Аналитика и комментарии

21 февраля 2020

Павел Самиев: Как волонтеры-предприниматели могут помочь малому бизнесу получить кредиты и господдержку

Финансовые волонтеры из числа предпринимателей могут научить других   ориентироваться в  финансовых инструментах и программах господдержки малого бизнеса. В этом уверен Павел Самиев, заместитель директора Ассоциации развития финансовой грамотности, генеральный директор аналитического агентства «БизнесДром», председатель комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по финансовым рынкам. Своими мыслями он делится в материале специально для NBJ.

Задача повышения доступности финансирования для малого бизнеса, увеличения его объемов звучит все чаще. На сегодня в стране принято довольно много решений на разных уровнях власти, есть федеральные, региональные, муниципальные программы, существуют разнообразные формы господдержки «малышей»  –   от льготных кредитов до специальных режимов для экспортеров.

Но вот тут возникает большая проблема – довольно широкий круг предпринимателей просто не знает об открывающихся перед ними  возможностях. В основном предприниматели наслышаны о банковских кредитах. Но ведь других финансовых продуктов для малого бизнеса – десятки, а банковский кредит зачастую труднодоступен. Кто-то не в состоянии предоставить залоги, кто-то  не может похвастаться сформированной кредитной историей.

Много ли предпринимателей знают о программах субсидирования платежей для лизингополучателей из числа МСП,  поручительств под лизинговые сделки для малого бизнеса?  О том, какие льготные программы есть у региональных микрофинансовых организаций и гарантийных фондов? Ошибочно думать, что бизнесмены разбираются в финансовых продуктах и особенно в различных программах льготного финансирования. Зачастую им также не хватает знаний и компетенций в этой области, как и наемным сотрудникам. Особенно это касается микробизнеса и индивидуальных предпринимателей.

В настоящее время МСП могут воспользоваться льготными кредитами (под ставки чуть выше уровня инфляции), прямыми гарантиями государственных фондов при получении банковских кредитов, помощью в выходе на биржу, грантами на открытие бизнеса, льготами на аренду, бесплатным обучением – список «опций» поддержки МСП можно продолжать.

Опросы, проводимые среди предпринимателей, чаще свидетельствуют о плохой осведомленности малого и среднего бизнеса об этих и других инструментах господдержки. Так, согласно исследованию, проведенному совместно  «ОПОРОЙ РОССИИ» и Промсвязьбанком  в 2019 году,  менее половины респондентов из числа представителей малого бизнеса заявили о том, что знают о льготах и специальных финансовых программах поддержки, предусмотренных для них. Но даже те, кто в курсе, зачастую не могут пройти путь от заполнения документов до получения помощи «в натуре». Этот же опрос говорит о том, что только 5% смогли оформить все документы и получить поддержку. Подавляющее большинство опрошенных считают, что поддержка лишь декларируется, из всей массы опрошенных предпринимателей только 9% уверены, что помощь доступна, что  при желании они смогут воспользоваться льготами и преимуществами. 

Надо отметить, что в Москве процент осведомленности предпринимателей о мерах поддержки традиционно выше, чем в регионах. Еще одно исследование ОПОРЫ РОССИИ, проведенное уже исключительно среди столичных бизнесменов в 2019 году, показало, что 45% опрошенных хорошо знают о мерах поддержки, а 18%  воспользовались необходимой им помощью. Итоги опроса, проведенного в прошлом году на портале «Активный горожанин», в котором поучаствовали более 5 000 человек из числа представителей МСП, подтверждают, что москвичи информационно «подкованы». Так, 16,5% респондентов знают об образовательной поддержке,  32,3% – о  том, что вопрос с нехваткой залогового обеспечения при получении кредита можно решить с помощью  поручительства Фонда содействия кредитованию малого бизнеса Москвы.  

