавшие Общество защиты прав потребителей жалобами. Услуги чешских банков оказались одними из самых дорогих в Европе. По данным Чешского национального банка, прибыльность банков в пересчете на одного жителя в 2004 г. составила Є198, в то время как аналогичный показатель в Германии достигал лишь Є83. Значительную роль в прибылях банков играл уровень тарифов, сложившийся после приватизации чешского «сбера»-Ceska sporitelna.

Правительство в 2000 г. продало 52% акций этого банка, обладавшего самой развитой филиальной сетью, за 19 млрд. крон (примерно $500 млн.) второй по величине банковской группе Австрии Erste Вank. Позднее Erste Вank докупил на вторичном рынке еще 46%. Новый акционер рассчитывал окупить вложенные средства за 6 лет и прибег к своей традиционной тактике действий на рынках восточноевропейских государств. Он резко сократил число сотрудников при сохранении филиальной сети и сильно поднял тарифы на обслуживание. Только за счет этого 2003 год дал Erste Вank 3,8 млрд. крон (около $100 млн.) дополнительного дохода.

Высокие тарифы на банковские услуги появились после того, как чешский сбербанк был продан австрийцам

Аналитик группы Patria Finance Ян Гайек убежден, что покупка ч е ш с к о г о «сбера» была выгодна как австрийской, так и чешской стороне. «Перед продажей это был типичный пример плохо работавшего банка, близкого к краху.

Даже не могу себе представить, что бы происходило с Ceska sporitelna, если бы его приобрел кто-то другой. Наверняка таких доходов он не имел бы», - убежден Гайек. Что касается Erste Bank, то он на очень выгодных условиях получил банк, готовый к работе с мелкими клиентами и умеющий их обслужить.

Сегодня Ceska sporitelna с валютой баланса в 654 млрд. крон ($27 млрд.) является вторым по величине банком Чехии и безусловным лидером в розничной сфере.

Примеру Ceska sporitelna, начавшего получать дополнительные доходы за счет высоких тарифов, последовали и другие банки страны. Очень скоро услуги чешских банков стали одними из наиболее дорогих в Европе. Сегодня в Чехии действуют 2 4 б а н к а , включая шесть строительных сберегательных касс, а также 12 филиалов иностранных банков. Общий размер банковского капитала составил 167 трлн. крон ($7 трлн.). При этом 96% активов прямо или косвенно контролируются иностранными банками.

Минфин Чехии потребовал от банков отменить сбор за закрытие счета и другие искусственные препоны, которые препятствовали переходу клиента из одного банка в другой. Кроме того, банкам предлагалось стандартизировать названия тарифов и сделать прозрачным механизм их применения, а также минимум за месяц оповещать клиентов об их изменении. Жесткое противостояние продолжалось около полугода. В ноябре 2005 г. последний из крупных банков отменил сбор за закрытие счета. Сейчас он сохраняется только в Postovni sporitelna (Почтовая сберкасса) и составляет 200 крон (около $9). Этот банк сейчас отменяет самый абсурдный сбор за приход средств на счет в размере 6 крон.

Окончательная договоренность с банками была достигнута лишь в декабре 2005 г. Банки согласились разработать и добровольно принять Кодекс Чешской банковской ассоциации, а министерство финансов Чехии обязалось не вносить в парламент дополнительные законы в этой области.

Новые правила оживили конкуренцию в банковской сфере. Уже наметилась тенденция снижения тарифов, стали появляться новые недорогие услуги. Все чаще клиенты используют удаленное обслуживание счета. В Чешско-словацком торговом банке), к примеру, платеж через Интернет стоит 5 крон, а подача платежного документа в отделение банка обойдется в 30 крон.

Польша: инквизиция для банкиров

Текст: Людмила Зах, Варшава, специально для НБЖ

В конце мая в польской столице состоялось первое заседание парламентской спецкомиссии, за которым многие банки наблюдали с тревогой. Депутаты хотят разобраться в том, как проходила приватизация Bank Slaski и Bank Pekao SA. При этом представители правящей коалиции не скрывают, что намерены пристально изучить, что происходило в банковской системе страны в последние 17 лет.

Они утверждают, что в банковском секторе слишком велика доля иностранного капитала, а высокая концентрация позволяет держать на высоком уровне тарифы на услуги. Кроме того, по их словам, процесс приватизации банков сопровождался многочисленными нарушениями.

Национальный банковский сектор привлек внимание политиков после того, как правительству страны пришлось уступить в споре с итальянским банком UniCredito. В 1999 г. он приобрел Bank Pekao SA, один из крупнейших польских банков. Продажа сопровождалась договоренностью о том, что UniCredito будет воздерживаться от дальнейшего расширения на польском рынке.

Правительству Польши пришлось уступить в споре с итальянским банком UniCredito

Однако в 2005 г. UniCredito приобрел немецкий банк HVB, который, в свою очередь, был владельцем польского Bank BPH. Польские власти решительно воспротивились слиянию Bank Pekao SA и Bank BPH, опасаясь поя в л е н и я крупнейшего в стране банка. Но на с т о р о н у и т а л ь я н ского банка стала Еврокомиссия, которая отвергла протест Варшавы и потребовала не нарушать правил единого европейского рынка. Отказ выполнять требования комиссии привел бы к разбирательству в Европейском суде в Люксембурге, что могло бы закончиться санкциями против Польши. В конечном счете правительству пришлось согласиться на слияние Pekao SA и BPH, хотя и с некоторыми ограничениями.

Однако, если отвлечься от политических страстей, то состояние польского банковского сектора не вызывает тревоги ни у специалистов, ни у клиентов. В последние два года банки получили значительные прибыли. В 2005 г. совокупная чистая прибыль выросла на треть и превысила 9,2 млрд. злотых. Польша о к а з а л а с ь в тройке самых эффективных банковских систем Европы. Рентабельность активов ROA составила 1,7%. Показатель рентабельности капитала в минувшем году достиг уровня 20,8%. Все коммерческие банки обладают капиталом, превышающим необходимый минимум в Є5 млн. Депозиты нефинансового сектора на конец прошлого года достигли 317,8 млрд. злотых по сравнению с 278,5 млрд. в 2002 г. Быстро рос объем выданных ипотечных и потребительских кредитов при одновременном улучшении качества кредитного портфеля.

В Польше действуют 54 коммерческих и 590 кооперативных банков, которые, за исключением одного, объединились в 3 большие ассоциации. Польский капитал контролирует только 10 коммерческих банков, из которых 4, в том числе крупнейший - PKO BP SA, находятся под контролем государства. Инвесторы из 17 стран контролируют 44 коммерческих банка. Доля банковских активов, подконтрольных иностранным инвесторам, достигает 70%.

Что касается концентрации в банковском секторе, то доля совокупных активов, приходящихся на 15 крупнейших банков, составляет около 80%, что ниже, чем в Чехии, Венгрии или Словакии. А вот стоимость банковских услуг в Польше намного выше, чем у соседей. Это показывает, что нет прямой зависимости между высокой концентрацией банковского рынка и высокой стоимостью банковских услуг. Правда, члены парламентской спецкомиссии думают иначе.

Георгий Меликянц
Поделиться:
 

Возврат к списку