Аналитика и комментарии

20 ноября 2018

ФКБС как шанс на выживание для проблемных банков

ФКБС как организация был создан благодаря вступлению в действие Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 02.06.2016 № 172-ФЗ в связи с созданием дополнительных механизмов финансового оздоровления кредитных организаций. Закон был принят Государственной думой в первом чтении 22 февраля 2017 года. Главной причиной его принятия стало признание несовершенства и недостаточной эффективности старого механизма санации – того самого, с помощью которого устранялись наиболее серьезные последствия кризиса-2008 для банковской системы страны.

Основные положения, которые содержатся в 172-ФЗ, следующие: дополнение процедур санирования новым инструментом – докапитализацией санируемого банка Банком России, создание Фонда консолидации банковского сектора (ФКБС), а также управляющей компании Фонда консолидации банковского сектора (УК Фонда).

До принятия нового закона санацию банков проводило Агентство по страхованию вкладов, оно получало от ЦБ льготный кредит на срок до десяти лет и передавало деньги банкам-санаторам, то есть фактически новым владельцам проблемных банковских активов. Теперь средства ЦБ РФ, выделенные на эти цели, напрямую направляются в капитал проблемного банка, работающего под управлением ФКБС. Стоит отметить, что Фонд консолидации банковского сектора является отдельным юридическим лицом, полностью принадлежащим Банку России. От его имени управляющая компания участвует не только в предупреждении банкротства банков, но и возвращении их на рынок. Тут следует отметить, что управляющая компания на основании лицензии вправе заниматься доверительным управлением не только банков. Она может также работать с паевыми инвестиционными фондами, заниматься дилерской деятельностью и осуществлять контроль за ценными бумагами. Фонд может состоять из группы фондов, которые создаются по решению Совета директоров Банка России для финансового оздоровления отдельных банков. Банк России покупает паи фондов, за счет чего формируются денежные средства Фонда консолидации.

Причиной создания Фонда стала низкая эффективность старой схемы оздоровления банков. По данным АСВ на 1 октября 2018 года, агентство участвует в санации 22 банковских организаций, при этом с момента санации капитал этих банков так и не вступил в стадию роста. Сложности со старым механизмом санации возникли и потому, что очень трудно стало подбирать санаторов для проблемных финансово-кредитных организаций. Также, как отмечают эксперты, далеко не всегда выбранные санаторы использовали кредитные средства, полученные по линии агентства, по назначению. Достаточно часто за счет этих денег они закрывали собственные «дыры» в балансах вместо того, чтобы направлять их на оздоровление вновь приобретенного актива.

После вступления в законную силу нового механизма санации прошло уже больше года. Практически сразу же после его активации Банк России объявил о санации трех крупных частных банков – «ФК Открытие», Бинбанка и Промсвязьбанка. Эти финансовые организации стали первыми, санация которых проходила по новой схеме, с участием Центробанка в качестве инвестора. Стоит подчеркнуть, что все три санируемые банковские группы сами выступали банками-санаторами по старой схеме, что в числе прочего усугубило их финансовое положение.

В ходе оздоровления «ФК Открытие» и Бинбанка капитал обоих банков был уменьшен до одного рубля. В начале декабря прошлого года регулятор выкупил 99,9 % акций «ФК Открытие» в рамках допэмиссии на 456,2 млрд рублей. И уже 21 декабря ЦБ РФ объявил о завершении работы временной администрации ФКБС в банке «ФК Открытие». В тот же день был сформирован наблюдательный совет банка, избравший правление во главе с Михаилом Задорновым. В феврале нынешнего года завершилась работа временной администрации в Бинбанке. О том, что переданные на санацию ФКБС банки «ФК Открытие» и Бинбанк будут объединены, стало известно в феврале 2019 года, когда об этом объявила председатель правления Банка России Эльвира Набиуллина. Свой механизм санации ЦБ РФ может использовать и в других сегментах финансового рынка, если будет такая необходимость. «Однако мы будем надеяться, что она не возникнет», – отметила глава мегарегулятора. 

В общем, новый механизм показал, что ему можно доверять, но, несмотря на первые неплохие результаты, мнения экспертов в данном вопросе разделились. С одной стороны, они хвалят работу ФКБС, но, с другой, некоторые из них считают, что год представляет собой слишком маленький срок для существования подобной организации. Для того чтобы понять, насколько она эффективна, нужно больше времени.  

«Сейчас новая модель оздоровления реализуется в отношении трех системно значимых федеральных финансовых институтов (Промсвязьбанк, Бинбанк, «ФК Открытие») и территориального (АТБ). Объективный факт: в рамках новой модели оздоровление банков достигается достаточно быстрее, в отличие от предыдущего механизма, когда банк мог годами находиться в статусе «банк без нормативов». По оценке регулятора, затраты на новые меры по санации примерно в два раза ниже стоимости ранее применявшегося механизма», – указывает Руководитель департамента финансовых рейтингов Национального рейтингового агентства (НРА) Карина Артемьева. 

«Помимо глобального фактора, а именно оперативного восстановления финансового состояния, успешность работы механизма подтверждается и более детальными моментами, – подчеркивает Карина Артемьева. – Так, хорошую динамику показывают клиентские средства всех трех системно значимых финансовых институтов (Промсвязьбанк, Бинбанк, «ФК Открытие»). Доверие вкладчиков восстановлено, а тренд по оттоку ресурсной базы был оперативно переломлен».

Менее оптимистичны оценки Старшего юриста компании BGP Litigation Антона Помазана. По его мнению, проблемными местами новой модели финансового оздоровления кредитных организаций является то, что, во-первых, денежных средств Центрального банка РФ может не хватить для санации всех банков, которые могут представлять угрозу финансово-экономической стабильности нашего государства. Соответственно, понадобятся бюджетные вливания, что приведет к тем же недостаткам, с которыми пытались бороться при помощи введения нового механизма. Во-вторых, никакой компетентный менеджмент не сможет оздоровить крупную финансовую организацию в короткий срок без использования дополнительных мер, а именно без выделения так называемых «токсичных» активов и их передачи специально созданному для этого банку, который также требует финансирования. В-третьих, проблемным местом остается прекращение обязательств перед субординированными кредиторами, что должно быть надлежаще урегулировано законодательством. Кроме того, создание крупного финансового института, субъекта рынка, который принадлежит регулятору, чревато появлением негативных тенденций в банковской системе, в том числе в сфере обеспечения конкуренции, считает эксперт.

Так или иначе новый механизм санации возник, прошел апробирование, и нет никаких оснований полагать, что в обозримом будущем Центральный банк, выступающий теперь главным организатором санационных процессов, откажется от него. Понятно, что к работе ФКБС еще будет много претензий, но, как подчеркнула в одном из своих выступлений Эльвира Набиуллина, альтернативный вариант санации все же был хуже, а принятие крайних мер по отношению к крупным банкам в виде отзыва лицензий приводит к совсем печальным результатам, по крайней мере для части клиентов проблемной организации.    

Поделиться:
 

Возврат к списку