Аналитика и комментарии

09 октября 2018

Для рынка потребкредитования кризис остался позади

Потребительское кредитование как одно из направлений банковского бизнеса на сегодняшний день остается наиболее динамично развивающимся. Этому способствует как наличие отложенного спроса со стороны населения на такие кредитные продукты, так и то, что банки несколько смягчили свои требования к имеющимся и потенциальным заемщикам. Какие инструменты используют банки для привлечения клиентов, какую роль в развитии этого сегмента рынка кредитования частных лиц играют информационные технологии и каковы наиболее вероятные перспективы дальнейшего развития ситуации в потребительском кредитовании? На эти и другие вопросы ответила в интервью NBJ Директор департамента розничных продуктов и маркетинга Банка ЗЕНИТ Залина СЛАНОВА.

NBJ: Залина, по вашим оценкам, насколько высок спрос сейчас на потребительские кредиты?

З. СЛАНОВА: Объем портфеля потребительских кредитов, за исключением отдельных месяцев, снижался на протяжении 2015-2016 годов. Уверенный рост потребительского кредитования начался в 2017 году: с апреля прошлого года портфель потребительских кредитов показывал только положительную динамику. По данным ЦБ, за прошедший год, с 1 июля 2017 по 1 июля 2018 года, объем средств, выданных банками физическим лицам, вырос на 18,9% – с 11,19 трлн рублей до 13,3 трлн рублей. Портфель необеспеченных ссуд за период с июня 2017 года по июнь 2018 года увеличился на 15,6%.

Статистика говорит о том, что количество кредитов у россиян продолжает расти. По данным Объединенного кредитного бюро, во втором квартале 2018 года было выдано 9,43 млн новых кредитов общим объемом свыше 2,03 трлн рублей. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество выданных кредитов выросло на 11%, при этом объемы кредитования увеличились на 50%.

NBJ: Какие факторы, по вашим наблюдениям, в первую очередь влияют на динамику спроса и предложения в этом сегменте кредитования?

З. СЛАНОВА: Есть фактор, который влияет в целом на рынок кредитования частных лиц. Неоднократное снижение, во всяком случае до середины сентября, Банком России ключевой ставки обеспечило банкам возможность для существенного уменьшения ставок по кредитам: в 2017 году они в среднем снизились на 3-4 процентных пункта. Заметнее всего подешевели потребительские кредиты (без учета POS-кредитов) – больше чем на 3 процентных пункта. Средние ставки по ипотеке снизились более чем на 2 процентных пункта.

Следующим фактором влияния является смягчение кредитных требований банков на фоне высокой конкуренции. В 2017 году большинство розничных финансово-кредитных организаций сократили срок рассмотрения кредитных заявок, упростили необходимый пакет документов, стали лояльнее в части требований к стажу работы потенциальных заемщиков. Соответственно, увеличилась доля одобрений заявок клиента на получение заемных средств: в 2018 году банки одобряют каждую вторую кредитную заявку, в то время как в 2017 году положительное решение принималось только по каждой третьей заявке на кредит. По сути, участники рынка отменили ограничения на выдачу кредитов, введенные в кризис 2014 года.
Третьим фактором является реализация отложенного потребительского спроса, который не был удовлетворен из-за ужесточения требований к заемщикам, а также из-за высоких ставок по кредитам и снижения реальных доходов населения в период 2014-2016 годов.

NBJ: Насколько сильно может по­влиять на рынок потребительского кредитования то, что надзорный блок ЦБ называет увеличением риска по таким видам кредитов? 

З. СЛАНОВА: По нашим оценкам, повышение ЦБ коэффициентов риска для потребительских кредитов не повлияет на рынок в целом, так как в этом сегменте доминируют универсальные крупные банки, которые не испытывают проблем с капиталом и у которых кредитный портфель диверсифицирован за счет различных продуктов. В то же время для отдельных банков, специализирующихся на POS-кредитовании, изменение требований ЦБ может оказаться существенным, что приведет к необходимости пересмотра рисковой стратегии, ужесточению требований к заемщикам и переориентации на кредитование менее рисковых клиентских сегментов. 

NBJ: Регулятор объясняет свои намерения тем, что рынок потребительского кредитования необходимо «охладить» во избежание возникновения на нем «пузыря» из-за слишком быстрых темпов роста. По вашему мнению, есть ли в этом необходимость?

З. СЛАНОВА: Исходя из подхода ЦБ РФ, темпы роста потребительского кредитования должны обеспечиваться сопоставимым увеличением реальных доходов населения, в противном случае большая закредитованность населения может привести к снижению устойчивости финансовой системы.

На протяжении последних лет доходы населения активно не растут, однако говорить о существенной закредитованности населения сейчас преждевременно: кредитная нагрузка на одного заемщика постепенно сокращается. По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), только 7,16% заемщиков с действующими кредитами тратят более 60% месячного дохода на их обслуживание. У большинства заемщиков (порядка 70%) на обслуживание действующих кредитов уходит не более 30% ежемесячного дохода. Просроченная задолженность по кредитам физлиц снижается и сейчас не превышает 7% от общего объема розничного портфеля.

