Аналитика и комментарии

09 октября 2018

Автокредитование – рынок с большим потенциалом развития

Как будет развиваться рынок автокредитования в среднесрочной перспективе и насколько реалистичными являются планы российских финансовых властей обеспечить условия для снижения средней по рынку ставки по автокредиту до уровня в 6,5% годовых? Какие выгоды видят банки в развитии информационных технологий и в автоматизации своих бизнес-процессов в контексте автокредитования? Является ли для клиентов определяющим ценовый фактор при оформлении кредита и покупке автомобиля? На эти и другие вопросы NBJ ответил Управляющий директор Абсолют Банка Антон ПАВЛОВ.

NBJ: Антон, по вашим оценкам, насколько высок спрос сейчас на автокредиты и какие факторы влияют на изменение спроса и предложения?

А. ПАВЛОВ: За последний год этот сегмент рынка вырос примерно на треть, этому способствовал ряд факторов. Во-первых, сказался общий тренд на снижение ставок по всем розничным кредитам, что является серьезным стимулом для покупки автомобилей.

Во-вторых, сыграл роль и конъюнктурный фактор: традиционно в период выборов население старается купить автомобили, квартиры и другие товары длительного пользования.

В-третьих, в начале этого года получилось так, что стоимость автомобилей была снижена и при этом еще действовали государственные программы поддержки «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». Все это в совокупности стало драйвером роста, в итоге продажи автомобилей на предприятиях выросли на 20%, а продажи автомобилей в кредит – на 30%. В дальнейшем мы можем увидеть снижение спроса, поскольку государственные программы, о которых я упоминал, месяц назад перестали действовать. Дополнительным фактором сокращения продаж может стать и рост стоимости автомобилей – многие автодилеры уже скорректировали цены на 1-5%. Часть клиентского спроса может перетечь в сегмент подержанных автомобилей, где начальная стоимость значительно ниже. 

NBJ: Мне доводилось слышать, что многие потенциальные покупатели предпочитают брать потребительский кредит и на полученные таким образом заемные средства приобретать автомобили. Фиксируете ли вы, в свою очередь, рост популярности потребительских кредитов «в ущерб» автокредитам?

А. ПАВЛОВ: Потребительский кредит, безусловно, является популярным у населения финансовым инструментом. Но я бы не сказал, что он вытесняет или способен вытеснить автокредит, поскольку по сумме он априори меньше и для приобретения машины все же выгоднее брать автокредит.

NBJ: Какой была динамика ставок по данным кредитам в первые семь месяцев 2018 года и какой, по вашим оценкам, может быть в дальнейшем?

А. ПАВЛОВ: Как я уже говорил, по автокредитованию, как и по всем другим видам кредитования, до середины этого года мы видели снижение ставки. Это общая тенденция и для новых, и для подержанных автомобилей. На новые автомобили ставка опустилась до 13,3%, на подержанные – до уровня 19%. То есть снижение за год составило 1,5-3,5 п.п. по разным программам, а это достаточно существенно. Если же говорить о дальнейшей динамике ставок, то до конца года мы не ожидаем радикальных изменений. Сокращение ставок было в значительной степени обусловлено снижением ключевой ставки Центробанком в период до сентября текущего года. Сейчас Банк России замедлил процесс смягчения денежно-кредитной политики, соответственно, это отразится и на динамике ставок по кредитам.  

NBJ: Тем не менее Банк России заявил, что к 2019 году он планирует создать условия, при которых станет возможным снижение ставки по автокредитам до среднего значения в 6,5%. Как вы думаете, возможно ли это и, если да, то как это отразится на рынке автокредитования?

А. ПАВЛОВ: Конечно, это возможно, но при соблюдении определенных условий. Во-первых, как известно, текущий уровень инфляции находится ниже ключевой ставки, однако необходимо, чтобы она прочно зафиксировалась в диапазоне, определенном Банком России в 3-4%. Для этого, в частности, необходимо решить вопросы с повышением цен на энергоресурсы. 

