Аналитика и комментарии

23 октября 2019

Пир посредников

Банки наращивают влияние на страховом рынке

Страховой рынок РФ работает на «низких оборотах». Объем собранных премий почти не растет. Зато усилили влияние банки-партнеры. Накануне «массового прихода» иностранных конкурентов отечественные страховщики ускорили переход бизнеса «на цифру». Есть претензии к регулятору, который в отдельных сегментах «закрутил гайки» по полной, а в других – допустил вольницу агентов, работающих без лицензий. Об этих «болевых точках» и перспективах отрасли шла речь на конференции RAEX «Будущее страхового рынка России».

Прыжок на месте

Итоги первого полугодия не сильно порадовали участников рынка. По оценке аналитиков RAEX, размер страхового рынка (объем собранных премий) в январе-июне вырос всего на 1% до 739,2 млрд руб., тогда как в прошлом году прирост за этот период составлял 13,3%. Сказалось  снижение премий по инвестиционному страхованию жизни (ИСЖ), которое в последние годы было основным драйвером развития. С апреля ЦБ взял мисселинг под жесткий контроль, а доходы клиентов упали.

Зато не подкачал другой фаворит: по итогам полугодия премии по ДМС выросли на 11,1%. Спрос на ДМС обеспечили популярные программы по защите от тяжелых заболеваний, недорогие программы контроля состояния здоровья (check-up), полисы с франшизой и телемедицина.

Поддержали рынок и виды страхования, связанные с банковским кредитованием: страхование жизни заемщика (+59,7% за полгода), страхование от несчастных случаев и болезней (НС, +29,1%), за что надо сказать «спасибо» высокому спросу на потребительские кредиты со стороны физических лиц.

Максимальную динамику в январе-июне продемонстрировало агрострахование с господдержкой, где премии выросли на 375,9% (1,3 млрд руб.

в абсолютном выражении) до 2,1 млрд руб. Секрет успеха объясняется просто – средства из бюджета перечислили на счета страховых компаний, а не сельскохозяйственных, как было ранее.

Отрицательную динамику показало страхование гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору. Премии упали на 686,4 млн руб. Это связано с обязанностью страховщиков расторгнуть договоры по страхованию ответственности застройщиков и передать премии от строительных компаний в Фонд защиты дольщиков. При этом выплаты в сегменте выросли на 412,5% до 775,3 млн руб.

Новые вызовы

Как отметил президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс: «Страховой рынок из-за низкой базы имеет большой потенциал: его капитализация составляет только 1/100 капитализации банковского рынка. Нам есть куда развиваться – за последние десять лет он вырос втрое». Будущее отрасли, с его слов, будет зависеть от того, каким образом будет развиваться отечественная экономика. И от решений ЦБ. «Регулирование порой обгоняет рынок, а иногда отстает. Например, сейчас за символическую сумму в такси предлагают купить страховку с покрытием на 1 млн руб.», – пояснил президент ВСС.

По его мнению, сегодня страховщиков волнуют два вызова: цифровая революция и предстоящее наступление зарубежных страховщиков, которые в 2021 году получат право открывать на территории РФ филиалы.

За счет демпинга они наверняка попытаются получить свой кусок пирога. Особенно беспокоит возможная «игра на понижение» со стороны нашего большого восточного соседа.

Гендиректор СК «Сбербанк Страхование жизни» Алексей Леоненко атаки иностранных страховщиков не страшится. На его взгляд, основным вызовом для отрасли станет наступление IT-гигантов.

Курс на концентрацию

Тревогу также вызывает и растущая концентрация вокруг государственных компаний. По традиции наибольший вклад в рост рынка вносит первая десятка страховщиков. В I полугодии 2019 года доля топ-10 (по премиям) выросла с 64,6% до 69,7%, размер страховых премий увеличился на 8,9% до 515 млрд руб., страховых выплат – на 15,7% до 189 млрд руб.

Доля лидеров также серьезно возросла. В 2018 году группа ВТБ и страховая группа «СОГАЗ» закрыли сделку по продаже 100% «ВТБ Страхование». По итогам I полугодия объединенная компания имеет 23,5% на рынке по премиям. На втором месте находится «Сбербанк страхование жизни» с 10,5% рынка. Далее следуют «Ингосстрах» – 7,3% и «АльфаСтрахование» – 6,9%. Таким образом, на топ‑5 сейчас приходится 48,2% рынка. За год доля пятерки увеличилась на 3,6 процентных пункта.

На тридцать компаний приходится 89% рынка, за год доля топ-30 увеличилась на 3,4 процентных пункта. Всего в России сейчас работает 188 страховых компаний. Во втором квартале их количество сократилось на пять единиц, при этом новых лицензий выдано не было. «Несмотря на отсутствие новичков, инвесторы позитивно смотрят на страхование. Прибыль лидеров выросла. Интерес инвесторов могла бы подстегнуть консолидация рынка», – заметил член совета директоров группы «Ренессанс Страхование» Сергей Рябцов.

