Аналитика и комментарии

09 июля 2020

S&P Global Ratings, обзор: COVID-19 стал катализатором внедрения новых банковских технологий

Российские банки имеют хорошие возможности для того, чтобы управлять рисками, возникающими в связи с цифровой трансформацией. Об этом говорится в  новом аналитическом обзоре  «Технологическая трансформация в розничном банковском секторе: Пандемия COVID-19 ускорит процесс цифровой трансформации в российском банковском секторе» от S&P Global Ratings. NBJ публикует статью с небольшими сокращениями.

Аналитики S&P Global Ratings считают, что банки начали адаптироваться к быстро меняющейся финансовой среде еще несколько лет назад, чему во многом способствовали наличие технически грамотных клиентов, высокий и постоянно растущий уровень проникновения мобильной связи и интернета, а также наличие хорошо развитого сектора информационных технологий.

В частности, наиболее крупные, а также небольшие, но занимающие прочное положение на рынке финансовые организации в России будут менее подвержены рискам, обусловленным цифровой трансформацией, чем такие же банки других стран, несмотря на риски, связанные со сменой предпочтений клиентов. Это обусловлено доступом банков к хорошо развитому сектору информационных технологий; тем, что эти банки раньше других финансовых организаций или быстрее, чем они, начали инвестировать в цифровую трансформацию; жесткими требованиями регулирования в банковском секторе и тем фактом, что крупнейшие банки, контролируемые государством, создают барьеры для входа на рынок, защищая таким образом свои бизнес-позиции от появления на рынке новых игроков, предлагающих принципиально новые модели.

Пандемия COVID-19 и связанные с ней ограничительные меры стали для банков дополнительным стимулом повышать адаптацию клиентов к инновационным финансовым технологиям. Предпочтения потребителей и их лояльность к тому или иному банку будут претерпевать изменения, заставляя банки адаптироваться к этому процессу. Потребители, которые знают, что получить банковские услуги столь же просто, как найти видео на YouTube, будут все в меньшей степени предпочитать обслуживание в одном-единственном банке, то есть демонстрировать поведение, которое банки высоко ценили в прошлом.

Мы считаем, что в средне- и долгосрочной перспективе рынок розничных банковских услуг (какой бы короткой ни была история розничного банковского сектора в России) перестанет существовать в том виде, в каком он существует сегодня. Вместе с тем мы полагаем, что российские банки и их клиенты уже адаптируются к переменам.

Риски, связанные с внедрением новых технологий, уже в значительной степени отражены в наших рейтингах российских банков. Тем не менее в долгосрочной перспективе мы прогнозируем усиление конкуренции в секторе, что может быть особенно проблематичным для небольших банков.

COVID-19: катализатор внедрения технологий

Мы полагаем, что пандемия COVID-19 и меры по предотвращению ее распространения, введенные российским правительством и принятые компаниями и населением, ускорили внедрение новых финансовых технологий в России, и эта тенденция не изменится даже после отмены этих мер. Получение банковских услуг через интернет или использование мобильного приложения для проведения операций вместо посещения отделения банка, покупки через интернет с доставкой на дом, все более активное использование бесконтактных карт – вот лишь несколько примеров цифровой трансформации, которые можно было наблюдать в последние несколько месяцев в России.

По данным исследования, проведенного компанией Mastercard в апреле 2020 г., в период пандемии 43% клиентов в России предпочитали безналичные платежи наличным, 22% перестали использовать наличные средства и начали применять карты и другие платежные средства, около 50% клиентов стали более активно пользоваться бесконтактными картами, 16% клиентов впервые использовали бесконтактные платежи.

Более крупные и занимающие более прочные позиции на рынке банки имеют хорошие возможности для управления рисками, связанными с внедрением новых технологий

Мы определяем риски, связанные с внедрением технологических инноваций, которым подвергаются российские банки, анализируя четыре фактора, связанные с банковской системой: технологию, регулирование, отрасль и предпочтения (technology, regulation, industry and preferences – TRIP). В последние несколько лет банковский сектор в целом, и особенно крупнейшие банки, вкладывают значительные средства в развитие цифровой трансформации, что обусловлено предпочтениями клиентов, наличием хорошо развитого сектора информационных технологий и значительной конкуренцией. Это позволяет банкам лучше управлять рисками, связанными с внедрением новых технологий.

Отрасль: умеренный уровень риска: цифровые инновации обусловят дальнейшую консолидацию российского банковского сектора

Российские банки активно внедряли цифровые инновации на протяжении последних лет. По нашему мнению, цифровая трансформация в банковском секторе вряд ли будет оказывать значительное негативное влияние на положение доминирующих банков, поскольку они раньше других начали внедрять цифровизацию и другие инновации в банковский бизнес. Доминирующее положение в российском банковском секторе традиционно занимают банки, контролируемые государством: на долю банков, связанных с государством, приходится более 65% активов банковской системы. В последние годы большинство государственных банков демонстрировали высокие показатели и активно инвестировали средства в развитие цифровых технологий. Вследствие дальнейшей консолидации сектора уровень его концентрации повышается, а доля 10 крупных банков в совокупных активах банковской системы увеличилась с 57% в 2009 г. примерно до 71% в 2019 г.

