Аналитика и комментарии

08 декабря 2020

Задавая тренды

В ноябре СКБ-банк отметил свое 30-летие. Региональный банк из Екатеринбурга не просто выстоял в кризисные времена, а стал центром федеральной банковской группы, в состав которой сегодня входят инновационный онлайн-банк для предпринимателей Делобанк, калужский Газэнергобанк, ИТ-компания СКБ Лаб. О том, чем сегодня живет банковская группа, рассказали бизнес-лидеры Алексей Луценко, директор по развитию розничного бизнеса СКБ-банка и Ирина Кузьмина, директор Делобанка.

Пальма технологического первенства

В начале 2020 года СКБ-банк объявил о том, что будет форсировать свое развитие в сторону цифровой трансформации и онлайн-сервисов (онлайн-банкинга). К этому времени банк уже входил в Ассоциацию развития финансовых технологий (ФинТех), которая способствует развитию инновационных технологий банковской системы России с учетом лучшего международного опыта. Являясь пионером финтех-движения, СКБ-банк в числе первых реализует важные проекты.

Стать клиентом без визита в банк

Полтора года назад СКБ-банк запустил новую систему интернет- и мобильного банка для физических лиц. Система активно дорабатывалась: в ней появлялись новые сервисы, некоторые – впервые в стране. В 2020 году интернет-банк СКБ-банка вошел в пятерку лучших и занял 4 место в рейтинге систем дистанционного банковского обслуживания (ДБО) для частных лиц по версии Markswebb.

«Мы делаем всё возможное, чтобы система ДБО заменила клиенту необходимость повседневного визита в офис: реализовали полную линейку вкладов, коммунальные платежи, сервис подачи заявки и получения кредита. Сейчас через наш мобильный банк можно даже зарегистрироваться на портале Госуслуг, а еще мы в числе первых в стране банков запустили сервис биометрической идентификации. Любой человек, который имеет доступ к порталу Госуслуг и биометрические данные в ЕБС, может открыть у нас счет и стать нашим клиентом», – говорит Алексей Луценко.

Приложение Делобанка в рейтинге аналитического агентства Markswebb признано лучшим среди мобильных банков для малого и среднего бизнеса, для предпринимателей и руководителей организаций. Мобильное приложение стало лучшим второй год подряд, а в 2020 году аналитики агентства назвали Делобанк «цифровым лидером России». Среди преимуществ эксперты выделили контекстные связи в системе управления закрывающими документами, единственную на рынке реализацию автоматического расчета взносов в бюджет для ИП на УСН, удобное подключение торгового и интернет эквайринга, а также прием платежей от физических лиц через генерацию QR-кодов («куайринг»).

«Простота процессов наряду с высокотехнологичными и удобными инструментами позволяют получать необходимые услуги без визита в банк и длительного заполнения документов», – отмечает Ирина Кузьмина.

Цифровой профиль гражданина

Весной этого года банк подключился к государственному сервису – Цифровому профилю гражданина. Сервис встроен в систему подачи заявки на кредит через сайт банка. Теперь на сайте банка клиент может авторизоваться через Госуслуги, дать согласие на предоставление своих данных и больше не придется заполнять поля заявки: большая часть информации автоматически загрузится из цифрового профиля.

«Сегодня порядка 50% заявок заполняются с подтверждением через цифровой профиль, их количество уже преодолело границу в 100 тысяч. С цифровым профилем мы получаем достоверные данные о гражданине, о его отчислениях из заработной платы в Пенсионный фонд. Нам не нужно запрашивать подтверждение доходов, форму 2НДФЛ. Теперь заявка рассматривается в более короткие сроки с лучшей достоверностью. Кредитный конвейер обрабатывает заявку в течение двух минут и выдает решение банка о доступной сумме кредита. Эту сумму можно зачислить на счет либо заказать доставку карты. Таким образом, с помощью цифрового профиля новый клиент без визита в банк подает заявку на кредит и получает деньги», – отмечает Алексей Луценко.

Онлайн – это не только «где», но и «как»

СКБ-банк также одним из первых на рынке подключился к Финуслугам – маркетплейсу Центрального банка и Московской Биржи. В рамках проекта организована площадка для автоматизированного дистанционного оформления вкладов в круглосуточном режиме. Теперь открыть вклад в СКБ-банке можно на современной платформе, используя сервис Финуслуги, в любое время, даже не являясь до этого клиентом банка. В дальнейшем спектр продуктов СКБ-банка на маркетплейсе будет расширяться: появятся инвестиционные и кредитные продукты.

«Развитие дистанционных сервисов повышает доступность финансовых услуг. Клиенты перестают зависеть от часовых поясов и географии», – продолжает господин Луценко.

То, что будущее за дистанционными сервисами, доказывает успешный опыт Делобанка – федерального онлайн-банка для предпринимателей. Банк полностью обособлен от офлайн-сети и обеспечивает дистанционное управление финансами предприятия. Все услуги доступны 24/7/365. Сегодня это и самый быстрый сервис: выписку по счету на 6 тысяч операций клиент может получить за 1,5 секунды, отправить платеж за 29 секунд, подключить сервисы через интернет-банк или по телефону – круглосуточно и мгновенно, открыть депозит за 1,5 минуты и два клика. Клиенты также могут осуществить обмен документами с банком через чат, вести онлайн-бухгалтерию и выполнять многие другие операции.