Это свидетельствует о том, что банки стали более взвешенно подходить к оценке платежеспособности и кредитоспособности потенциального заемщика, внимательнее относиться к кредитованию заемщиков, уже имеющих кредитную нагрузку, близкую к предельным уровням. Также следует признать, что финансово-кредитные организации стали эффективнее управлять просроченной задолженностью.  

NBJ: Решению каких задач помогает внедрение автоматизации и информационных технологий в систему потребительского кредитования?

З. СЛАНОВА: Автоматизация бизнес-процессов и внедрение информационных технологий способствуют увеличению скорости принятия решений по кредитным заявкам без потери или даже с улучшением качества принимаемых решений, а также снижению издержек, внедрению продуктовых инноваций, повышению качества обслуживания и расширению каналов продаж.

В целом основной положительный результат любой автоматизации бизнес-процессов – их оптимизация и, как следствие, улучшение операционной модели. Это позволяет улучшать условия продуктовых предложений для наших клиентов: снижать ставки, упрощать процедуру получения кредита, в том числе без посещения отделения банка, сокращать сроки обслуживания, переводить коммуникацию с клиентом в наиболее удобный и оперативный онлайн-формат и т.д.

NBJ: Как может повлиять и повлияет ли на рынок потребкредитования внедрение такого механизма, как удаленная идентификация клиентов?

З. СЛАНОВА: В ближайшей перспективе участников рынка ждет процесс выстраивания и отладки системы удаленной идентификации, в том числе доработка законодателем нормативной базы, создание банками необходимой внутренней инфраструктуры и подготовка персонала. Также будет идти процесс постепенного наполнения Единой биометрической системы биометрическими данными, такими как изображение лица и образец голоса клиента. Очевидно, что это потребует времени, однако в перспективе благодаря удаленной идентификации произойдут большие изменения в способах обращения банков к клиентам, в скорости обработки информации, а также с точки зрения повышения уровня безопасности.

Реализованные технологии позволят банкам, наполняющим систему биометрическими данными в рамках пилотного проекта, предотвращать мошеннические операции и отклонять большую часть мошеннических заявок на получение кредита, оформленных по поддельным паспортам. Внедрение Единой биометрической системы откроет банкам новые пути для удаленного обслуживания клиентов, и открыть вклад, получить кредит, заказать карту, совершить платеж или перевод станет возможным без посещения офиса банка.

В целом удаленная идентификация может оказать следующее влияние на рынок потребительского кредитования:

  • усилится конкуренция между технологичными банками; 
  • повысится востребованность агрегаторов и маркетплейсов, реализующих различные финансовые продукты; 
  • под удар могут быть поставлены бизнес-модели, основанные на привлечении клиентов за счет выгодного местоположения офисов, территориальной близости к клиенту, а также другие консервативные каналы продаж, например, кредитование зарплатных клиентов.

NBJ: По вашему мнению, какие факторы оказывает сдерживающее влияние на рынок потребительского кредитования и всех сопутствующих сделок?

З. СЛАНОВА: Рынок потребительского кредитования продолжит расти, но темпы его роста могут снизиться за счет стабилизации процентных ставок по кредитам на максимально низком уровне, за счет исчерпания отложенного спроса, снижения пика выдач кредитов на рефинансирование. Среди факторов также можно отметить предстоящее вступление в силу законодательных изменений о переходе на новый стандарт финансовой отчетности МСФО 9, уменьшение спроса на кредиты у клиентов в связи с сохранением нестабильности в экономике и отсутствием динамики реального увеличения доходов населения.

NBJ: Какой вид в сфере потребкредитования пользуется наибольшей популярностью в вашем банке?

З. СЛАНОВА: Традиционно наиболее популярны в Банке ЗЕНИТ классические потребительские кредиты без обеспечения, которые заемщик может направить на любые цели. На втором месте по популярности находятся потребительские кредиты на рефинансирование задолженности заемщика по кредитам иных банков.

NBJ: Насколько сильно ощущается конкуренция в этом вопросе с банками с госучастием?

З. СЛАНОВА: Основные наши конкуренты на рынке потребительского кредитования – это действительно крупнейшие банки с госучастием. Они активны во всех сегментах розничного кредитования. Однако присутствие в финансовой системе частных банков говорит о том, что успешная конкуренция с госбанками возможна прежде всего за счет повышения качества сервиса, использования современных технологий обслуживания клиентов, формирования более привлекательных продуктовых предложений. 

NBJ: Каковы ваши прогнозы относительно дальнейшего развития ситуации в сфере потребкредитования? Как бы вы охарактеризовали главные вызовы, существующие здесь?

З. СЛАНОВА: Состояние рынка потребительского кредитования зависит от уровня стабильности экономической ситуации в стране. В случае развития сценария, для которого будут характерными ужесточение международных санкций, отсутствие динамики роста доходов населения, увеличение налоговой нагрузки и рост инфляции, сложно будет ожидать сохранения существующих темпов роста банковского сектора в целом и потребительского кредитования в частности.    

беседовал Иван Скогорев
Поделиться:
 

Возврат к списку