Это особенно касается розничного сегмента, в котором концентрация и доминирование нескольких государственных банков еще выше. Пять крупнейших российских банков – ПАО Сбербанк, Банк ВТБ (ПАО), АО «АЛЬФА-БАНК», «Газпромбанк» (Акционерное общество) и АО «Россельхозбанк» (из них только АО «АЛЬФА-БАНК» является частным) – контролируют около 70% рынка розничных кредитов и депозитов Сбербанк традиционно занимает доминирующее положение в банковском секторе с долей более 40% этого сегмента рынка. Сбербанк также является одним из лидеров рынка в том, что касается банковских инноваций и инвестиций в цифровую трансформацию, поскольку он располагает значительными средствами для инвестиций и оптимизация расходов и цифровая трансформация входят в число его основных приоритетов.

Мы считаем высокую степень концентрации российского банковского сектора одним из преимуществ для существующих розничных банков, поскольку она является значительным препятствием для новых игроков, использующих принципиально новые высокотехнологичные бизнес-модели, которые стараются выйти на рынок.

Кроме того, относительно низкий уровень развития рынка венчурного капитала в России, высокие барьеры для входа на рынок и высокие требования режима регулирования в финансовом секторе обусловливают очень хорошие возможности для российских банков в плане инвестирования в цифровые технологии и получения связанных с этим преимуществ.

В течение последних нескольких лет российские банки активно закрывали свои отделения в связи с ориентацией на снижение затрат вследствие повышения стоимости риска и генерирования небольшого объема нового бизнеса (расходы на содержание персонала составляют 53-54% совокупных операционных расходов российских банков). Мы отмечаем эту же тенденцию в других странах). Эффективность расходов остается одним из основных приоритетов для банковского сектора, особенно принимая во внимание ожидаемое давление на показатели доходов банков в 2020-2021 гг. вследствие негативного влияния пандемии COVID-19 и снижения цен на нефть.

Технология – умеренный уровень риска: поддержание баланса инноваций и рисков, связанных с внедрением новых технологий, будет одной из основных проблем для банковского сектора

По нашему мнению, те банки, которые раньше других осознают возможности и проблемы, связанные с развитием новых технологий, потенциальными нарушениями привычных процессов в результате внедрения финансовых инноваций и возрастающую угрозу преступлений в цифровой сфере, будут иметь преимущества и укрепят свои рыночные позиции.

Мы полагаем, что хороший доступ в интернет, высокая скорость интернет-соединения, значительный и растущий уровень проникновения интернета (по оценкам, он достиг 80% в 2019 г.), а также квалифицированные специалисты в сфере информационных технологий обеспечивают благоприятную среду для развития инноваций в российской банковской сфере. Кроме того, многие российские компании активно применяют цифровую трансформацию для развития собственного бизнеса, в частности путем взаимодействия с клиентами с использованием каналов интернет-продаж и других онлайн операций. Это стимулирует банки совершенствовать инфраструктуру платежей и другие способы сотрудничества с различными компаниями, использующими новые технологии.

По данным Доклада о конкурентоспособности различных стран (World Economic Competitiveness Report) за 2019 г., Россия занимает относительно хорошую позицию в мире по показателям способности к инновациям и темпам адаптации к новым идеям и методам – 32-е место среди 141 страны.

В последние 10 лет Россия демонстрировала чрезвычайно быстрый рост проникновения мобильной связи и интернета, что способствовало внедрению инноваций в розничном банковском секторе, включая интернет-банкинг и мобильные банковские приложения, развитие продаж банковских услуг через интернет, способность предоставлять более качественную поддержку клиентам и более качественный доступ к данным клиентов. Банковские счета клиентов с доступом через интернет и мобильную связь становятся стандартом банковской деятельности. АО «Тинькофф Банк» – отличный пример успешной цифровой трансформации в России. Образованный как IT-компания, 70% штата головного офиса которой составляют специалисты в сфере информационных технологий, «Тинькофф Банк» достиг 16-го места в банковской системе по размеру активов, являясь одной из ведущих финансовых организаций в стране по выпуску платежных карт и демонстрируя впечатляющий рост бизнеса и показателей прибыльности.

В настоящее время ведущие банки активно применяют инновационные технологии: использование чат-ботов для предоставления поддержки клиентам, чтобы снизить расходы на колл-центры, использование искусственного интеллекта для повышения скорости обработки информации и качества анализа данных, а также для обеспечения лучшей тарификации банковских продуктов.

