Аналитика и комментарии

07 июня 2006

Печальный рекорд

Последствия от цунами, обрушившихся в декабре прошлого года на побережье Юго-Восточной Азии, оказались катастрофическими. По данным различных информационных агентств на 19 января 2004 г., число погибших составило 225 тыс. человек. Согласно сообщениям <Би-Би-Си>, по масштабам людских этот природный катаклизм занял пятое место среди потерь последних 450 лет.

 Однако и эти данные о количестве жертв вряд ли можно считать окончательными. Во множестве небольших поселений отсутствуют сведения о числе погибших - количество проживавших там до катастрофы людей, в общем-то, неизвестно. Отдельные регионы охвачены эпидемиями. Причина большинства болезней - бытовые условия (зараженная вода, разлагающиеся трупы, которые не успевают убирать). По словам Яна Эгеланда, координатора ООН по чрезвычайным ситуациям, <возможно, это самое ужасное природное бедствие в современной истории>.

Точные размеры ущерба от цунами до сих пор неизвестны. Так, по оценкам аналитиков инвестиционного банка Credit Suisse First Boston, экономические потери Индии не превысят 0,07% ВВП этой страны.

 Энтузиазм, проявленный простыми гражданами, заставил правительства некоторых стран пересмотреть свои решения о размерах помощи. Так, Великобритания оказалась бесспорным лидером по объему частных пожертвований. Менее чем за двое суток было собрано 25 млн. фунтов стерлингов, что превысило сумму, выделенную из государственной казны.

 При этом помощь оказывается не только правительствами разных стран. Она идет и по каналам Красного Креста, и по линии ООН. Правда, как отметила британская газета Times, последняя организация настолько парализована бюрократическим аппаратом, что оказалась неспособна оказать своевременную и действенную помощь.

 Наиболее внушительное денежное пособие в размере 5,1 млрд. долл. получила Индонезия, которая больше других стран Южной Азии пострадала от цунами. Эту сумму решили предоставить члены Консультативной группы Всемирного Банка, куда входит 21 страна-донор и 12 международных финансовых институтов. Таким образом, из 10 млрд. долл., обещанных международным сообществом странам региона, пострадавшим от стихийного бедствия в Индийском океане, Индонезия получила львиную долю.

Страховой бизнес, несмотря на масштабность катастрофы, пострадал мало. Регион достаточно беден, а объем застрахованных рисков невелик. Так, по данным агентства Bloomberg, средний размер страховой премии на душу населения в Индонезии составляет 14,50 долл. В то же время в США аналогичный показатель в 250 раз выше и равен 3638 долл.

Сицилийцы не понаслышке знают, что такое  "жить как на вудкане". Этна - крупнейший вулкан Европы - возобновил свою активность несколько лет назад. Время от времени потоки лавы устремляются по склонам, где рамполагаются туристические кемпинги, автомобильные стоянки и деревни. Только в 2001 г. ущерб от извержения составил 3,1 млн. долл.

 Размер потерь страховщиков от цунами в Юго-Восточной Азии пока не подсчитан. Прогнозы же свидетельствуют о том, что выплаты не превысят 5 млрд. долл. Как отметил ведущий экономист американского Insurance Information Institute Роберт Нартвиг, <с точки зрения страхования убытки будут небольшими. Конечно же, это не снимает с повестки дня ужасную человеческую трагедию и экономические убытки в регионе>.

 Тем не менее прошедший 2004 год, как отметил The Wall Street Journal, оказался для компаний, страховавших риски от природных катаклизмов, самым <дорогим>, буквально рекордным для всей страховой индустрии. По данным агентства <Интерфакс> на конец 2004 г., сумма причитающихся страховых выплат (по итогам года) достигла 42 млрд. долл. И это без учета последствий цунами в Юго-Восточной Азии. Больше было только в 2001 г., когда потери страховщиков составили 37 млрд. долл. 

Правда, тогда столь крупные выплаты были следствием террористического нападения на Всемирный торговый центр в Нью-Йорке. За неполные 12 месяцев прошлого года (с начала января до католического Рождества) природные катаклизмы нанесли ущерб в размере 105 млрд. долл. Столь крупные потери возникли из-за того, что от природной стихии серьезно пострадали густонаселенные и экономически развитые регионы. Такие как Флорида в США (ураган <Иван>) и Япония (сильное землетрясение).

 Деньги вернут, но не всем

Наибольшие убытки от цунами в Юго-Восточной Азии понес местный туристический сектор. В связи с этим представитель крупнейшего в мире страхового рынка Lloyd's of London Стив Фэррэнс отметил: <предварительные подсчеты показывают, что застрахованные риски связаны в основном с курортами, индивидуальными и туристическими страховками, а также с морскими судами>. 

Вместе с тем катастрофа в Юго-Восточной Азии вскрыла ряд проблем, которые ранее либо просто замалчивались, либо игнорировались. Так, число жертв могло быть во много раз меньше, если бы в регионе существовала система предупреждения цунами.

 По словам Харолда Мофьелда, специалиста штаб-квартиры Национального управления США по проблемам океанов и атмосферы (National Oceanic and Atmosphere Administration - NOAA) в Сиэтле, первые оценки последствия землетрясения на северо-западе Индонезии были сделаны уже через 10 минут. Однако, как сообщает информационное агентство France Press, специалисты NOAA не знали, с кем связываться в странах, пострадавших от гигантских волн. Вот почему на конференции ООН по уменьшению опасности стихийных бедствий было решено создать систему предупреждения о цунами в зоне Индийского океана, а к 2015 г. - глобальную систему предупреждения обо всех видах стихийных бедствий. 

Другая острая проблема связана со страхованием туристических поездок от всякого рода форс-мажорных ситуаций. На развивающихся рынках этот механизм защиты бизнеса практически не используется. Туристов снабжают лишь теми страховками, которые нужны для въезда в страну - в основном медицинскими полисами. По такой схеме работают, например, туристические компании России. Вследствие этого убытки отечественных фирм оказались значительными относительно объемов данного рынка. По расчетам Российского союза туриндустрии, для возмещения стоимости путевок примерно 3500 туристам, не улетевшим в Таиланд, туроператорам понадобилось бы изъять из оборота более 10 млн. долл. (при средней стоимости тура на этом направлении около 2500 долл.). А для возмещения стоимости путевок на Шри-Ланку <неулетевшим> 640 туристам - более 1 млн. долл.

Человеческих жертв в странах Тихоокеанского бассейна было бы меньше, если бы сейсмослужбы вовремя оценили масштабя надвигающейся катастрофы

 Существует вероятность, что часть убытков турфирм будет возложена на их клиентов. Около десятка компаний уже начали компенсировать потери граждан.

 По словам главы Федерального агентства по туризму (Ростуризм) Владимира Стржалковского, <это крупные операторы, которые отправляют на отдых около 50% российских туристов>. Однако для маленьких компаний возврат полной стоимости несостоявшихся туров может привести к банкротству. А как считает руководитель Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько, скоро цены на туры в Юго-Восточную Азию вырастут на 10-15% - <ведь туркомпаниям необходимо будет как-то покрывать расходы, возникшие из-за этой трагедии>. 

Торпеда для турбизнеса

 Отечественные законодатели также не прошли мимо данной проблемы. По мнению председателя Комитета по экономической политике, предпринимательской деятельности и туризму Валерия Драганова, <есть острая необходимость пересмотреть законодательство о туристской деятельности> в части создания системы обязательного страхования рисков. Народные избранники предлагают сформировать некий страховой фонд, работающий по такой же модели, как и Стабилизационный фонд РФ.

Любительская камера запечатлела, как гигантская волна за несколько минут смыла в океан здания, автомобили и дороги

 Однако подобное решение проблемы не по карману большинству туристических фирм. А их немало. По данным специализированной газеты <Туринфо>, на 1 октября в России насчитывается 3369 туроператоров и турагентств. Если участие в подобном фонде будет обязательным, выживут и останутся работать на рынке только самые крупные компании. Причем все они территориально будут располагаться в Москве. Это может привести к удорожанию путевок и краху практически всех региональных операторов. Такого мнения придерживается председатель Правления и исполнительный директор Сибирской байкальской ассоциации туризма (СБАТ) Вадим Копылов. При этом он считает, что <правительству РФ стоит задуматься о страховании форс-мажорных рисков не только для туризма, но и для всего российского бизнеса. Особенно для участников сферы обслуживания. <Например, - поясняет свою мысль руководитель СБАТ, - если авиакомпания не выполняет свои обязательства из-за форс-мажорных обстоятельств (самый простой пример - нелетная погода), то никто не возмещает пассажиру нанесенный ему ущерб. Ни материальный, ни моральный, ни упущенной выгоды. Более того, при отказе от поездки применяются штрафные санкции>.

 

 

Михаил Чекулаев
Поделиться:
 

Возврат к списку