Аналитика и комментарии

21 августа 2019

Павел Самиев: Поручиться за МСП - какие «двери» открывают банковские гарантии предпринимателям

В 2018 году банки выдали гарантий на 1,15 трлн рублей, что на 8,5% больше, чем годом ранее. При этом снизилась до 1,6 млн рублей средняя сумма гарантий из-за расширения доступа МСП к госзакупкам. По мнению Павла Самиева, председателя Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по финансовым рынкам, генерального директора Аналитического агентства БизнесДром, это говорит о возрастании интереса МСП к такому виду поддержки, однако для дальнейшей популяризации и развития инструмента необходимо расширение госпрограмм поручительства МСП.

Рынок банковских гарантий остается перспективным направлением деятельности банков. В 2018 году темпы роста объема выданных банковских гарантий по 44-ФЗ составили 8,5%. Всего было выдано свыше 700 тысяч гарантий на сумму 1,15 трлн рублей. При этом число гарантий увеличилось на 14%, Кроме того, есть тенденция уменьшения размера обеспечения по гарантиям: в настоящий момент оно составляет 5-10%, в то время как раньше заказчики требовали до 30%. Около 54% гарантий для участия в госзакупках в 2018 году выдавалась на сумму до 100 тыс. рублей. Это на 6% и на 1% соответственно больше, чем в 2016 и в 2017 годах. При этом доля гарантий на сумму от 100 тыс. до 1 млн рублей за три года снизилась на 5 процентных пунктов – до 35%. Всего 9% гарантий в прошлом году было выдано на суммы от 1 млн до 10 млн рублей. На суммы свыше 10 млн рублей приходится всего 2%. В региональном разрезе лидерами по числу выданных гарантий являются Москва, Московская область и Санкт-Петербург, на которые в совокупности приходится около 25% рынка.

Механизм действия гарантий достаточно прост: банк выступает гарантом, что заказчик получит свои средства обратно, если исполнитель не исполнит своих обязательств или исполнит их ненадлежащим образом. При реализации госконтрактов по 44-ФЗ использование банковских гарантий обязательно, при реализации контрактов по 223-ФЗ правила их использования определяется госкомпаниями. С 1 июля 2019 года вступили в силу изменения в 44-ФЗ, которые освобождают СМП и СОНКО от предоставления обеспечения исполнения контракта, если они предоставят информацию, подтверждающую исполнение трех контрактов в течение трех лет до даты подачи на участие в закупке, исполненных без применения неустоек. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной максимальной цены контракта.

Отсутствие единых норм, правил ведения реестра банковских гарантий сдерживает рост числа предоставленных гарантий субъектам МСП. Госкомпании, боясь предоставления фальшивых гарантий, устанавливают излишне жесткие требования по объемам, процедурам, срокам. Такие требования некоторые добросовестные предприниматели могут не исполнить, а если и постараются их удовлетворить, то это приводит к необоснованным финансовым и временным издержкам со стороны компаний малого и среднего бизнеса. Сами банкиры согласны с существованием подобной проблемы. Так, Алена Сокова, директор департамента электронных банковских гарантий ПСБ, объясняет, что рынок госзаказа очень требователен к срокам и формату предоставления информации от субъектов МСП заказчикам. По ее мнению, «несмотря на то, что современные технологии позволяют работать в этом рынке без бумажных документов, однако сам рынок к этому пока не готов. Например, в ЕИС гарантию по 44-ФЗ можно разместить только в сканированном формате; документ, подписанный электронной цифровой подписью, разместить невозможно. По 223-ФЗ гарантии необходимо изготавливать на бумаге и доставлять Принципалу, при этом большинство Бенефициаров дополнительно через запрос просят Банк подтвердить выдачу гарантии. На наш взгляд, развитию рынка экспресс-гарантий в госзакупках может способствовать появление достаточных для анализа, открытых и достоверных источников информации об участниках госзаказа, ведение достоверного, технологичного и удобного для всех пользователей реестра гарантий».

Кроме того, произошли изменения и в требованиях к банкам, которые могут выдавать банковские гарантии, обеспечивающие заявки и контракты по 44-ФЗ. В соответствии с новыми изменениями в 2020 году банки, осуществляющие выдачу заказчикам банковских гарантий для обеспечения заявок и исполнения контрактов, должны одновременно иметь капитал не менее 300 млн рублей, кредитный рейтинг не ниже уровня "В(RU)" по национальной рейтинговой шкале АКРА и (или) кредитного рейтинга не ниже уровня "ruB" по национальной рейтинговой шкале "Эксперт РА". В 2021 году критерий отсечения по уровню рейтинга повысится: не ниже уровня "B+(RU)" по шкале АКРА и (или) не ниже уровня "ruB+" по шкале "Эксперт РА". С учетом новых требований перечень банков, отвечающих требованиям, сократится более, чем на 20%.

«Для нашего банка было очень важно получить необходимый кредитный рейтинг (уровня «ruB-» от «Эксперт РА»), позволяющий выдавать банковские гарантии, – говорит председатель правления Синко-банка Геннадий Барсегов. – В планах Банка – в соответствии со стратегией развития на 2018–2022 годы – предусмотрено развитие гарантийного бизнеса умеренными рыночными темпами до 450 млн. рублей к 2023 году. Мы считаем этот сегмент очень интересным, банковские гарантии становятся все более востребованной услугой на рынке, а для банков – новым инструментом по привлечению клиентов МСБ. Однако мы подходим к выдаче гарантий скорее консервативно. Банк работает напрямую с клиентом, исключая посредников, в том числе брокеров, а суммы выданных гарантий составляют в среднем до 50 млн рублей».

Банки сейчас для снижения своих рисков при оформлении гарантии могут запрашивать поручительство от физического или юридического лица. Эта распространенная практика применяется к компаниям, которые не отвечают модели банка по финансовым показателям или не имеют опыта исполнения контрактов. В таких случаях поручителями МСП могут быть региональные гарантийных организации по месту регистрации по ИНН. Руководитель Фонда содействия кредитованию малого бизнеса Москвы Антон Купринов отмечает: «Сейчас многие банки небольшие гарантии выдают участникам госзаказа без поручителей. Но господдержка остро необходима в случаях, когда малое предприятие, выиграв небольшие тендеры, приобрело опыт и, наконец, получило более крупный заказ, на обеспечение которого собственных ресурсов маловато. В этот момент ему и нужно подставить плечо поручителя, помочь перейти в другую бизнес-нишу. Среди заемщиков фонда важную долю составляют исполнители контрактов по 44-ФЗ и 223-ФЗ, они поставляют питание в школы, медикаменты в больницы, занимаются ремонтом, благоустройством, уборкой и другими городскими задачами. Один раз согласовав документы, фонд открывает линию поручительств под банковские гарантии, чтобы МСП могли ими пользоваться в течение года». Большинство РГО покрывает поручительством до 70% по сделкам и до 25 млн рублей, в Москве и Санкт-Петербурге – до 100 млн рублей. Если необходимо предоставить больше средств, то подключаются ресурсы Корпорации МСП. При этом банковские комиссии составляют, как правило, 2–5% от суммы гарантии.

Расширение госпрограмм поручительства по банковским гарантиям должны повысить для предпринимателей доступ к госзаказам. Ожидаем, что в 2019 году темпы роста выдач банковских гарантий будут сопоставимыми с 2018 годом или немного больше – на уровне 8-10%, причем большая доля прироста будет за счет выдач субъектам МСП.

Поделиться:
 

Возврат к списку