Аналитика и комментарии

20 ноября 2018

Новые международные стандарты

В 2018 году Россия перешла на новый стандарт МСФО (IFRS) 9, а также присоединилась к участию в глобальном стандарте, который подразумевает обмен налоговой информацией между странами-участниками, – Common Reporting Standard (CRS). Это наложило серьезный отпечаток на требования к банковской отчетности, а также повысило значимость роли консультантов и аудиторов для банковского сообщества.

МСФО (IAS) 39

Переход с МСФО (IAS) 39 на МСФО (IAS) 9 был осуществлен по целому ряду причин. Слабые места модели учета обесценения финансовых активов на основе МСФО 39 отчетливо проявились в период глобального финансового кризиса 2008 года, когда стало очевидным, что оценочные резервы создавались в недостаточном объеме. Возможные будущие изменения состояния платежеспособности заемщика или экономики в целом в расчетах не учитывались. Данная модель создания резервов была раскритикована как способствующая возникновению кризиса. 

Новый порядок формирования резервов, согласно МСФО (IFRS) 9, стал ответом на финансовый кризис. Он требует от кредитной организации создания резервов с даты выдачи кредита и выделяет три этапа резервирования в зависимости от изменения уровня кредитного риска. Таким образом, в финансовой отчетности стала отображаться вероятность наступления дефолта заемщика.

Более того, существенно расширена сфера применения требований по созданию резервов под обесценение. Теперь они должны создаваться для всех требований, подверженных кредитному риску, которые не оцениваются по справедливой стоимости через прибыль или убыток. Эксперты констатируют, что переход на МСФО (IFRS) 9 поможет стабилизировать банковскую систему за счет серьезного увеличения резервов и, как следствие, повышения финансовой устойчивости отдельных банков.

МСФО (IFRS) 9 существенно изменяет порядок отражения в отчетности финансовых инструментов. Среди наиболее значимых нововведений эксперты выделяют следующие. Во-первых, изменена классификация финансовых активов. Вместо четырех категорий, которые были ранее, новый стандарт вводит три. К первой категории относятся финансовые активы, учитываемые по амортизационной стоимости. Ко второй принадлежат активы, учитываемые по справедливой стоимости с отражением ее изменений в составе прочего совокупного дохода. В третьей категории активы должны учитываться по справедливой стоимости с отражением ее изменений в составе прибылей и убытков.

Критерии, на основании которых осуществляется классификация финансовых активов, стали другими. В соответствии с требованиями нового стандарта, классификация финансовых активов основывается на бизнес-модели, используемой банком для управления данным активом, и на характеристиках денежных потоков, предусмотренных кредитным договором.

Во-вторых, при создании резервов вместо ранее используемой модели понесенных убытков новый стандарт вводит модель ожидаемых убытков.

Предыдущая модель учета согласно понесенным (incurred) убыткам основывалась на том, что актив не являлся обесцененным до момента наступления какого-либо события, приводящего к его обесценению, например, изменения существенных условий кредитного договора. При этом такая оценка не учитывала убытков, которые могут быть понесены в будущем в течение оставшегося срока действия выданных кредитов и займов, хотя их величину можно объективно предсказать на основе информации за прошлые периоды.

Новая модель учета согласно ожидаемым (expected) убыткам для создания резервов не требует наличия события убытка. Вместо этого убытки, ожидаемые на дату выдачи кредита, учитываются в составе будущих денежных потоков, используемых для расчета эффективной процентной ставки по данному кредиту. Таким образом, резерв под обесценение формируется в течение всего срока действия кредита.

Итак, модель ожидаемых кредитных убытков гораздо шире, чем модель обесценения по МСФО (IAS) 39, и ориентирована на перспективу. Это обусловлено тем, что держатели финансовых активов должны будут учитывать не только историческую информацию об объективных свидетельствах обесценения финансовых активов, но и обоснованные приемлемые данные, позволяющие сделать прогнозы на будущее. Соответственно, признание кредитных убытков будет происходить раньше и в больших суммах по всем статьям, подверженным кредитному риску.

Еще одно изменение таково: новый стандарт сближает порядок учета хеджирования с задачами по управлению рисками. Также изменена оценка некотирующихся акций, ранее учитывавшихся по первоначальным историческим затратам. В соответствии с требованиями предыдущего стандарта МСФО (IAS) 39, если долевая бумага не имеет активного рынка и надежных котировок и при этом ее корректная оценка через аналогичные рыночные бумаги невозможна, допускалась возможность ее отражения в финансовой отчетности по исторической стоимости. Теперь же банкам, за исключением отдельных случаев, придется определять ее справедливую стоимость, используя в основном свои собственные экономические допущения, если невозможно получить никакие данные для оценки таких долевых ценных бумаг с рынка финансовых инструментов. Использование первоначальной стоимости по вышеуказанным долевым инструментам стандарт допускает только в редких обстоятельствах, при соблюдении определенных условий.

Кроме того, есть еще целый ряд нововведений. Банкам необходимо оценить влияние новых требований и разработать план мероприятий, связанных со вступлением в силу МСФО (IFRS) 9, направленный на смягчение любых негативных последствий его применения.

CRS

Единый стандарт по обмену налоговой информацией (CRS) – это инициатива правительств и неправительственных организаций во всем мире, целью которой является повышение уровня соблюдения налоговых требований. Данная инициатива появилась по ряду причин. Во-первых, увеличилось количество организаций, ведущих свои дела на международном уровне. Во-вторых, банковские онлайн-платформы облегчают налогоплательщикам способ управления финансовой отчетностью и хранения активов в офшорных зонах в иностранных финансовых институтах, что потенциально ведет к снижению тщательности изучения такой отчетности ответственными органами «родной» страны. Наконец, осуществляется повышенное политическое и финансовое давление на правительства в целях большей налоговой прозрачности и соблюдения налоговых требований.

CRS имеет сходство с Законом о налоговом соответствии иностранных счетов (FATCA) Правительства США, который был внедрен в 2010 году, а вступил в полную силу в 2014 году. Отчеты согласно FATCA предоставляются финансовыми институтами в отношении всех граждан США, живущих за границей, с подробной информацией по их иностранным счетам. CRS выполняет похожую цель, гарантируя, что подробные данные финансовой отчетности в соответствующей юрисдикции будут предоставлены в налоговый орган страны, для которой держатель такого счета является резидентом.  

Международный обмен налоговой информацией осуществлялся и раньше, однако CRS внес существенные изменения в общепринятую практику. Если говорить упрощенно, то в России до введения автоматического обмена у налоговых органов сначала возникали подозрения в отношении конкретного налогоплательщика в ходе его проверки или предпроверочных мероприятий, а затем у иностранных фискальных органов запрашивалась конкретная информация. Иными словами, обмен носил исключительно выборочный характер в отношении конкретных лиц. Налогоплательщик мог не попасть в поле зрения фискалов. После начала автоматического обмена финансовой информацией налоговый орган сначала будет получать информацию в отношении всех своих резидентов, имеющих счета в стране-партнере по обмену, на основании анализа которой впоследствии будут или не будут предъявляться конкретные претензии. Речь идет о том, что проверка будет носить сплошной, а не выборочный характер.    

Поделиться:
 

Возврат к списку