Аналитика и комментарии

26 ноября 2019

«Мусорные облигации»: как МСП получить деньги в долг без залога

ВДО неофициально обсуждают в специализированных чатах, в кругу людей – поклонников ВДО. Официально ВДО обсуждают в Министерстве экономического развития, в Центральном Банке и на Московской Бирже. И все-таки ВДО находиться пока в тени информационного пространства.

ВДО – высокодоходные облигации! Не исключено, что есть еще ВДО, которые расшифровываются по-другому, но здесь речь идет о выпусках облигаций, которые размещают малые и средние эмитенты на Московской Бирже. Коротко такие эмитенты называют МСП (малые и средние предприятия).

В 2018 году тихо, без громких анонсов и резонанса в СМИ, на Московской Бирже прошли размещения высокодоходных облигаций МСП на сумму чуть меньше 5,5 млрд. руб. Для сравнения, какой-нибудь российский банк, входящий в топ-10, может разместить свои облигации на такую сумму в течение одного торгового дня. Так что, по меркам биржи, МСП маленькие, и объем размещений облигаций тоже маленький – от 50 до 300 млн.руб.  А вот доход, который они дают инвесторам, маленьким не назовешь – от 11 до 18% в год.

Мой знакомый, который является профессиональным покупателем таких облигаций, называет их еще «мусорные облигации». Этот запоминающийся термин пришел к нам с фондового рынка США, как и многие другие термины, которые мы используем на фондовом рынке. Известный финансист Майкл Милкен, его еще называют «Король мусорных облигаций», фактически создал этот рынок в США в начале 1970-х годов.

Если посмотреть, в каких условиях появился это рынок, то видна аналогия с текущей ситуацией на российском финансовом рынке. Так же, как и в США в начале 1970-х годов, малому и среднему бизнесу приходится довольствоваться краткосрочными кредитами в коммерческих банках под залог и высокие проценты. Абсолютное большинство инвесторов предпочитает вкладывать деньги в облигации крупных компаний с кредитными рейтингами или государственные облигации. Такие облигации сейчас приносят инвесторам доход 6-8% в год и, по всей видимости, этот доход будет дальше снижаться вместе со снижением ключевой ставки Центрального Банка. Таким образом, на фондовом рынке есть пустота, которая начинает заполняться облигациями малых и средних компаний с высокой доходностью.

Есть и отличие. В США государство обратило внимание на этот рынок только после того, как он уже приобрел гигантские масштабы, и его стали использовать для привлечения средств под недружественные поглощения. В России же, наоборот, государство создает стимулы для МСП, чтобы они выходили на биржу и привлекали деньги через размещение облигаций.

Инвесторов, которые покупают ВДО, не назовешь меценатами, они понимают, что риск высок, и требуют за это повышенную доходность. Процентные платежи – не единственные затраты, которые нужно понести МСП, чтобы разместить свои облигации. Надо заплатить организатору выпуска, Бирже, центральному депозитарию и пр. более мелкие расходы. Все это, естественно, увеличивает долговую нагрузку на 1-1,5% годовых при размещении выпуска облигаций с погашением через пять лет.

Так что же привлекает МСП в размещении облигаций на бирже, если, как правило, они уже имеют кредитную историю в банке, и процентная ставка по кредиту ниже, чем процентная ставка по дебютному выпуску облигаций? У таких компаний растет выручка, есть прибыль, которая позволяет обслуживать дополнительный долг, но они не могут взять кредит в банке, потому что у них нет залога!

Для большинства МСП размещение облигаций на бирже – это единственный способ получить деньги в долг без залога, и пусть проценты по первому выпуску надо платить больше, компания получает доступ к широкому кругу инвесторов и привлекает деньги на долгий срок. В течение всего срока займа компания платит только проценты раз в квартал или полгода, а тело займа гасит в день погашения облигаций, что уменьшает нагрузку на денежный поток компании в отличие от ежемесячного банковского аннуитета.

В итоге МСП формирует публичную кредитную историю, о нем узнают множество потенциальных инвесторов, что в результате приводит к удешевлению стоимости дальнейших заимствований и продвижению бренда. Есть примеры, когда размещения облигаций привело к повышению продаж МСП. Если МСП вовремя и в полном объеме обслуживает процентные платежи и гасит облигации, то затраты на дальнейшие размещения облигаций и поиск инвесторов значительно снижаются!

Вишенкой на этом торте является программа субсидирования затрат эмитентов МСП на расходы по размещению и купонным выплатам по облигациям в рамках Постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2019 № 532. МСП может обратится в Министерство Экономического Развития и возместить затраты на организацию выпуска облигаций в размере не более 1,5 миллионов рублей и затраты на купонные выплаты (проценты по облигациям выплачиваются в виде купонов) в размере 70% от ключевой ставки Банка России (сейчас это 4,2% годовых). Например, МСП разместило облигации с ежеквартальным купоном 14% годовых, то есть раз в квартал МСП платит проценты в размере 3,5% от объема займа. После получения субсидии на купонные выплаты, стоимость обслуживания уменьшается на 4,2% в год, соответственно ежеквартально МСП будет тратить на проценты существенно меньше – 2,45% от объема займа.

Важно отметить, что получение субсидий не является чем-то само собой разумеющимся, и сначала эмитенту надо потратить деньги на организацию размещения и выплатить проценты по облигациям в виде купонов, а уже после этого подать заявку на получение субсидий на эти затраты. Нет гарантии, что МСП получит эту субсидию, но программа работает, и уже появились первые МСП, которые реально получили субсидии.

Есть еще один барьер, который МСП надо преодолеть, прежде чем начать размещение облигаций на Московской Бирже, и называется он KYC (Know Your Client или Знай Своего Клиента). Проще говоря, чтобы получить доступ к размещению на Бирже, бизнес МСП изучает сначала Организатор, а потом и Московская Биржа, и подходят они к изучению эмитента так, как если бы они сами были покупателями облигаций. Это очень важно как для эмитента, которому помогают правильно сформулировать параметры и понять культуру публичных заимствований, так и для инвесторов, которые понимают, что случайные МСП не попадают на биржу.  Это очень важно для Организатора, который ведет диалог с инвесторами, и для Биржи, которая хочет допускать к торгам только проверенных эмитентов.  Таким образом, «мусорные» облигации размещают далеко не «мусорные» компании, уже состоявшиеся в бизнесе!

Текст: Ираклий Кирия, Генеральный директор АО «Джи Экс Ту Инвест», профессиональной управляющей компании, занимающейся организацией облигационных займов для малых и средних предприятий.

Полностью материал опубликован в ноябрьском номере печатной версии Национального банковского журнала.

Поделиться:
 

Возврат к списку