Российские банки активно инвестируют в улучшение качества данных, а также в более качественный анализ и обработку данных. Это оказывает позитивное влияние на процесс андеррайтинга, способствует расширению линейки продуктов, предлагаемых клиентам, а также улучшает опыт пользователей. Вместе с тем модернизация бизнеса обусловливает расходы. Мы полагаем, что средняя доля затрат, связанных с развитием информационных технологий, в структуре операционных расходов банков может вырасти до 15-17% в ближайшие три года по сравнению с 8-10% (оценка) в настоящее время, тогда как позитивные результаты, полученные за счет повышения эффективности, будут реализованы лишь в долгосрочной перспективе.

Вместе с тем мы полагаем, что преимущества, связанные с цифровой трансформацией, будут сопровождаться новыми рисками.

  • Быстрое изменение модели лояльности клиентов приведет к большей фрагментированности банковских услуг. Цифровизация и инновации упрощают доступ клиентов к информации о различных банковских услугах и условиях их предоставления, что вместе с системой удаленной идентификации делает для них переход из одного банка в другой значительно легче. Все эти меры повышают уровень фрагментированности банковских услуг, приводя к тому, что клиенты, традиционно выбиравшие один-единственный банк для предоставления всего комплекса услуг, будут выбирать наиболее подходящие для них разные финансовые продукты в различных банках.
  • Риски технологических или инфраструктурных сбоев увеличились, вынуждая банки продолжать инвестировать значительные средства в развитие информационных технологий, системы защиты данных и инфраструктуру.
  • Регулирование защиты персональных данных и практика такой защиты в России все еще недостаточно развиты, что повышает уровень преступлений в цифровой сфере и создает угрозы для безопасности данных. Это требует от банков значительного совершенствования системы управления данными и их защиты, а также соответствующего обучения клиентов. Данные о клиентах стали самым ценным активом для финансового сектора, а утрата данных или нарушение их безопасности представляет собой высокий репутационный и коммерческий риск для банков.
  • Усиление конкуренции со стороны сектора финансовых технологий сопряжено с увеличением риска для банков в некоторых нишевых сегментах бизнеса. Например, в последнее время мы отмечали значительное усиление конкуренции со стороны сектора финансовых технологий и небанковских финансовых организаций в сегментах проведения платежей и предоставления брокерских услуг.

Мы полагаем, что разрыв между «лучшими в своей категории» и остальными банками будет быстро увеличиваться, если небольшие игроки не будут активно инвестировать в цифровую трансформацию. В частности, насколько мы понимаем, Сбербанк, Банк ВТБ и «Тинькофф Банк» активно развивают и внедряют системы программного интерфейса приложений (application programming interface – API), что позволит им плавно вводить дополнительные функциональности на своих банковских платформах и интегрировать решения различных партнерских организаций, и это увеличивает их преимущества по сравнению с небольшими финансовыми организациями.

Предпочтения – высокий уровень риска: адаптация к быстро меняющимся предпочтениям клиентов имеет решающее значение для успешной цифровой трансформации

Изменение предпочтений клиентов в России заставляет банки ускорять процесс цифровой трансформации и постоянно совершенствовать продукты и услуги для удовлетворения быстро меняющегося спроса клиентов. Урбанизация, а также разделение клиентов по географическому и возрастному принципу являются одними из ключевых факторов, оказывающих влияние на предпочтения клиентов в банковской отрасли и побуждающих их повышать требования к внедрению инновационых технологических решений. Вместе с тем проблемы безопасности, недостаточно высокий уровень развития инфраструктуры и законодательства, слабое доверие к судебной системе являются факторами, замедляющими внедрение инноваций в банковском секторе.

Факторы, оказывающие позитивное влияние на цифровую трансформацию в банковском секторе

Большинство городских жителей России (около 75% населения) технически грамотны. Они активно используют платежи с помощью банковских карт вместо наличных платежей, а также дистанционное банковское обслуживание через интернет и мобильные приложения и готовы применять новые финансовые технологии, учитывающие их повседневные финансовые потребности. Этот сегмент населения имеет высокую корреляцию с основными клиентами розничного банковского сектора.

Использование дистанционного банковского обслуживания через интернет и мобильные приложения является хорошей иллюстрацией быстрого изменения предпочтений клиентов в России. Многие розничные клиенты банков хотели бы максимально сократить время, которое они тратят на посещение отделений банков. По данным российских банков, с марта 2020 г. клиенты увеличили число операций, проводимых с помощью интернета, банковских карт и систем бесконтактных платежей, и мы ожидаем, что эта тенденция продолжится.