«Сливки» для посредников

Заместитель министра финансов РФ Алексей Моисеев и гендиректор «РЕСО-Гарантия» Дмитрий Раковщик в своих выступлениях на конференции напомнили о растущем влиянии посредников. По оценке RAEX, за три последних года доля банковского канала продаж страховых продуктов увеличилась более чем на 70%. Три четверти премий страховщики собирают через посредников, выплачивая ежегодно все больше комиссий. При этом на банки приходится более половины премий  (51,6%), полученных через посредников, тогда как еще три года назад их доля составляла около 30%.

За свою работу банки получили 51,5  млрд руб. комиссионного вознаграждения от страховщиков, две трети этой суммы пришлось на страхование от НС и болезней и страхование жизни заемщиков (67,7% ). 

Заинтересованность посредников в продажах страховых продуктов растет вслед за увеличением комиссии – за год рост комиссии составил  8,1%, сама комиссия сейчас составляет 37, 6%. Еще 5,1% премий, полученных при участии посредников, страховщики получили от страховых брокеров, их комиссия составила 11,1%.

Приведенная выше статистика не вызвала удивления у специалистов. «Банки-партнеры, имеющий солидный клиентский портфель, являются важным каналом продаж. Ведь большинство страховых компаний не имеют собственных агентских сетей. На их построение уходит от 5 лет», – заметил гендиректор «Капитал Лайф Страхование Жизни» Евгений Гуревич.

Магия цифр

Еще одна мощная тенденция – продолжающаяся цифровизация бизнеса. Ведущие страховщики давно запустили онлайн-продажи Каско и перешли на онлайн-урегулирование убытков. Но еще остается большой потенциал для развития в части развития CRM-систем и повышения качества клиентского сервиса. «90% онлайн-продаж приходится на ОСАГО. В добровольно-принудительном порядке продаются полисы для выезжающих за рубеж. Все остальные виды онлайн-страхования находятся в зачаточном состоянии», – сообщил гендиректор «Капитал Лайф Страхование Жизни» Евгений Гуревич. «Цифровые технологии меняют ожидания клиентов.  Надо быстрее реагировать на новые запросы клиентов», – согласен Артем Амбарцумян из Oliver Wyman.

IT-продуктолог SimbirSoft Константин Шакуров отметил наступление по всем фронтам роботов. Страховые полисы можно оформлять в мессенджерах и социальных сетях – через диалог с чат-ботом страховщика. Некоторые страховщики запустили свои приложения. Дальше всех шагнул «Ингосстрах»: с помощью IngoMobile можно удаленно оформить и продлить практически любой полис. Впереди триумфальное шествие в автостраховании телематики и компьютерного зрения. 

Управляющий директор ассоциации «ФинТех» Татьяна Жаркова верит в Интернет вещей (IoT) и Оpen API. Сейчас в рамках проекта «Цифровой профиль» участники ассоциации могут получить данные о ТС и клиентах для предложения Каско и ОСАГО. На днях Ассоциация «ФинТех» направила в ЦБ концепцию развития открытых API в финансовой сфере. В списке рекомендованных открытых API помимо банковских продуктов есть и страховые.

Нефть XXI века

Как полагает и.о. гендиректора СК «Сбербанк страхование» Дмитрий Попов,  в  текущем году источниками роста страхового рынка станут дальнейшее развитие ДМС, страхования жилья и НС. «Бесспорно, импульс для развития отрасли должна дать нормализация сектора ОСАГО», – добавил эксперт.

Личные виды страхования могут поддержать рост рынка в будущем и снизить его зависимость от кредитного страхования. Этому будет способствовать дальнейшее продвижение специализированных программ ДМС и телемедицины, а также рост интереса страховщиков к развитию накопительного страхования жизни (НСЖ), доходность которого показывает большую стабильность по сравнению с ИСЖ.

Как считает Алексей Леоненко, в следующем году одним из драйверов отрасли станет продукт unit-linked (инвестиционный инструмент, оформленный в виде полиса долгосрочного страхования жизни – Ред.).

Как полагают эксперты, страхование постепенно будет дрейфовать в экосистемы, где каждый клиент, заполняя анкету на сайте, сможет сам выбирать страховые риски. «Ключевой тренд продаж страховок – персонализация. Она меняет лицо отрасли. Персональные данные можно назвать «нефтью XXI века». Сейчас мы стоим у развилки, выбирая между ужесточением и либерализацией в получении персональных данных. И от этого выбора зависит будущее рынка», – уверен гендиректор «ППФ-Страхование жизни» Сергей Перелыгин.

Текст: Сергей Артемов

Полную версию этого материала читайте в печатной версии журнала NBJ (№10, 185).

Поделиться:
 

Возврат к списку