Аналитика и комментарии

20 ноября 2018

IPO – инструмент, который не помог

Термин «народные IPO» оказался на слуху в начале 2006 года, когда ВТБ объявил о выпуске «народных» акций. Идея была в том, чтобы сделать акционерами одного из крупнейших банков широкий круг частных лиц, в том числе и людей, не «купающихся» в деньгах. Была проведена широкая рекламная кампания, призванная убедить население в том, что вкладывать средства в акции приватизируемого госбанка – выгодно и надежно. В пользу «народного IPO» говорило то, что российский рынок акций к тому моменту почти непрерывно рос в течение 8 лет, да и надежность ВТБ ни у кого не вызывала сомнений.

В результате ВТБ продал 22,5% своих акций и получил около 115 тыс. акционеров, надеющихся на хорошую выгоду, а всего в IPO ВТБ приняло участие около 130 тыс. человек. Банку удалось привлечь 8 млрд долларов, из которых 1,5 млрд принесли физлица. Цена размещения оказалась близкой к верхней границе заявленного коридора цены (от 11,3 до 13,9 копейки). Из-за активного спроса ВТБ даже снизил немного цену акций, чтобы после IPO бумаги имели потенциал для роста. И действительно, в первые дни после размещения стоимость акции банка превышала 14 копеек. Тогда было принято считать, что это история успеха. 

Стоит отметить, что немногим позже «народное IPO» провела компания «Роснефть», акционерами которой в результате размещения стали 115 тыс. человек, приобретавших акции по цене в 203 рубля за штуку. А затем настала очередь Сбербанка России, который на деле провел «народное SPO», вторичное публичное размещение. Летом 2007 произошло дробление стоимости: одна «старая» обыкновенная акция Сбербанка номиналом 3 тыс. рублей была обменяна на 1000 «новых» обыкновенных акций номиналом 3 рубля каждая, одна «старая» привилегированная акция номиналом 60 рублей – на 20 «новых» привилегированных акций номиналом 3 рубля каждая. 

До поры до времени новые акционеры и Сбербанка, и ВТБ были довольны, однако их настроения резко изменились, когда начался мировой финансовый кризис – 2008. На рубеже 2008 и 2009 годов цена сделок с акциями ВТБ не превышала 2,4 копейки. Таким образом, акции «похудели» с момента своего успешного размещения весной 2006 года более чем на 10 копеек. Это, что естественно, вызвало бурное недовольство у акционеров, некоторые из которых, не стесняясь, указывали на то, что их «заманили в ловушку» красивой рекламной кампанией. В результате государство взяло на себя инициативу и приняло решение по урегулированию этого конфликта. В феврале 2012 года все акции были выкуплены обратно по начальной цене в 13,6 копеек, несмотря на то, что на тот момент их рыночная стоимость составляла лишь половину от этой суммы. 

Таким образом, все вернулось на круги своя: государство хотело путем проведения «народных IPO» сократить долю своего участия в банковской системе, но после кризиса-2014 она не только не сократилась, но еще и возросла. В настоящее время одной из главных тем дискуссий на банковских мероприятиях является огосударствление банковской сферы. И это не столько хлесткое выражение, сколько вполне реальное положение дел, поскольку банки с госучастием контролируют уже свыше 65-70% совокупных активов банковской системы нашей страны и всего лишь 30-35% распределены между частными банками. В этой ситуации эксперты и аналитики ищут пути «разгосударствления»: предлагается и законодательно ограничить долю банков с госучастием в тех или иных сегментах рынка и ввести запрет на рост их активов (например, путем запрета распределять полученную прибыль), а также на приобретение ими новых активов и другие меры. Но, что примечательно, никто всерьез не предлагает повторить опыт «народных IPO», понимая, что сейчас такое предложение не найдет отклика в первую очередь среди потенциальных инвесторов – частных лиц.     

Поделиться:
 

Возврат к списку