Если цены на основные продукты стабилизируются, а экономика будет демонстрировать позитивную динамику и геополитическая ситуация улучшится, то это позволит повысить доступность всех кредитных продуктов, не только автокредитования. При этом, на мой взгляд, 6,5% – это не очень амбициозная цифра, особенно если учесть, что годовая инфляция по итогам 2017 года была зафиксирована на уровне ниже 4%. Сейчас, конечно, ситуация изменилась: уже прогнозируют, что в 2019 году она составит 4,5%. Но в любом случае это ниже чем 6,5%, так что, повторюсь, достижение этого показателя представляется вполне возможным.  

NBJ: Вы сказали, что программы государственной поддержки автокредитования прекратили свое действие, но наверняка ведь у банков есть собственные программы лояльности для постоянных клиентов. Насколько существенно они отличаются друг от друга?

А. ПАВЛОВ: Такие программы есть у всех банков, однако при этом надо учитывать, что в большинстве своем они являются партнерскими. Как правило, банки реализуют совместные программы с автопроизводителями. Сейчас около половины автомобилей приобретается с использованием заемных средств, поэтому наличие подобных предложений является важным конкурентным преимуществом. И мы видим, что люди все чаще покупают машины в кредит. Например, в 2014 году доля «кредитных» автомобилей составляла 35% от объема, в первой половине 2017 – 45%. 

Определенные преференции банк может предоставлять вместе с автодилером. Клиент, покупая автомобиль, обращается не в банк, а в автосалон. И уже там он может выбрать наиболее выгодные для себя условия. Автокредитование в рамках партнерских программ – это достаточно значимый объем рынка. И для того, чтобы войти в число лидеров в этом сегменте бизнеса, необходимо иметь подобные предложения в своей линейке. 

Что касается государственной программы автокредитования, то в некоторых регионах она еще действует, например на Дальнем Востоке. Для его жителей предусмотрено предоставление даже большей скидки при покупке автомобиля в кредит, чем в ЦФО: если для всех скидка в среднем составляет 10% от стоимости автомобиля, то для тех, кто живет на Дальнем Востоке, она равняется 20% при условии приобретения нового автомобиля.

NBJ: Решению каких задач помогает внедрение автоматизации и информационных технологий в систему автокредитования?

А. ПАВЛОВ: Автоматизация решает большое количество задач. Прежде всего она позволяет существенно повысить скорость рассмотрения заявки, ускорить процесс принятия решения и выхода на сделку. Второй ключевой фактор – увеличение пропускной способности клиентского потока. Проиллюстрирую, как это работает на нашем примере. Автоматизированную платформу мы запустили в Балтинвестбанке осенью 2017 года. И результат от ее внедрения банк получил практически мгновенно. В первый же месяц работы нового кредитного конвейера и фронт-решения продажи автокредитов выросли в 5 раз – со 150 млн рублей до 600 млн рублей в месяц. Сейчас банк ежемесячно выдает более 1 млрд автокредитов.

Но от автоматизации выигрывает не только банк. Выгоду получает прежде всего клиент, поскольку ему не приходится жертвовать своим комфортом и терять время на ожидание решения по кредитной заявке. Раньше на покупку автомобиля в кредит могло потребоваться несколько дней. Сейчас достаточно пары часов. Приведу простой и наглядный пример: мы формируем и рассматриваем заявку за весьма сжатый промежуток времени – за 15-20 минут и еще за 20 минут оформляем документы. Иными словами, клиент тратит на всю сделку по покупке автомобиля от начала до конца не более 45 минут. Система в автоматическом режиме обрабатывает все необходимые данные, клиенту остается только подписать документы, и в тот же момент деньги переводятся в автосалон. Согласитесь, что это удобно и экономично. Более того, клиент может обращаться к нам в любое время суток, мы работаем с 5:00 до 23:00, при этом мы можем выдавать кредиты и там, где офиса банка нет, – главное, чтобы был автосалон.

Для салонов это тоже удобно: им важно, чтобы клиент не ушел к конкурентам, не передумал за время ожидания. Поэтому дилерам выгодно работать с теми банками, которые быстро могут вывести на сделку. 

NBJ: Это быстро. А сколько тратят времени другие банки?

А. ПАВЛОВ: Наше решение считается самым быстрым. Но, скорее всего, столько же. Или в рамках часа. 

