Аналитика и комментарии

15 мая 2019

Куда едет рынок автокредитования?

Сегмент автозаймов занимает на рынке розничного кредитования особое место. Это один из немногих секторов, где доля госбанков находится в рамках приличия, а доля лидера не превышает 13%. Более того, во втором квартале конкурентная среда станет еще чище и многообразнее. Эксперты ожидают появления новых продуктов, например кредитов с отложенным платежом.

 

На высоких скоростях

В прошлом году от статистики рынка автокредитования экспертов бросало то в жар, то в холод. Если в первом полугодии число выданных автокредитов практически вернулось на уровень докризисного 2014 года, то с июля спрос на автокредиты значительно упал. Падение объясняется просто – льготные госпрограммы «Семейный автомобиль» и «Первый автомобиль», подразумевающие выплату компенсации в размере 10% от стоимости транспортного средства, были прекращены.

Далеко не все игроки рынка смогли уловить момент «торможения» и вовремя «переключить скорости». По оценке «Банки.ру», впервые за последние два года ВТБ смог обойти группу Сбербанка ( в том числе Сетелем Банк) и занять первое место в рейтинге по размеру портфеля автокредитов (см. таблицу). При этом из игроков первой тройки у банка ВТБ отмечается наибольший прирост этого показателя как в полугодовом (11,3%), так и в годовом (14,3%) выражении. Группа Societe Generale в России (включает Русфинанс Банк и Росбанк) ожидаемо заняла третье место.

Заметим, что наибольший прирост портфеля в годовом выражении среди банков-участников показали РНКБ (251,7%), Балтинвестбанк (102,2%) и МС Банк Рус (103,4%). Больше же всех потеряли в объемах портфелей за год банк «Ак Барс» (36,7%) и Челиндбанк (20,8%).

Как и годом ранее, заавтокредитованными в большей степени банками являются Сетелем Банк, МС Банк Рус, БМВ Банк, Русфинанс Банк и БыстроБанк. Наименьшая доля автокредитов в розничном кредитном портфеле отмечается у Тинькофф Банка, банка «Ак Барс» и Челиндбанка. Третий рейтинг подряд наименьший уровень просроченной задолженности по портфелю автокредитов продолжает показывать РНКБ. Также в числе лидеров по данному показателю Тинькофф Банк, БМВ банк и МС Банк Рус – доля их просрочки не превышает 1%. Наибольшее значение по этому параметру среди всех участников рейтинга показали банк «Ак Барс» (77,9%) и Росбанк (85,28%). Средний показатель просрочки по банкам по итогам второго полугодия составил 16,9%, увеличившись за прошедший год на 1,82%.

Развитие рынка автокредитования происходило преимущественно за счет кредитования новых автомобилей: их доля в общем объеме выдач превысила 80%. На вторичном рынке активнее конкурентов выдавали займы Тинькофф Банк, БыстроБанк, Примсоцбанк. В прошлом году средняя ставка на покупку бывшего в употреблении транспорта составила 15,07% годовых, а на покупку новых машин – 13,26%.

Самыми «кредитными» марками являются BMW, Lada и Hyundai. Помимо них в топ-10 наиболее востребованных марок входят также Kia, Nissan, Renault, Toyota, Skoda, Volkswagen и Datsun. Интересно, что по итогам первого полугодия 2018 года в данный список также входила престижная марка Mercedes-Benz.

«Большая часть всех предоставленных в 2018 году автозаймов выдавалась с первоначальным взносом от 20 до 50%, доля автокредитов со взносом менее 20% несущественна», – отметила ведущий эксперт по кредитным продуктам «Банки.ру» Инна Солдатенкова. По ее словам, наибольшей популярностью пользовались автокредиты на три – пять лет. Обусловлено это тем, что при более длительном сроке заемщик может рассчитывать на более комфортный ежемесячный платеж по кредиту, соответственно, и рост цен на автомобили закономерно влечет за собой увеличение среднего срока займа.

 

Лучи надежды

В начале этого года рынок автокредитования снова «ударил по газам». Как сообщила пресс-служба Сетелем Банка, в январе и феврале объем выдачи новых автокредитов составил 73 млрд руб., что выше показателя за аналогичный период прошлого года. По данным НБКИ, в январе 2019 доля автокредитных сделок в общем объеме продаж авто составляла 54%, а в феврале уже достигла 59%. Не дожидаясь очередного подорожания на автомобили из-за увеличения НДС и пересмотра производителями тарифов на фоне колебания валютных курсов, будущие водители решили запастись средствами передвижения загодя.