Мы полагаем, что распределение населения по географическому и возрастному принципу оказывает определенное влияние на темпы роста цифровой трансформации банковского сектора. Около 74% россиян в возрасте 20-49 лет (и это значительная доля от общей численности населения, имеющего доступ к банковским услугам) живут в европейской части страны. Кроме того, около 18% из них проживают в двух крупных городских агломерациях – Московском и Санкт-Петербургском регионах. Вместе с тем в Москве отмечается наиболее высокая концентрация технически грамотных клиентов, банков, предлагающих инновационные продукты, высококвалифицированных специалистов по информационным технологиям, а также развитая инфраструктура для поддержки таких инноваций.

Изменение структуры платежей, проводимых по картам, – еще один пример быстрых изменений в поведении клиентов: за последние четыре года доля операций по снятию наличных средств сократилась почти в два раза. Кроме того, хотя большинство электронных платежей по-прежнему проводится через банки, сегмент электронных платежей быстро развивается, и компании сектора финансовых технологий предлагают конкурентные продукты (например, международные сервисы Apple Pay, Google Pay, Samsung Pay, PayPal, российские Qiwi Кошелек и Яндекс.Деньги).

Факторы, обусловливающие замедление темпов роста цифровой трансформации в банковском секторе

Несмотря на значительные успехи, достигнутые за последние десять лет, когда отмечался экспоненциальный рост числа операций «банк-клиент», осуществляемых с помощью новейших цифровых технологий, мы не ожидаем, что в ближайшие пять лет российские банки, ориентированные на использование цифровых технологий, закроют все свои отделения. По нашему мнению, по-прежнему значительная часть населения России будет предпочитать посещение банковских отделений для получения необходимых услуг, что связано главным образом с проблемами безопасности и уровнем сложности оказываемых услуг (например, в сегменте ипотечного кредитования и услуг по управлению активами). Недостаточно развитый режим регулирования, касающийся защиты персональных данных, обусловливает риски, связанные с безопасностью данных, и это является еще одним препятствием для более быстрого внедрения цифровых банковских услуг.

Другим фактором, сдерживающим проникновение банковских услуг и в некоторой степени спрос на цифровые инновации в России, является неравномерное распределение доходов и значительная доля населения с низким уровнем благосостояния. По данным Росстата, около 51% населения зарабатывает в среднем менее 27 тыс. руб. (около 380 долл.) в месяц, что ограничивает число россиян, имеющих доступ к банковским услугам, и число клиентов, заинтересованных в получении инновационных банковских продуктов.

Регулирование – умеренный уровень риска: режим регулирования финансового сектора постепенно адаптируется к быстро меняющимся условиям

Изменения режима регулирования до сих пор были достаточно благоприятными для банков, развивающих передовые технологии и инвестирующие в них, и не препятствовали внедрению инноваций в финансовом секторе. Например, в 2017 г. был запущен портал государственных услуг, который позволяет проводить огромный объем операций между гражданами и государственными органами в режиме онлайн. Это позволяет финансовым организациям проводить удаленную идентификацию клиентов, уменьшая необходимость посещения отделений банков. Банк России, выполняющий функцию мегарегулятора, разработал несколько крупных проектов, которые способствуют дальнейшему внедрению новых технологий в банковском секторе, и разрабатывает ряд дополнительных инициатив.

По данным исследования, проведенного по инициативе Всемирного экономического форума, Россия заняла 51-е место из 141 страны по показателю скорости адаптации законодательной базы к моделям ведения бизнеса с использованием цифровых технологий. Это лучше средних показателей всех стран выборки, но хуже показателей таких мировых лидеров, как США, Германия и Великобритания.

В настоящее время мы считаем режим регулирования в России нейтральным фактором с точки зрения продвижения инноваций или рисков, связанных с внедрением новых технологий в розничном банковском секторе. Сектор финансовых услуг в целом характеризуется очень высоким уровнем регулирования, при этом основное внимание уделяется традиционным финансовым бизнес-моделям и стандартным рискам в банковском секторе. Это будет в значительной степени ограничивать доступ на рынок для новых игроков, использующих наиболее инновационные бизнес-модели. Принимая во внимание рост риска, связанного с безопасностью данных, мы ожидаем, что основной акцент в регулировании будет и в дальнейшем сделан на обеспечении конфиденциальности и сохранности данных.

Цифровая трансформация не является фактором, приводящим к немедленным рейтинговым действиям в отношении российских банков

Мы полагаем, что риски, обусловленные внедрением новых технологий, уже в значительной степени отражены в наших рейтингах российских банков. Банковский сектор успешно адаптируется к изменениям предпочтений клиентов. Банки, особенно крупнейшие, активно вкладывают средства в развитие наиболее передовых систем и технологий и адаптируют свою деятельность к быстро меняющимся рыночным условиям.

Поделиться: