Аналитика и комментарии

07 июня 2006

Сергей Игнатьев, председатель Банка России : Мы сознательно укрепляем рубль

Я хотел бы ответить на ту критику, которая прозвучала с этой трибуны в адрес Банка России по поводу того, что он слишком много усилий тратит на ограничение роста денежной массы, на ее стерилизацию.

Инфляция - это денежное явление, и, если взять длительный период времени, темпы инфляции полностью определяются динамикой денежной массы и соответствием ее динамике роста спроса на деньги. Нет исторических примеров, во всяком случае, я их не знаю, чтобы на протяжении ряда лет подряд денежная масса росла темпами 36, 39, 50% в год, как это было у нас в последние годы, и при этом инфляция снижалась до желательного, приемлемого для нас уровня - 5, 7, 8%.

Я недавно взял три страны, которые наряду с нами входят в группу «БРИК», Бразилию, Индию, Китай. Рассчитал за последние 5 лет средние темпы роста денежной массы и средние темпы инфляции. Для всех трех стран среднегодовой прирост денежной массы за этот пятилетний период составил от 15 до 17%: в Бразилии - 15%, в Китае - 17%, в Индии -15%. Не 36, 39, и не 50%, как у нас было в 2003 г. При этом средняя инфляция в Китае за 5 лет составила немногим более 1% в год, в Индии - примерно 4%, в Бразилии - 8,7%. Правда, инфляция в Бразилии в последние годы упала, и сейчас она ниже - 6%.

Поэтому, если мы хотим снизить инфляцию, мы неизбежно должны понизить темпы роста денежной массы. Я уже не раз говорил о роли так называемых немонетарных факторов. Такие факторы, как, например, повышение регулируемых цен государственными органами, неожиданный рост цен на какие-то товары на мировых рынках или меры, принимаемые правительством по ограничению импорта каких-то товаров, конечно, сказываются на инфляции, но их влияние временное, преходящее.

Если мы хотим снизить инфляцию, мы неизбежно должны понизить темпы роста денежной массы.

Если мы берем какой-то конкретный месяц и задаем себе вопрос, почему в этом месяце инфляция была 2%, а в предшествующем - только 0,5%, то, скорее всего, мы это повышение инфляции в течение одного месяца динамикой денежной массы не объясним. Влияние денежной массы растянуто во времени и носит долговременный характер. Скорее всего, такое повышение инфляции в конкретном месяце связано с теми немонетарными факторами, о которых я говорил. Если мы берем длительный период времени, скажем, пятилетний п е р и о д , то здесь практически на 90-100% высокая или низкая инфляция объясняется монетарными факторами - динамикой денежной массы, профицитом или дефицитом федерального бюджета, изменением курса национальной валюты.

Как вы знаете, в 2005 г. инфляция составила 10,9%. Это меньше инфляции в 2004 г., когда она составила 11,7%, но значительно выше нашего целевого ориентира на 2005 г., который был равен 7,5-8,5%. Ситуация осложнялась действием факторов немонетарного характера. Это, прежде всего, быстрый рост регулируемых тарифов на жилищно-коммунальные услуги, повышение цен на мясо в результате принятых мер по ограничению его импорта, рост цен на бензин под влиянием высоких мировых цен на нефть и нефтепродукты.

В этих условиях, чтобы не допустить роста инфляции, Банк России пошел на некоторое повышение номинального эффективного курса рубля. В расчете декабрь к декабрю предыдущего года это повышение составило 3,2%. Реальный эффективный курс рубля за тот же период повысился на 10,5%.

Основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики на 2006 г. предусматривается снижение инфляции до 7-8,5%. При этом Банк России постарается не допустить повышения реального эффективного курса рубля более чем на 9%.

Я получил последнюю информацию из Росстата. Информация, прямо скажем, не очень приятная. За март инфляция составила 0,8%. Всего за первые три месяца 2006 г. инфляция составила ровно 5%. Это ниже, чем за соответствующий период прошлого года, когда она составила 5,3%. Но все равно инфляция остается высокой.

