Аналитика и комментарии

29 июня 2020

PR-сказка для взрослых: Сбербанк и Visa шумно открыли магазин без касс, но через несколько дней тихо закрыли

В деловом центре «Москва-Сити» Сбербанк, сеть продовольственных супермаркетов «Азбука Вкуса» и международная платежная система Visa открыли первый в столице магазин, оснащенный системой компьютерного зрения. Для совершения покупок в нем достаточно на входе в зону Take&Go отсканировать QR-код из мобильного приложения Сбербанка, взять с полок необходимые товары и просто выйти: деньги с карты будут списаны автоматически.

Впервые технологии компьютерного зрения в продуктовом ритейле использовали в США. В январе 2018 г. в Сиэтле (штат Вашингтон) магазин «без касс и без очередей» открыл онлайн-ретейлер Аmazon. В России прогрессивный формат первыми освоили в Татарстане. В апреле текущего года магазин без продавцов открылся в казанском IT-парке. По словам главы Минцифры РТ Айрата Хайруллина, к концу года еще семь подобных торговых точек появится в Рыбно-Слободском районе.

И вот ноу-хау «прижилось» в Первопрестольной. В  мае в тестовом режиме заработал небольшой отдел магазина с напитками и снеками в башне «Федерация». В течение трех недель здесь было совершено более 200 покупок, благодаря чему удалось завершить калибровку оборудования и внести необходимые улучшения. В середине июня цифровой магазин открыл двери для всех посетителей. Пока наибольшим спросом у посетителей необычного супермаркета пользуются прохладительные напитки, сэндвичи и молочная продукция. Самым популярным стал греческий йогурт. Добавим, что в отделе «без касс» не продается алкоголь.

Чтобы воспользоваться новым сервисом, покупателю необходимо скачать мобильное приложение Take&Go от Сбербанка (App Store, Google Play) и зарегистрироваться в нем, привязав к своему аккаунту банковскую карту Visa для оплаты покупок и e-mail, на который будут приходить чеки. На входе в магазин с помощью приложения надо будет отсканировать QR-код на турникете. В магазине можно взять бесплатный пластиковый пакет и не спеша выбрать приглянувшиеся продукты. Каждый товар стоит на полке, отделённый от остальных специальными перегородками. Система наблюдения внимательно следит за действиями покупателя и собирает ему виртуальную корзину. Если клиент передумал брать товар и вернул его на полку, он удаляется из списка. В случае возникновения вопросов следует подойти к информационному стенду. На крайний случай можно обратиться к сотрудникам магазина.

В завершении покупатель, не прикладывая телефон к турникету, выходит из супермаркета. Деньги списываются с его карты автоматически. В течение 3-5 минут ему приходят push-уведомление на телефон и чек по электронной почте.

Участники проекта не раскрывают его стоимость. По оценке партнера группы консультирования в области ИТ КПМГ в России и СНГ Тимофея Хорошева, разработка программной части системы может стоить от 10 млн руб. Стоимость оборудования для одной точки он оценил как минимум в 500 тыс. руб., а разработку мобильного приложения – в 5–10 млн руб.

Но инвестиции того стоят. «Последние месяцы изменили наши привычки совершать покупки. Многие из нас открыли новые для себя каналы и форматы. Мы видим, как в целом процессы диджитализации набирают обороты повсеместно, и появление магазина, в котором используется компьютерное зрение, наглядный пример того, как эта тенденция реализуется», – отметил гендиректор Visa в России Михаил Бернер.

Как полагает зампред правления Сбербанка Светлана Кирсанова, в ближайшей перспективе данная технология может стать распространенным способом совершения покупок в супермаркетах, к которому россияне привыкнут так же быстро, как в свое время к безналичной оплате.

Как пояснили в сети «Азбука Вкуса», компания намерена распространять цифровой формат постепенно. Сначала на месте экспериментального отдела в магазине у башни «Федерация» появится самостоятельный супермаркет со своим входом. Затем начнется этап построения сети цифровых продуктовых магазинов.

Что ж, Сбербанк, Visa и «Азбука Вкуса» выбрали удачный момент для старта необычного проекта. В период пандемии, когда требуется максимально сократить контакты между людьми, технология компьютерного зрения особенно актуальна.

К сожаленью, красивая PR-«сказка» быстро закончилась. Накануне парада в честь 75-летия Победы необычное отделение «с компьютерным зрением» тихо закрыли. Как пояснили НБЖ, сотрудники магазина «Азбука вкуса», «на неопределенное время».
 

В Москве построили первый цифровой ресторан

На фоне эпидемии коронавируса сеть ресторанов быстрого питания KFC построила в Москве цифровой ресторан. Первая точка нового формата заработает у станции метро «Бутырская» с 23 июня, после снятия ограничений для столичных заведений общественного питания. Для повышения безопасности сеть отказалась от традиционных касс и оставила только digital-киоски для формирования и оплаты заказов. Зона их выдачи также будет автоматической. Часть кухни ресторана открытая: можно видеть, как заказ формируется, движется по конвейерной ленте, а затем с помощью специальной роборуки помещается в ячейку. В условиях пандемии заведению пришлось отказаться от про-дажи пива, мороженого и некоторых видов лимонада. Оплатить заказ можно при помощи системы биометрической идентификации, банковской карты или смартфона, поддерживающего технологии Apple Pay или Android Pay, добавили в пресс-службе KFC. В будущем компания планирует растиражировать необычный формат и на другие свои заведения.

Текст: Сергей Шахт

Материал также опубликован в печатной версии июньского номера Национального банковского журнала  (№191, июнь 2020).

Поделиться:
 

Возврат к списку