Аналитика и комментарии

27 апреля 2020

Дмитрий ПОЖИДАЕВ, МИнБанк: «Главное, что нам удалось сделать за это время – это изменить идеологию работы и ведения бизнеса»

Председатель Правления ПАО «Московский Индустриальный банк» рассказал NBJ о ситуации, которая на сегодняшний день сложилась в МИнБанке, и о тех задачах, которые стоят перед организацией в ближайшей перспективе.

NBJ: Новое руководство пришло в МИнБанк не так давно. Наверное, говорить о результатах работы еще преждевременно, и все же, что удалось сделать новой команде за прошедшее время?

Д. Пожидаев: Действительно, новая менеджерская команда банка работает всего полгода. Главное, что нам удалось сделать за это время – это изменить идеологию работы и ведения бизнеса. Раньше акцент делался на работе с клиентами, связанными с акционерами банка, и развитии пассивообразующих продуктов. К тому же для банка была характерна определенная закрытость, в том числе и информационная. Сейчас мы измененяем изнутри и полностью перестраиваем бизнес-процессы на всех уровнях. Перед нами стоит амбициозная задача стать действительно универсальным банком не на словах, а на деле.

NBJ: Собственно, как я понимаю, это находит отражение и в новой общей стратегии развития банка. Каковы ее основополагающие тезисы и принципы? Указаны ли в ней какие-то плановые показатели, которых банк должен достичь к определенному времени? Если да, то что это за показатели (уставный капитал, другие нормативные значения)?

Д. Пожидаев: Одна из ключевых задач стратегии заключается в преодолении точки безубыточности и выходе на прибыль уже в 2020 году. Поэтому в фокусе деятельности МИнБанка работа по повышению операционной эффективности и расширению доли рынка. К тому же традиционно в портфеле банка преобладают кредиты крупных корпоративных клиентов. Мы хотим дифференцировать ссудный портфель, сохранив риски на адекватном уровне, за счет развития розничного кредитования. При этом, если розничному и корпоративному блокам удается сократить в какой-то части свои расходы, то сэкономленные средства они могут перераспределить между другими статьями своего бюджета. Другие подразделения таких привилегий не имеют.

NBJ: Если в числе ваших приоритетов кредитование (розничное, корпоративное), то для повышения конкурентоспособности на этом рынке большое значение имеет такой показатель как скорость принятия решения о выдаче кредита. Каким образом вы намерены решать задачу по оптимизации бизнес-процессов и их автоматизации?

Д. Пожидаев: Мы идем по пути развития онлайн-сервисов. Так, например, запущена система дистанционной подачи заявок для физических лиц – на сайте банка или через мобильное приложение, постоянно обновляется список сайтов-партнеров, на которых также можно заполнить заявку. Всего за полгода нам удалось сократить время одобрения ипотечной заявки с семи дней до одного. Модернизация затрагивает и сеть.

NBJ: По пути оптимизации розничной сети и сокращению количества отделений идут многие кредитные организации в настоящее время. Расскажите, как будет оптимизирована розничная сеть (в том числе в регионах)? Какие проблемы возникают у вас в этой связи, и как вы их решаете?

Д. Пожидаев:  Ранее публично говорил и повторю еще раз: мы намерены сохранить свое присутствие во всех пяти федеральных округах и всех регионах, где представлены в настоящее время (прим.ред. – Центральный, Северо-Западный, Южный, Северо-Кавказский, Приволжский). Но, исходя из новых целей и задач бизнеса, нерентабельные и бесперспективные отделения мы закроем. Часть функций бэк-офиса, которые ранее реализовывались в отделениях банка, будут упразднены или централизованы, планируется запуск хабов. В самое ближайшее время мы откроем восемь Центров ипотечного кредитования в городах-миллионниках на базе действующих отделений.

Разумеется, подобные изменения сопряжены с определенными сложностями, например, внедрение новых стандартов и процессов обслуживания клиентов, реорганизация или ликвидация целых структурных подразделений. К тому же оптимизация розничной сети приводит к появлению свободных площадей, которыми нужно управлять или реализовывать. Всё это накладывает определенные трудности на работу банка, но мы ожидаем, что в долгосрочной перспективе будущие экономические выгоды окупят издержки дня сегодняшнего.

NBJ: Все-таки что будете делать с незанятыми площадями: продавать или управлять?

Д. Пожидаев: Большая часть помещений будет реализована, тем не менее есть объекты, вопрос по которым решается. Скажем, офис МИнБанка в Санкт-Петербурге, расположенный в особняке князя И.Ф. Паскевича-Эриванского (прим. ред. – адрес: Санкт-Петербург, Английская набережная, д.8). Здание имеет историческое значение и, без
преувеличения, является культурным наследием. В 90-е МИнБанк вложил большие деньги в его реставрацию. Мы понимаем, что найти покупателей на такой актив будет весьма непросто, поэтому прорабатываем альтернативные варианты управления и получения дополнительного дохода.

