Аналитика и комментарии

12 декабря 2019

Сергей Васильев, «Ренессанс Кредит»: POS-бизнес интересен как канал привлечения новых клиентов для дальнейших повторных продаж

Для многих розничных игроков POS-кредит является одним из основных стартовых продуктов в налаживании отношений с надежными клиентами. Об этом в интервью NBJ рассказывает Сергей Васильев, старший вице-президент, директор департамента продаж банковских продуктов «Ренессанс Кредит».  

NBJ: Предлагаем начать с самого простого и напомнить читателям, что такое POS-кредит, для чего нужен, в чем его преимущества?

– POS-кредит выдается на приобретение конкретного товара или услуги. Он является удобным финансовым решением, когда у вас недостаточно собственных средств для покупки, или этот расход не был заранее запланирован в личном бюджете, например, сломалась стиральная машина, а свободных денег на новую в настоящий момент нет.

POS-кредит, или, как его еще называют, целевой кредит, является, пожалуй, самым простым кредитным продуктом. Для оформления не нужно специально идти в отделение банка ­– его можно получить в магазине, в том числе и при онлайн-покупках. Схема погашения займа также максимально простая: клиент платит банку в соответствии с установленным графиком, в котором фиксируются ежемесячная сумма платежа и дата, до которой необходимо внести указанную сумму.

Также стоит отметить, что POS-кредиты часто более выгодны для заемщиков, чем, например, кредитные карты или кредиты наличными, ведь нередко банки совместно с торговыми предприятиями формируют настолько интересные предложения по целевому кредитованию, что, воспользовавшись ими, заемщики не несут каких-либо процентных расходов.

NBJ: Какой объем POS-кредитов был выдан за 10 месяцев текущего года в целом по рынку и вашим банком в частности?

– С начала 2019 наш банк предоставил клиентам в виде целевых кредитов 35,4 млрд рублей. По данному показателю мы входим в тройку лидеров рынка POS-кредитования. Доля «Ренессанс Кредит» в общерыночном объеме выдач на 1 ноября составляла 11,3%. В целом за 10 месяцев банки выдали 313,7 млрд рублей в виде POS-кредитов. По сравнению с прошлым годом этот объем увеличился на 5%.

NBJ: На какие товары чаще оформляют POS-кредиты?

– Самыми популярными категориями товаров, оформляемых в кредит, являются мобильные телефоны, электроника, различная бытовая техника, мебель.

NBJ: Банк сосредоточен на работе в этих сегментах или пробует свои силы и в новых направлениях?

– Безусловно, мы сохраняем фокус на развитии сегментов, в которых работаем уже давно, но также ищем новые ниши. Например, одним их таких направлений является мототехника. Также мы пилотируем выдачу POS-кредитов на авто.

NBJ: Этот вид кредита как-то отличается от автокредита?

– Как и автокредит, POS выдается для приобретения конкретного автомобиля. Но главное его отличие состоит в том, что, во-первых, банк при оформлении такого займа не берет машину в залог, а во-вторых – необязательно наличие КАСКО.

NBJ: Как проходит процедура проверки заемщика? И отличается ли уровень одобрения в данном сегменте?

Процедура проверки стандартная, такая же, как при оформлении кредита на любой другой товар. Уровень одобрения в среднем такой же, как и в других сегментах.

NBJ: Как давно банк развивает это направление? Можете поделиться уже какими-то результатами?

– Мы запустили пилот в апреле и сейчас выдаем примерно 20 млн рублей в месяц в этом сегменте. Безусловно, планируем наращивать объемы – ожидаем, что к середине следующего года кредиты на авто будут занимать около 10% общего POS-портфеля.

NBJ: Недавно МТС-Банк анонсировал проект по выдаче кредитов в аптеках. Рассматриваете для себя это направление, насколько оно в целом перспективно?

– Данный сегмент не представляет для нас интереса. Чеки в аптеках, как правило, совсем небольшие, бизнес просто может оказаться нерентабельным. Если говорить о способах оплаты лекарств с помощью кредитных инструментов, то в данном случае удобнее воспользоваться кредитной картой или, например, картой рассрочки.

NBJ: Когда появились карты рассрочки, им пророчили стать чуть ли не «убийцами» POS-кредитов. Как в итоге обстоит ситуация сейчас?

– Карты рассрочки дополняют POS-кредитование, а не создают ему угрозу. На текущий момент они затрагивают другие клиентские сегменты с точки зрения срока кредита и среднего чека.

NBJ: Планирует ли ваш банк выпустить собственную карту рассрочки?

– Да, такие планы у нас есть.

NBJ: Как вы видите развитие POS-кредитования в будущем?

– Кредиты на товары по-прежнему пользуются популярностью у наших граждан ввиду их простоты и доступности: пришел в магазин, выбрал товар, не хватает собственных средств на его покупку – можно тут же оформить кредит, схема выплаты задолженности максимально понятная. В связи с этим, полагаю, спрос на них сохранится.

Если говорить про банки, то для многих розничных игроков POS-кредит является одним из основных стартовых продуктов в налаживании отношений с надежными клиентами. Именно поэтому, несмотря на естественную ограниченность рынка очень небольшими размерами (меньше 2% от всего рынка розничного кредитования), он продолжает привлекать новых участников. В итоге, можно сказать, что на сегодня это самый высококонкурентный сегмент банковской розницы и, соответственно, самый развитый в плане технологий и сервиса, поэтому неудивительно, что карты рассрочки не смогли целиком его заменить.

NBJ: А как же новости о том, что многие банки начинают покидать этот рынок ввиду отсутствия перспектив развития?

– Уходят не многие банки, а некоторые – те, которым не удалось наладить систему контроля доходности POS-канала, а также создать эффективный механизм последующих повторных продаж других банковских продуктов этой категории клиентов. Нам POS-бизнес интересен как раз как канал привлечения новых клиентов для дальнейших повторных продаж. Мы считаем, что нам удалось выстроить эффективную систему управления доходностью по каждому партнеру.

NBJ: Банки уходят, приходят ретейлеры. Что думаете о проекте, который запустил Ozon. Сможет ли компания справиться с функциями, которые выполняют финансовые организации?

– Успех данного проекта зависит от нескольких составляющих: от наличия достаточного объема свободных средств у ретелейра, от хорошего и качественного скоринга, а также от эффективности работы службы коллекшена.

Стремление крупного онлайн-ретейлера вложиться в собственные кредитные сервисы для клиентов, вместо, например, дополнительной рекламы или расширения ассортимента выглядит логичным стратегическим ходом в ситуации, когда рынок предельно насыщен, доходы населения не растут, а свободные средства для развития бизнеса есть. Понятно, что в кредитовании ретейлер будет заведомо менее эффективен, чем банк, и, скорее всего, будет нести на этом убытки. Но, возможно, этот ход позволит ему сохранить или даже нарастить свою рыночную долю. Оправдается такой ход или нет – это вопрос долгосрочного стратегического риска.

Поделиться:
 

Возврат к списку