Аналитика и комментарии

15 апреля 2020

Роман Ромашевский, VR_Bank: Пандемия COVID-19 ускорила отказ от наличных денег

COVID-19 станет катализатором для перехода на цифровые платежи. Финансовый директор финтех-маркетплейса VR_Bank Роман Ромашевский специально для NBJ рассказывает о возможностях, которые открылись перед индустрией цифровых платежей из-за кризиса.

Объем безналичных платежей в России растет год от года. При этом всё большая доля безналичных платежей приходится на платежные карты.

The Boston Consulting Group подсчитала, что восточноевропейский рынок карточных платежей до 2028 года будет расти заметно быстрее западноевропейского – 7,4% против 5% в год, причем главным локомотивом рынка была и останется Россия. С 2010 по 2018 год число безналичных карточных транзакций в России выросло в 30 раз.

Рост во время кризиса

Чтобы сдержать распространение вируса, сократить количество контактов, многие страны пересмотрели вопрос использования наличных денег и реализовали ряд дополнительных мер по повышению доступности онлайн-торговли.

Банк России выступил с рекомендациями для кредитных организаций – ограничить выдачу и приём наличных через банкоматы, обращать внимание клиентов на альтернативные способы расчётов. Была отменена комиссия для банков в Системе быстрых платежей, ограничена максимальная эквайринговая комиссия для онлайн-покупок. Крупнейшие онлайн-площадки, торговые сети и службы доставки договорились ввести новые правила для повышения безопасности клиентов и персонала, в частности перешли на безналичный расчет, перевели магазины на режим пунктов выдачи заказов.

Согласно данным Банка России, в 2019 году количество операций по оплате товаров и услуг с использованием банковских карт в РФ выросло на 34%, оборот составил более 26 трлн. руб. и вырос на 27%. По данным Росстата, оборот розничной торговли в 2019 году составил 33,5 трлн руб, а объем услуг, оказанных населению - 9,5 трлн руб. Это значит, что доля карточных платежей за товары и услуги составила 62%, что является рекордным показателем (в 2018 аналогичный показатель составил 51%).

Данные по I кварталу 2020 года пока не опубликованы. По оценкам VR_Bank, тренд роста будет экспоненциальным. В данном отчетном периоде количество операций по оплате товаров и услуг с использованием банковских карт составит более 8 трлн. руб. (против 5,7 трлн. руб. годом ранее). За 2020 год данный показатель может составить более 35 трлн. руб, то есть доля карточных платежей превысит 75% в структуре оборота. При этом показатели снятия наличных денег по понятным причинам будут стагнировать. В 2019 году рост составил всего 2,5%, а в 2020 году может смениться падением на 10-15%. Таким образом, мы прогнозируем, что в 2020 году впервые оборот оплаты товаров и услуг картами превысит объём операций по снятию наличных денег.

Для сравнения, благодаря мерам по сокращению оборота наличных денег, предпринятым в Китае, число пользователей онлайн платежей возросло до 73% с 18% в 2008 году.

Новые риски и новые возможности

Платежные системы демонстрируют высокую устойчивость и надежность, как и в предыдущие кризисы. Несмотря на чрезвычайную ситуацию, возросший объем операций, платежные системы работают без сбоев и пользуются высоким уровнем доверия со стороны потребителей.

Вместе с тем, падение экономики не может не сказаться на рынке платежей. Согласно исследованию McKinsey, опубликованному в марте 2020 года, сокращение экономики на 1,5% процента приведет к непропорциональному сокращению объемов платежей на 8%. При пессимистичном сценарии объем транзакций снизится до 12%.

Самое сильное снижение произошло в рознице. По состоянию на 18 марта 2020 года пешеходный трафик в торговых центрах снизился по сравнению с аналогичным периодом 2019 года на 20% в Великобритании и более чем на 70% в Италии и США. Падают продажи в ресторанах, гостиницах, в сфере туризма и развлечений. На эти сферы приходилось свыше 30% объема онлайн транзакций домохозяйств.

Платежные операторы должны задуматься о том, как сохранить необходимую рентабельность в условиях кризиса и помочь своим партнерам, клиентам. McKinsey приводит в пример кейсы платежных систем из разных стран.

Китайские банки быстро создали платформы электронной коммерции, чтобы небольшие торговые компании смогли возобновить продажи в удаленном режиме. Аналогичные примеры появились в Италии и других странах.

Итальянские предприниматели предложили клиентам воспользоваться программами лояльности и купонами со скидками на свои услуги, которыми можно воспользоваться после снятия карантина.

Многие банки пошли на встречу корпоративным клиентам и временно отказались от взимания комиссионных за совершение сделок, упростили механизм финансирования торговых предприятий. В Гане провайдерам мобильных денег было предписано отказаться от комиссии за транзакции ниже $18. Правда, центробанк республики одновременно ввел ограничения на операции по снятию наличных денег, чтобы стимулировать развитие цифровых платежей.

Что еще могут предложить платежные системы для своих клиентов:

•           Поддержать распределение государственных выплат гражданам и предприятиям

•           Оказать помощь компаниям по переводу бизнеса в онлайн, предложить таким клиентам дополнительный онлайн-сервис для обслуживания клиентов

•           Расширить функционал мобильного кошелька. Например, кроме платежей через смартфоны и носимые устройства, предложить цифровые идентификаторы, мониторинг транзакций и отчетности.

•           Создать платформы для поиска поставщиков, чтобы обеспечить бесперебойность работы производств, оценки кредитного риска поставщика онлайн, вовлечения мелких поставщиков в цепочку поставок

•           Использовать платежные данные в агрегированном виде для предоставления рынку актуальной аналитики

Стабильность платежных систем имеет неоценимую роль в перезагрузке мировой экономики, а инновации станут серьезным ресурсом для формирования нового ландшафта экономики.

Поделиться:
 

Возврат к списку