Аналитика и комментарии

07 июня 2006

Новый шелковый путь

Китайская Народная Республика (КНР) присоединилась ко Всемирной торговой организации в 2001 г. Вступая в ВТО, правительство страны было вполне уверено в своих силах — в первую очередь, благодаря хорошей защите внутреннего рынка. Государственные организации по-прежнему сохраняют стабильные позиции во внешнеэкономических связях КНР — на их долю приходится не менее 70% экспортных операций (с учетом предприятий с иностранным участием). На долю же частных фирм-резидентов приходится менее 2% внешней торговли.

«Еще полтора десятка лет назад страна испытывала серьезную нехватку валюты, экспорт был преимущественно топливно-сырьевым. КНР начала переговоры с ГАТТ (предшественником ВТО) в 1986 г. и, как представляется, только выиграла от того, что не пыталась форсировать процесс вступления в эту организацию», — отмечает ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН Александр Салицкий.

Сегодня стоимость большинства сырьевых товаров, медикаментов, жилищно-коммунальных, транспортных и некоторых других услуг до сих пор определяется государством. В стране продолжают действовать прежние технические стандарты и экспортные пошлины на сырье и полуфабрикаты; по 377 товарным позициям предусмотрена постепенная отмена лицензирования, квотирования и тендеров.

Сохранение в руках государства разнообразных и мощных средств контроля над внешнеэкономической политикой существенно облегчает защиту внутреннего рынка, а также дает возможность принятия ответных мер в случае серьезного нарушения прав китайских экспортеров. Кроме того, правительство Китая контролирует все СМИ и имеет широкие возможности воздействия на хозяйственное поведение населения и предпринимателей. По мнению Александра Салицкого, в Китае «протекционизм приобретает более тонкие формы, а либеральная риторика облегчает выборочную и нередко весьма активную товарную и инвестиционную экспансию на перспективные внешние рынки».

Впереди планеты всей

Китайская Народная Республика уже 20 лет остается мировым лидером по устойчивости темпов роста ВВП — с 1978 г. этот показатель увеличился в 29 раз и составил к началу 2004 г. 11 трлн. юаней (1,34 трлн. долл.). По объему внешней торговли Китай занимает второе место в мире после США. В 2003 г. внешнеторговый оборот страны достиг 851,21 млрд. долл., увеличившись по сравнению с 2002 г. на 37,1%.

Инвестиционные преференции

Сегодня в КНР применяется более мягкая, по сравнению с условиями ВТО, регламентация деятельности зарубежных инвесторов с целью стимулирования отдельных высокотехнологичных направлений. Так, в городе Сучжоу более 90 крупнейших мировых корпораций инвестировали средства в создание новых промышленных отраслей: среди новых проектов 189 относятся к отрасли электроники и связи, 55 — к фармацевтике и химической промышленности, 34 — к производству новых материалов. По объему капиталовложений лидирующие позиции занимают инвесторы из Японии, Республики Корея и США. В целом, по данным агентства «Синьхуа», Китай привлек к настоящему времени более 300 млрд. долл. иностранного предпринимательского капитала.

В свою очередь, китайские компании получили возможность напрямую выходить на зарубежные рынки. По данным заместителя министра коммерции КНР Чжана Чжигана, к настоящему времени общий объем прямых китайских инвестиций более чем в 160 стран мира превысил 30_млрд. долл.

Еще одна немаловажная особенность: как правило, полноправным совладельцем предприятия с иностранным капиталом является государственная компания. Только в 5% случаев иностранные инвесторы, выйдя на китайский рынок, приобретали местные предприятия, тогда как в среднем по миру этот показатель достигает 85%.

Банки идут в Китай

Практически во всех отраслях, в том числе в банковском секторе, предусмотрено постепенное расширение географии деятельности иностранного капитала и повышение его участия в капитале совместных предприятий. В частности, с 1 декабря 2003 г. китайское правительство разрешило зарубежным банкам оформлять операции в юанях для отечественных предприятий. В мае 2004 г. Комитет по контролю и управлению банковской отраслью КНР разрешил увеличить долю зарубежных инвестиций в китайские кредитные организации и упростил для банков-нерезидентов процедуру регистрации филиалов и представительств на территории страны. Пока доля иностранных инвестиций в банковский капитал относительно невелика — активы иностранных банков в Китае достигли 53,6 млрд. долл., что составляет 1,6% общих активов всех китайских банковских учреждений.

До вступления в ВТО в финансовом секторе Китая поддерживались жесткие географические ограничения — зарубежным банкам разрешали работать лишь в Шанхае и Шэньчжэне. Сейчас число городов, где иностранные кредитные организации могут заниматься валютными операциями, выросло до тринадцати. Так, в городе Далянь (одном из самых развитых мегаполисов северо-восточной части страны) уже зарегистрировано более десяти зарубежных банков.

Сегодня условия деятельности нерезидентов в банковском секторе зависят от политики развития различных экономических зон и районов. Это касается процедуры регистрации представительств иностранных банков, цены за оформление соответствующих документов, разрешений на проживание и работу и т. д. Например, в самом большом экономическом районе Шанхая — Пудуне — были установлены «облегченные» правила и требования для иностранных банков.

Всего, по данным за первый квартал 2004 г., в Китае было учреждено 195 оперативных учреждений 62 банков из 19 стран мира (88 из них разрешено оперировать с национальной валютой) и действовало 213 представительств иностранных банков.

По заверениям представителей власти, Китай приветствует участие зарубежных инвесторов в реформировании банковской отрасли страны. Так, как недавно заявил заместитель председателя Комиссии по регулированию Тан Шуаннин, «зарубежные кредитные организации — это не только источник поступления денежных средств, но и образец современного механизма функционирования и передовых методов банковского управления. Исполняя обязательства перед ВТО, Китай постепенно открывает зарубежному капиталу доступ в банковскую отрасль страны и создает благоприятный климат для справедливой конкуренции». К_2006 г. Китай полностью откроет этот сектор для иностранных инвесторов.

Обратить слабость в силу

Первого января 2002 г. Китайская Народная Республика (КНР) и Тайвань стали 143-м и 144-м членами ВТО. Платой за вступление стало открытие для иностранного присутствия рынков — финансового, услуг и аграрной продукции. КНР и Тайвань определяли основные цели вступления в ВТО: облегчение внешнеторговой экспансии, возможность выхода на новые рынки сбыта, доступ к механизмам урегулирования экономических споров в рамках ВТО; участие в определении будущих правил ведения внешнеэкономических сделок; увеличение притока иностранных инвестиций. В тайваньский перечень выгод от вступления в ВТО была включена и политическая цель — добиться международного признания суверенитета острова в условиях дипломатической изоляции.

Китай планировал также нарастить темпы экспорта, активизировать участие национальных компаний в международных процессах слияний и поглощений, глобальном разделении и специализации труда. Планируется превратить страну в «зеленый силиконовый остров», специализирующийся на экспорте наукоемких видов продукции. Обе страны намерены «обратить свою слабость в силу».

Татьяна Даниелянц
Поделиться:
 

Возврат к списку