В начале текущего года Банк России пошел на дополнительное повышение номинального эффективного курса рубля. За три месяца с декабря по март - оно составило 2,2%. По предварительным оценкам, повышение реального эффективного курса рубля за тот же период составило 5,9%.

Следует подчеркнуть, что в сложившихся макроэкономических условиях, а в условиях очень высоких мировых цен на нефть, быстрого роста золотовалютных резервов, высокой ликвидности банковского сектора, а следовательно, низких масштабов рефинансирования Банком России коммерческих банков, основной инструмент Банка России, влияющий на инфляцию, - это валютный курс рубля.

Очень схематично механизм влияния валютного курса рубля на инфляцию можно представить следующим образом. Во-первых, это прямое влияние на цены товаров, участвующих во внешнеторговом обороте, прежде всего, на цены импортных товаров. Этот эффект реализуется в течение нескольких месяцев. Второй эффект более сложный. В результате повышения курса рубля увеличивается импорт, при прочих равных условиях уменьшается сальдо счета текущих операций платежного баланса, замедляется рост валютных резервов и денежной массы, снижается инфляция. Этот эффект реализуется постепенно и в течение гораздо более длительного периода. Это может быть год и даже больше.

Влияние существенного повышения реального эффективного курса рубля ощущается уже сейчас. В 2005 г. и в начале текущего года физические объемы импорта росли гораздо быстрее физических объемов экспорта. Несмотря на то, что мировые цены на нефть сейчас значительно выше, чем год назад, за первые три месяца текущего года, по нашим предварительным оценкам, показатели денежной массы росли медленнее, чем в соответствующий период прошлого года. Этот эффект далеко не исчерпан. Он будет действовать в 2006 г.

Если не случится нового скачка мировых цен на нефть и не произойдет резкого увеличения расходов федерального бюджета, то, по нашим оценкам, денежная масса в текущем году увеличится примерно на 25%, что значительно меньше, чем в последние годы. Это обеспечит необходимые условия для существенного снижения инфляции в текущем и в будущем году.

За последние 15 месяцев реальный эффективный курс рубля повысился примерно на 17%. Возможно, это окажет определенное негативное влияние на экономический рост. У меня вызывает некоторую тревогу низкий рост промышленного производства в феврале 2006 г. - 101% по отношению к февралю прошлого года. Пока трудно сказать, что повлияло - возможно, сезонные факторы. Но, возможно, уже начинает сказываться укрепление реального эффективного курса рубля.

Поэтому в ближайшие месяцы мы воздержимся от повышения номинального курса рубля по отношению к нашей валютной корзине. Как долго продолжится эта пауза, пока не знаю, это зависит от развития макроэкономической ситуации.

Теперь о процентной политике. В начале марта мы повысили на 0,5 процентного пункта ставки по некоторым видам привлекаемых Банком России депозитов. Возможно, мы продолжим повышение этих процентных ставок. Это будет способствовать некоторому сдерживанию роста денежной массы.

Я думаю, что повышение ставок по привлекаемым Банком России депозитам может привести к некоторому повышению процентных ставок по выдаваемым на короткие сроки межбанковским кредитам. В то же время мы ожидаем, что тенденция к снижению процентных ставок в целом продолжится.

Несколько слов о валютном регулировании. Недавно совет директоров Банка России принял решение о снижении до нуля норматива обязательной продажи валютной выручки и о снижении в два раза нормативов резервирования средств при осуществлении некоторых валютных операций капитального характера.

В соответствии с Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле», с 1 января 2007 г. отменяются практически все ограничения и обременения, связанные с проведением валютных операций капитального характера.

Возможно, по решению совета директоров Банка России, это случится раньше, чем 1 января 2007 г., если, конечно, не произойдет каких-либо неожиданных серьезных негативных событий на нашем валютном рынке.

Мария Царева
Поделиться:
 

Возврат к списку