Аналитики зафиксировали и другие обнадеживающие сигналы. По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), на 1 марта 2019 года доля просроченной задолженности по автокредитам свыше 30 дней к общему объему действующих кредитов данного типа составила 8,5%. Это на 0,6 п.п. меньше по сравнению с аналогичным показателем прошлого года (9,1%). Уровень просрочки снижался благодаря качественной работе банковского риск-менеджмента. «Кредиторы внимательно следят и за качеством новых автокредитов, и за риск-профилем своих заемщиков с действующими обязательствами. Конечно, объемы «плохих» долгов все еще остаются достаточно значительными, однако их доля в портфеле автокредитов существенно ниже, чем, например, в необеспеченном кредитовании – сегментах потребительских кредитов и кредитных карт», – заметил гендиректор НБКИ Александр Викулин.

Добавим, что 1 марта авторынок получил новый толчок для ускорения – действие вышеуказанных госпрограмм было возобновлено, правда, их условия стали чуть менее привлекательными.

 

Планы на вырост

Большую часть кредитного пирога, скорее всего, снова разделят пять крупнейших игроков – ВТБ, группы Сбербанка и SG, ЮниКредит Банк, Совкомбанк. Сейчас в их руках находится более 70% отечественного рынка автокредитования. При этом сегмент является достаточно высоко конкурентным: у крупнейшего игрока доля не превышает 13%.

Однако скоро расклад сил может измениться. О желании сделать автокредитование одним из приоритетных направлений развития бизнеса заявил председатель правления банка «Открытие» Михаил Задорнов. По его словам, «Открытие» отказалось от идеи присоединить Росгосстрах Банк и решило на его базе сделать банк для автолюбителей. «Мы ожидаем восстановление рынка продаж автомобилей до докризисных уровней в 2022 году», – пояснил Задорнов. Именно к этому сроку Росгосстрах Банк планирует выдать 228 млрд руб. кредитов физлицам и занять 10,2% рынка автокредитования, у банка будет 1 млн клиентов, рассказал управляющий директор банка Алексей Токарев. По его словам, банк будет в том числе выдавать кредиты на покупку автомобилей с пробегом, у этого рынка большой потенциал. По прогнозам, к 2022 году 33% всех кредитов на покупку авто будет выдаваться на подержанные машины. Помимо этого банк будет выдавать кредиты наличными и кредитные карты, кредитовать юрлиц, связанных с автобизнесом.

Очевидно, что появление нового крупного игрока сулит очередной передел на рынке. В первую очередь всех волнует вопрос: будет ли Росгосстрах Банк играть на понижение ставок, чтобы увеличить рыночную долю? Источники NBJ в кредитном учреждении говорят, что демпинга ждать не стоит.

«В этом году мы столкнемся или с ростом ставок по автокредитам, или по крайней мере прекращением их снижения», – считает директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков. По его мнению, оптимальным сценарием стало бы развитие банками модели Risk Based Pricing, то есть практики сохранения или даже улучшения условий кредитования для заемщиков отличного кредитного качества, с хорошим кредитным рейтингом и ответственным подходом к своим кредитным обязательствам.

На небольшой рост ставок в пределах 0,5–1% п.п. в течение первого полугодия рассчитывает и директор департамента автокредитования Русфинанс Банка Наталья Русова. По ее мнению, на рынке сохранится множество интересных предложений от автопроизводителей, а банки предложат клиентам новые продукты, например кредиты с отложенным платежом. Если ранее кредит выплачивался полностью и его средний срок составлял четыре-пять лет, то сейчас появились предложения на три года с остаточным платежом в размере 40–50%. Это позволяет существенно снизить ежемесячные платежи. «Рынок будет также увеличиваться и за счет новых дистанционных каналов для выдачи автокредитов, в частности онлайн», – уверена эксперт.

Если  смотреть еще дальше, то будущие сценарии развития автокредитования в России, по мнению аналитиков, будут зависеть от экономической и социальной стабильности в стране.   

Текст: Сергей Кривянский

Справка NBJ: Каршеринг идет на рекорд

По оценке аналитиков Сбербанка, рынок каршеринга в России развивался бурными темпами. Все ключевые показатели – число пользователей, выручка, парк автомобилей – в 2018 году выросли более чем в пять раз. Если в декабре 2017-го 51,6 тыс. россиян тратили на кратковременную аренду автомобиля 295,3 млн руб. в месяц, то в декабре 2018-го число выросло до 228,8 тыс. человек. А их совокупные расходы на каршеринг составили 951,5 млн руб. В январе 2019-го эта цифра уже превысила 1 млрд руб. По итогам всего прошлого года выручка компаний сектора, по данным банка, составила 7 млрд руб. Если в середине 2017 года на рынке активно работали пять компаний, то в начале прошлого года – уже 13. Лидер рынка – Москва 85%). К концу 2018 года парк каршеринговых авто здесь составлял 16 тыс., а во всех остальных регионах – суммарно около 3,8 тыс. За первые месяцы 2019 года столичный парк увеличился до 18 тыс. машин.

Олег Басов

 

Полностью этот материал опубликован в апрельском номере Национального Банковского Журнала.

Поделиться:
 

Возврат к списку