«Информирование предпринимателей, повышение финграмотности – важная составляющая Нац.проекта МСП, и нужны консолидированные усилия на федеральном и региональном уровнях, – отмечает руководитель Московского гарантийного фонда Антон Купринов. – В Москве этой работой занимается наш учредитель, Департамент предпринимательства и инновационного развития, который на системной основе проводит сотни мероприятий, готовит материалы о господдержке для интернет-ресурсов и СМИ, в том числе и о поручительствах фонда, и об историях успеха наших предпринимателей-клиентов, а в декабре 2019 года даже был пущен специальный поезд метро «Московский предприниматель». Все это расширяет информированность бизнесменов. В части нашей работы могу отметить, что количество прямых обращений и новых посетителей сайта фонда выросло в три раза за последнее время».

А что в регионах? На местах в гарантийных фондах, некоммерческих МФО, фондах развития предпринимательства, где, по идее, должны быть заинтересованы в просвещении предпринимателей, зачастую работают лишь на входящих звонках и визитах. И даже те, кто дозвонился и дошел, не всегда справляются с заполнением заявки. Отпугивает предпринимателей «бюрократия», необходимость заполнения множества документов, оформления справок. Кто-то просто устает и отказывается от затеи получить помощь от государства. Конечно, нужны просветительские мероприятия, консультации, нужны люди, которые помогут подготовить пакет документов. В лучше случае – это такие же предприниматели, которые смогли пройти этот путь и готовы стать проводниками для своих собратьев.

В 2019 году в России была создана Ассоциации развития финансовой грамотности (АРФГ), призванная выполнять задачи по масштабированию успешных инициатив в сфере финансовой грамотности. Ассоциация координирует, обучает финансовых волонтеров, а также отбирает, анализирует, оценивает, финансирует наиболее удачные проекты в области финансового просвещения. На наш взгляд, со временем ассоциация должна стать площадкой, на которой могут с успехом стартовать и раскручиваться проекты, нацеленные не только на повышение финансовой грамотности физических лиц, но и на предпринимателей и самозанятых граждан. Для того, чтобы достичь результатов, заявленных в рамках проекта «МСП и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», а именно – увеличения доли малого бизнеса в ВВП России с сегодняшних  22,3% до 40% к 2030 году, стоит больше внимания уделять проектам по повышению финграмотности именно в среде малого российского бизнеса. К сожалению, пока в АРФГ не поступило ни одной заявки от авторов проектов, которые акцентировали бы свое внимание на этой аудитории.

Подавляющее большинство проектов касаются финансового просвещения подрастающего поколения. Есть проекты для дошкольников, обучающихся  общеобразовательных школ, воспитанников детских домов. Это все здорово, но нам бы хотелось видеть и другие проекты. Напомню, что работа ведется по принципу частно-государственного партнерства, ассоциация может выделить до 50% суммы, предусмотренной сметой,  на реализацию проектов можно получить средства до 2 миллионов рублей.

Кроме этого, АРФГ оказывает информационную, административную помощь, предоставляет базу волонтеров.  В этом секторе особенно ценны добровольцы из числа продвинутых предпринимателей. Они смогли бы рассказать о своем опыте лучше любого консультанта, их советы были бы очень действенными. На сайте АРФГ можно подать заявку и стать добровольным помощником, финансовым просветителем в предпринимательской сфере в том числе. Мы были бы благодарны активным предпринимателям, если бы они нашли время для того, чтобы помочь таким же микробизнесменам оценить возможности программ господдержки, поделиться своими знаниями. Еще одна благодатная для авторов проектов ниша – самозанятые граждане.

Такой проект точно бы заинтересовал экспертов АРФГ, так как тема актуальная, у всех на слуху, но пока вопросов здесь больше, чем ответов. Еще раз повторю, что в Ассоциации нет ограничений, заявки по проектам, ориентированным на любую аудиторию, оформленные должным образом, будут рассмотрены. Но нужно отметить, что сегодня малые предприниматели и самозанятые граждане нуждаются в финансовом просвещении не меньше «физиков». Здесь и для финансовых волонтеров и для авторов проектов по повышению финансовой грамотности открываются большие перспективы. 

Полностью материал будет опубликован в печатной версии мартовского номера Национального банковского журнала.

Поделиться:
 

Возврат к списку