Аналитика и комментарии

27 июля 2020

Степан Ковалев, Good Life Consulting: О хищениях в банках – механизмы противодействия

Финансовый рынок и банковское дело является отраслями, работа в которых может принести трудолюбивому и настойчивому предпринимателю значительную прибыль. Однако необходимо понимать, что по мере укрепления позиций компаний на рынке, появления новых партнёров, расширения клиентской базы будет возникать все более острая необходимость в расширении штата организации. Руководитель, в свою очередь, будет вынужден делегировать определенную часть полномочий подчиненным. Данный шаг неизбежен, однако он приводит к появлению нового риска - потенциальным хищениям в кредитной организации. Если Вы уже столкнулись с данной проблемой или понимаете, что в скором времени она станет для вас актуальной - не стоит волноваться! Существует ряд механизмов, которые помогут защитить Ваши средства от недобросовестных подчиненных.

Хищения в банках сегодня: старые цели и новые методы

Цель недобросовестных сотрудников в каждом из случаев хищений одна – обрести личную выгоду за счет предприятия, где они «трудятся». При этом важно осознавать, что в настоящее время появилась масса новых способов обмана руководства и коллег, что обусловлено развитием современных технологий. Например, сегодня существуют риски мошенничества с личными данными клиентов вплоть до их продажи, или списания уполномоченными сотрудниками незначительных сумм со счетов большого числа вкладчиков. Такие действия требуют специализированных знаний в сфере информационных технологий, что затрудняет расследование и предотвращение подобных преступлений. В качестве особой формы корпоративных хищений можно рассмотреть несанкционированное использование сотрудником программного обеспечения, являющегося собственностью компании.

Безусловно, сохраняются и ставшие традиционными угрозы: недобросовестная регистрация сотрудниками кредитных организаций договоров с потенциальными вкладчиками, за которой следует присвоение средств клиента, торговля инсайдерской информацией, что может повлечь за собой колоссальные убытки. Наконец, по-прежнему существует риск хищения имущества компании – от списанной мебели до дорогостоящих компьютеров и автомобилей.

С чего начать?

Первое, что должен сделать руководитель, опасающийся хищений в своей компании – определить потенциальные «зоны риска». Необходимо понять, у каких подразделений есть доступ к чувствительной информации или возможность присвоения имущества компании или ее клиентов. Стоит отметить, что зачастую на данном этапе есть смысл прибегнуть к помощи экспертов-консультантов со стороны, которые, используя наработанный опыт, смогут быстрее выявить, откуда может исходить опасность.

Три составляющие успешного противодействия хищениям в кредитной организации

Успешное противодействие хищениям в компании складывается из трёх элементов. В зависимости от специфики организации и направления её работы упор может быть сделан на одном из них, либо функционал всех элементов может взять на себя одно подразделение компании.

1. Служба безопасности

Речь в данном случае идёт о подразделении, на которое возложен контроль за соблюдением персоналом внутренних правил компании, условий персональных контрактов и национального законодательства. Кроме того, эффективная служба безопасности должна осуществлять скрининг кандидатов на трудоустройство в компанию, в том числе посредством запросов в правоохранительные органы. Нельзя недооценивать и традиционные методы контроля - к примеру, видеокамеры, установленные в отделениях банка.

Эффективность работы службы может быть увеличена посредством приглашения на работу в качестве экспертов-консультантов отставных сотрудников органов внутренних дел, ранее занимавшихся экономической безопасностью.

Кроме того, в современных условиях ни одна служба безопасности не может работать без участия квалифицированных программистов. Данный факт обусловлен необходимостью защиты корпоративных сетей от загрузки вирусов и вредоносных программ, которые могут использовать злоумышленники.

2. Внутренний контроль и аудиторские проверки

Серьезным подспорьем в борьбе с хищениями может стать строгий контроль за внутренней документацией компании. Документальное оформление всех принятых решений в рамках деятельности организации позволит сделать ее работу более прозрачной для руководства даже в том случае, если его представители не погружены в «текучку».

Необходим также постоянный аудит отчетных данных, предоставляемых подразделениями, отвечающими за бухгалтерию, финансы, закупки.

3. Создание особой корпоративной атмосферы

Наконец, не менее важным на практике оказывается создание в компании атмосферы нетерпимости к хищениям и взаимовыгодного добросовестного сотрудничества. Весьма очевидно, что сотрудники, довольные своей заработной платой и социальными гарантиями, а также осознающие серьезные последствия нарушения корпоративной этики, не будут думать о способах незаконного обогащения. Имеет смысл организовать проведение тренингов, посвященных возможностям сотрудников развиваться в рамках компании и демонстрирующих бессмысленность попыток получить выгоду недобросовестным путем.

Экономическая составляющая противодействия хищениям в банке

Безусловно, противодействие хищениям может стать достаточно затратным. При выборе способов предотвращения хищений руководство компании должно исходить, прежде всего, из их экономической целесообразности. Так, небольшое предприятие может позволить себе нанять 1-2 квалифицированных менеджеров, отвечающих за внутренний контроль и аудит, а скрининг кандидатов и организацию тренингов для персонала доверить аутсорсинговым структурам. Иными словами, каждый случай индивидуален – нужно лишь помнить, чтобы затраты на создание механизма противодействия должны быть адекватны и не превышать потенциальные потери от хищений.

Таким образом, механизм противодействия хищениям в компаниях, действующих в банковской и финансовой сферах должен быть комплексным и цельным. В случае успешной работы каждого из его элементов в компании будет создана атмосфера ответственности и добросовестного труда, что неизбежно положительно скажется на работе организации.

Текст: Степан Ковалев, руководитель пресс-службы Good Life Consulting, специально для NBJ

 

Поделиться: