Аналитика и комментарии

26 ноября 2019

Игорь Логинов, АРБ: «Пока банки не имеют экономического стимула к работе с региональными гарантийными организациями»

Корпорация МСП подвела итоги работы региональных гарантийных организаций за девять месяцев 2019 года. Эксперт NBJ, заместитель директора Департамента по работе с органами государственной власти и общественными организациями Ассоциации российских банков Игорь Логинов размышляет, почему масштаб деятельности РГО до сих пор остается незначительным,  и предлагает несколько вариантов решения проблемы.   

Сегодня в Российский Федерации действуют 85 региональных гарантийных организаций (РГО) с совокупным капиталом 52,1 млрд рублей. За год они выдают около 5,8 тысяч поручительств на сумму 50 млрд рублей. По размеру РГО крайне неоднородны: 9 РГО имеют капитал более 1 млрд рублей, в то время как 35 РГО имеют капитал менее 300 млн рублей. Особняком стоит московский гарантийный фонд с капиталом более 10 млрд рублей.

Всего 14 РГО выдают в год более 100 поручительств. Столько же РГО выдают в год не более десяти поручительств, причем 6 РГО не выдавали поручительств ни в 2018, ни в текущем году. Понятно, что банки не имеют никакого экономического стимула к работе с РГО, выдающими несколько десятков поручительств в год.

Следует констатировать, что масштаб деятельности РГО – незначительный. Генерирование 6 тысяч поручительств капиталом в 50 млрд рублей нельзя признать эффективным.

Проблема усугубляется тем, что за последние годы происходит планомерное снижение процентных ставок по банковским депозитам, являющимся основным источником доходов РГО.

Сегодня модель работы РГО выстроена таким образом, что средства, полученные РГО от управления капиталом (капитал, как правило, размещается на банковские депозиты), и плата за выданные поручительства, должны покрывать расходы на ведение деятельности РГО и выплаты по выданным поручительствам. В ситуации со снижением процентной ставки сокращаются доходы РГО и способность РГО выдавать поручительства, оставаясь в рамках безубыточной модели.

Решением данной проблемы может стать изменение модели работы РГО – предоставление РГО субсидий на компенсацию части выплат по выданным поручительствам. Подобная субсидия способна существенно повысить число субъектов МСП, получающих поручительства, и объем и число предоставляемых РГО поручительств.

Другими мерами, направленными на повышение доступности гарантийных продуктов для субъектов МСП, могут быть:

  • централизация размещения средств гарантийного капитала РГО через биржу (обеспечить возможность размещения депозитов на бирже небольшим РГО);
  • упрощение выдачи небольших поручительств (удешевление; формализация требований к субъектам МСП; минимальный процент отказов в предоставлении поручительства за субъекты МСП, удовлетворяющие предъявляемым требованиям; отказ от повторного андеррайтинга и проч.);
  • унификация документов и требований по проводимым проверкам деятельности РГО (в части документов, запрашиваемых у субъектов МСП, получивших поддержку), сокращение перечня таких документов для поручительств небольшого объема (до 1 – 2 млн рублей);
  • дифференциация отнесения поручительств разных РГО к разным категориям качества, в зависимости от финансового состояния РГО;
  • распространение на РГО освобождения от уплаты налога на прибыль, получаемую от размещения гарантийного капитала РГО в банковские вклады (подп.43 п.1 ст.251 Налогового Кодекса).

Также необходимо совершенствовать показатели эффективности деятельности РГО. Сегодня такими показателями являются объем выданных РГО поручительств и объем привлеченных кредитов под выданные РГО поручительства. Но учитывая специфику малого бизнеса, необходимо вводить показатель числа субъектов МСП, получивших гарантийную поддержку. Поддержка МСП должна быть массовой.

Еще одно направление – запуск программы выдачи поручительств субъектам МСП, берущим свои первые кредиты. Для этой программы необходимо снизить размер поручительств до 1 – 3 млн рублей и повысить гарантийное покрытие. Оказанная субъектам МСП помощь в получении первых 2-3 кредитов позволит им научиться привлекать и обслуживать банковские кредиты, а также сформировать положительную кредитную историю, что впоследствии позволит этим субъектам МСП привлекать банковские кредиты самостоятельно, без государственной поддержки.

Полностью материал опубликован в ноябрьском номере печатной версии Национального банковского журнала.

Поделиться:
 

Возврат к списку