«Мы работаем на сокращение времени получения той или иной услуги, чтобы сделать ведение бизнеса максимально простым для каждого, ведь онлайн – это, прежде всего время, а не место взаимодействия с клиентом», – комментирует Ирина Кузьмина, директор Делобанка.

Система быстрых платежей

СКБ-банк является признанным лидером по внедрению сервисов Системы быстрых платежей (СБП). Сегодня с СБП уже работают более 100 банков по стране, система стала общепризнанной в России.

«Доля переводов по номеру телефона планомерно растет. Так, в январе она составляла около 11%, а в октябре достигла 24%. Мы реализовали уникальный для рынка сервис переводов по номеру телефона по запросу получателя. Ранее перевод осуществлялся по номеру телефона только по инициативе отправителя. Например, я хочу перевести вам деньги, зная ваш номер телефона, набираю его и перевожу, и вы через несколько секунд получаете денежные средства в любом банке. Сейчас же, если у меня есть счета в разных банках, я могу консолидировать все средства на одном счете: с помощью мобильного приложения СКБ-банка запросить перевод денег со своих счетов в других банках, не посещая их очно», – рассказывает Алексей Луценко.

Новые возможности на базе СБП своим клиентам предлагает и Делобанк, например, куайринг – сервис оплаты товаров и услуг с помощью QR-кодов через СБП. Куайринг пришел на смену сервису оплаты покупок по терминалу и стал дешевле классического эквайринга в 5 раз.

«Сервис оплаты покупок по QR-коду через СБП делает жизнь клиента легче, а предпринимателя – удобнее. Представители бизнеса часто говорили, что стоимость эквайринга очень высока. Именно поэтому мы стали активно внедрять в предпринимательскую среду инновационный тип оплаты, который не требует дополнительного оборудования и дает возможность мгновенно получать оплату в режиме онлайн», – подчеркивает Ирина Кузьмина.

При этом уже традиционно Делобанк выступает партнером в подключении к СБП не только для ритейлеров, но и для многих финтех-компаний и банков, которые не имеют своего процессингового центра. У технологии большой потенциал: ежемесячно количество оплат по QR-коду растет на 25–30%.

Еще больше заботы о клиентах

Алексей Луценко отмечает, что цифровое обслуживание – это, в первую очередь, свобода выбора, и задача сделать так, чтобы выбор клиента пал в пользу именно СКБ-банка. Это означает не просто качественное привлечение и продажу, но и сопровождение клиента на всем жизненном цикле, чуткое реагирование на его потребности и предвосхищение желаний.

«Клиент становится финансово грамотным и разборчивым, он глубоко погружается в условия продуктов, сравнивает тарифы в разных банках и выбирает самый выгодный. В свою очередь, мы больше стремимся быть ближе к клиентам, говорить на их языке. Для ускорения этого процесса в СКБ-банке было создано специальное подразделение – Дизайн-офис, который при создании любого продукта в первую очередь смотрит на него глазами клиента», – резюмировал господин Луценко.

«Самая большая ценность Делобанка – это его клиенты. Сегодня в Делобанке уже открыто более 100 тысяч счетов предпринимателям и предприятиям малого бизнеса. И мы делаем все, чтобы нашим клиентам было комфортно с нами работать», – говорит Ирина Кузьмина.

В 2020 году Делобанк запустил программу лояльности. За подключение и использование онлайн-сервисов клиенты получают вознаграждение – делокоины – это баллы, которые можно потратить на полезные и ценные подарки от Делобанка или воспользоваться выгодными предложениями партнеров. Например, делокоинами можно оплатить ежемесячное обслуживание в банке, услуги такси, размещение промо-поста в социальных сетях банка или разработку фирменного стиля. В программу лояльности были добавлены элементы бизнес-игры. Благодаря геймификации, клиентам интереснее работать и зарабатывать баллы за обычные каждодневные действия. Робот Антошка, герой программы, помогает разбираться с сервисами, дает подсказки и советы, а интуитивно понятный интерфейс помогает клиентам быстрее ориентироваться в интернет-банке и делает работу с digital-сервисами еще удобнее.

Большие перспективы

СКБ-банк и Делобанк регулярно участвуют в обсуждении и технологических инициативах на площадке ЦБ РФ по развитию проекта дистанционного принятия клиентов на обслуживание. Сегодня банк разрабатывает программы автокредитования, а также проводит тестирование цифровой ипотеки, которая поможет клиентам получить все необходимые для ипотечной сделки бумаги и заключить ее в онлайн-режиме, экономя время и деньги.

«Наша позиция такова, что технологии удаленной идентификации и принятия на дистанционное обслуживание должны быть распространены не только на обслуживание физических лиц, но и начать применяться для юридических лиц. Делобанк уже направил в регуляторную «песочницу» Банка России заявку на пилотирование сервиса дистанционного принятия на обслуживание клиентов. Такие проекты очень сильно меняют ландшафт потребления и обслуживания», – отметила Ирина Кузьмина.

Материал также опубликован в печатной версии Национального банковского журнала (Ноябрь 2020).

Поделиться:
 

Возврат к списку