NBJ: Расскажите, пожалуйста, подробнее о каналах продаж, которые используют сейчас банки для кредитования. Вы упомянули автосалоны, мобильные приложения, что еще?

А. ПАВЛОВ: Пока ключевым каналом продаж остаются автосалоны, на их долю приходится порядка 80-85% бизнеса. Второй канал, который сейчас развивается и будет расти, – это корпоративный сайт. Социальные сети являются третьим каналом, он тоже быстро набирает вес и популярность. И я должен отметить, что клиенты все более охотно пользуются для решения своих задач мобильными гаджетами. Понятно, что здесь пока еще есть препятствие: закон об удаленной биометрической идентификации принят, но механизм не начал работать. Пока клиенту так или иначе надо приходить либо в банк, либо в салон, чтобы его «на месте» идентифицировали. Думаю, что в следующем году это уже не потребуется: можно будет удаленно открывать счета и совершать сделки. 

NBJ: То есть удаленная биометрическая идентификация окажет положительный эффект в том числе и на развитие сегмента автокредитования. А какие факторы, по вашему мнению, имеют сдерживающее влияние на этот бизнес?

А. ПАВЛОВ: Пока есть риски, общие для клиентов и банков, и их необходимо учитывать. Например, это могут быть история владения клиентом автомобиля, наличие ДТП, качество технического обслуживания и иная важная информация. Если автомобиль окажется некачественным или возникнут сложности с определением его собственника, то это может повлечь за собой реализацию кредитного риска. Собственно, часто по этой причине многие не решались приобретать подержанные автомобили. Сейчас есть доступ к различным информационным базам, что дает возможность проверять те данные, которые сообщают нам клиенты. 1 июля 2018 года правительством было принято постановление о внедрении электронных паспортов транспортного средства (ПТС). Цель этого постановления заключается в том, чтобы обеспечить максимальную прозрачность информации о состоянии автомобиля и его владельца, об истории владения и обслуживания автомобиля. Мы сможем сразу все проверить, понять, где нам была дана корректная информация, а где искаженная. Это позволит более эффективно управлять нашими рисками при предоставлении клиентам заемных средств на приобретение автомобилей. 

NBJ: Какие автомобили, по данным вашего банка, пользуются в настоящее время наибольшим спросом – новые или подержанные?

А. ПАВЛОВ: Если верить общей по рын­ку статистике, то новых машин продается два миллиона в год, а подержанных – порядка пяти миллионов в год. Тут, правда, есть обратная сторона медали. 

Клиенты предпочитают покупать подержанные машины, не прибегая к кредитной поддержке: на заемные средства приобретается только 10% от общего числа таких автомобилей. Если же говорить о новых машинах, то здесь кредит используется в каждой второй сделке. 

NBJ: Какие задачи в области автокредитования вашему банку предстоит решить в 2018-2019 годах и каковы планы банка в этой сфере на будущее?

А. ПАВЛОВ: Мы планируем войти в 10 крупнейших автокредитных банков по объемам кредитования. На данный момент мы выдаем кредитов на покупку авто на сумму до 1,2-1,3 млрд рублей, но ставим себе цель удвоить эту цифру к концу следующего, 2019 года. Но самое главное для нас все же не сами по себе цифры выдачи, а расширение географии деятельности банка и усиление сотрудничества с автопроизводителями. В первую очередь речь идет о тех компаниях-производителях автомобилей, у которых нет своего корпоративного банка. Автопроизводители сегодня имеют возможность выбирать партнеров. Одна из наших задач – предложить им хорошие условия сотрудничества и качественный сервис. 

NBJ: По вашему мнению, в целом у рынка автокредитования в России большой потенциал?

А. ПАВЛОВ: Да. Я могу сказать, что в России большой потенциал для роста. Несмотря на то, что у нас периодически действуют государственные программы, нацеленные на поддержание автомобильной отрасли, увеличение продаж, объемы рынка невелики. В России количество автовладельцев в три раза меньше, чем в США и в развитых странах Европейского союза. Нам есть куда расти. К тому же рынок автокредитования в России также далек от европейских стандартов, где 70-90% автомобилей приобретаются в кредит. По мере повышения доступности заемных ресурсов, прозрачности рынка эти продукты будут все более востребованными.    

Поделиться:
 

Возврат к списку