NBJ: Вернемся к направлениям банковского бизнеса МИнБанк. Каким проектам будете уделять приоритетное внимание? Чем обуславливается выбор приоритетов?

Д. Пожидаев: Как я уже сказал ранее, основное внимание будем уделять кредитованию физических и юридических лиц. В пассивах следуем за потребностями рынка, поэтому активно развиваем пакетные предложения.

NBJ: На днях в СМИ прошла информация, что МИнБанк решил использовать нетипичный способ привлечения корпоративных клиентов – через агентов. На фоне падения комиссионных доходов расширение базы банку необходимо, но рынок корпоративного банкинга пересыщен предложениями более технологичных игроков. Почему был избран такой путь, в чем вы видите его преимущество?

Д. Пожидаев: Для банка – это эффективный и, главное, масштабируемый канал привлечения новых клиентов. В отличие от сотрудника банка, который имеет фиксированную зарплату, агент получает вознаграждение за каждую продажу. Так что это обоюдовыгодная история.

К тому же я не соглашусь с определением «нетехнологичный». Нашим клиентам доступны все инструменты, представленные в других банках: обслуживание в отделениях, ДБО и мобильный банк, инкассация с эквайрингом, пакетные предложения, в том числе и для клиентов ВЭД. И что не менее важно, мы продолжаем совершенствовать сервисы: запущены проекты по реинжинирингу процесса открытия расчетных счетов, улучшению функциональности и интерфейса ДБО, меняется линейка пакетных предложений и т.п.

NBJ: ИТ – весьма затратная статья расходов банка. Не секрет, что бюджет МИнБанка ограничен. Планируете ли вы увеличивать расходы в этом направлении? Какое внимание банк уделяет развитию и внедрению передовых информационных технологий?

Д. Пожидаев: К сожалению, ранее в банке не уделялось должное внимание реализации комплексных решений по построению и модернизации ИТ-инфраструктуры. Это большая ошибка, которую сейчас нам приходится исправлять. Бюджет на ИТ у нас есть, но, признаюсь, сложно оценить, много или мало мы тратим на технологии. Мы не стремимся быть пионерами внедрения финансовых инноваций и не ставим перед собой задачу стать самым технологичным банком на рынке. Но МИнБанк должен предоставлять тот уровень и качество сервиса, который соответствует или превосходит ожидания клиентов.

NBJ: При этом в стратегии банка большое внимание уделено построению омниканальной системы обслуживания. В чем вы видите ее преимущества?

Д. Пожидаев: Все просто – это позволяет сохранять клиентов. По данным исследований, показатель удержания в среднем составляет 70-89%. Также это отличный способ снизить расходы и улучшить обслуживание, так что мы делаем большую ставку на этот проект. Надеемся, у нас получится его реализовать.

NBJ: В СМИ периодически появляются сообщения о том, что МИнБанк банкротит компании. Расскажите об этом подробнее, пожалуйста.

Д. Пожидаев: Здесь необходимо внести ясность. МИнБанк владеет большим количеством непрофильных активов. Перед нами стоит амбициозная задача в течение ближайших 1,5-2 лет реализовать их большую часть и вернуть значительную долю вложенных средств.

Если мы видим, что предприятие можно вывести на самоокупаемость без дополнительных финансовых вложений со стороны МИнБанка, то пытаемся его спасти. И таких примеров много. Но если перспектив нет, мы вынуждены инициировать процедуру банкротства.

NBJ: Возможно ли в данном случае использовать опыт других банков, которые также имеют на балансе большое количество непрофильных активов, или есть какие-то иные пути?

Д. Пожидаев: Не думаю, что в этой ситуации нужно изобретать свой велосипед. Большинство банков идут по одинаковому пути – продать то, что можно продать, оздоровить то, что можно оздоровить. Здесь важен индивидуальный подход к каждой ситуации.

NBJ: Возможно, на этот вопрос сложно ответить точно, и все же, сколько времени необходимо, по вашим оценкам, на оздоровление МИнБанк?

Д. Пожидаев: МИнБанк сейчас соблюдает нормативные требования регулятора, устойчивое финансовое положение банка восстановлено. Уверен, что все стадии санации будут пройдены в обозримой перспективе.

NBJ: Не нарушат ли ваши планы нестабильность в экономике или другие форс-мажоры, например, коронавирус, который оказал неожиданно большое влияние на мировые события?

Д. Пожидаев: Никто не застрахован от форс-мажоров, в самый ответственный момент что-то может пойти не так. МИнБанк как профессиональный участник рынка ценных бумаг ощущает на себе неблагоприятные кризисные тенденции так же, как и другие игроки. Однако, невзирая на все внешние обстоятельства, мы чувствуем себя уверенно – нам удалось устранить проблемы внутри банка.   

Беседовала: Оксана Дяченко

Материал также опубликован в печатной версии Национального банковского журнала (№ 4-5, апрель-май 2020).

Поделиться:
 

Возврат к списку