Аналитика и комментарии

09 октября 2018

Автокредит идет в онлайн

Внедрение новых технологий оказывает влияние на все без исключения направления банковской деятельности. Не остается в стороне от общей тенденции и рынок автокредитования. Как он развивается в современных условиях, становится ли более «онлайновым» и под влиянием каких факторов меняются условия предоставления клиентам автокредитов? На эти и другие вопросы NBJ ответил Член совета директоров банка «ДельтаКредит», Председатель прав­ления Русфинанс Банка (группа Societe Generale) Сергей ОЗЕРОВ.

NBJ: Сергей, по вашим оценкам, насколько высок спрос сейчас на автокредиты и какие факторы влияют на изменение спроса и предложения?

С. ОЗЕРОВ: В прошлом году мы наблюдали самую высокую востребованность автокредитов за последнее время. Информация, которую мы собираем из различных источников, свидетельствует о следующем: каждый второй новый автомобиль в прошлом году продавался в кредит, а доля кредитования подержанных автомобилей в общем объеме кредитования достигла 18%. Эти позитивные тренды в полной мере отра­зились и на Русфинанс Банке: за 2017 год мы реализовали максимальный объем автокредитов за всю историю работы.

Я бы выделил три фактора, которые позитивно повлияли на рынки как производства автомобилей, так и автокредитования. Первый – это поддержка со стороны государства, которая выражалась в реализации программ по субсидированию ставок и предоставлению скидок на первоначальный взнос; второй – отложенный спрос, который сформировался за период 2015-2016 годов и начал реализовываться в виде увеличения числа продаж на фоне стабилизации экономической ситуации. И наконец, третий фактор – это снижение процентных ставок, которое происходило на протяжении прошлого года.

Сейчас мы внимательно следим за рынком, чтобы понять, как он будет вести себя после отмены госпрограмм поддержки в мае 2018 года, к тому же курс рубля поднялся на 10% с начала апреля, а ставки на данный момент перестали снижаться. Ближайшие месяцы дадут ответ, насколько рынок готов жить самостоятельно, без поддержки государства.

NBJ: Какова динамика ставок по данным кредитам в 2018 году? И какими, по вашим оценкам, будут спрос и предложение на автокредиты?

С. ОЗЕРОВ: В этом году произошли важные изменения в законодательстве. Поправки в Налоговый кодекс позволяют с 1 января 2018 года выдавать кредиты по ставке ниже двух третей ключевой ставки без расчета выгоды, которая раньше облагалась налогом. На практике это означает следующее: раньше, если клиент получал кредит, ставка по которому составляла меньше двух третей от ключевой, это считалось доходом физического лица. Банки были обязаны уведомлять Федеральную налоговую службу (ФНС) о выгоде, с которой клиент должен был оплатить НДФЛ. Это сильно усложняло ситуацию. С 1 января появилась возможность выдавать кредит под минимальную ставку, и эта выгода не облагается налогом, что дает дополнительный 
стимул и клиентам, и производителям, и банкам. В линейке Русфинанс Банка такие предложения уже присутствуют.

Что касается уровня ставок, то мы ожидаем, что они будут снижаться, хоть и не такими темпами, как это было раньше. Общее снижение за год, по нашим прогнозам, составит 0,25-0,5 процентного пункта.

NBJ: В сентябре 2017 года Банк России подтвердил возможность снижения ставки по кредитам. К 2019 году он планирует снизить ее до 6,5% годовых. Как вы думаете, возможнo ли это? Если да, то как это может отразиться на рынке кредитования?

С. ОЗЕРОВ: Текущая ключевая ставка составляла 7,25% до 17 сентября, и она не менялась с марта 2018 года. ЦБ пересматривает прогноз показателя инфляции, который ожидается выше, чем планировался, из-за увеличения ставки налога НДС, а дальнейшая динамика ключевой ставки в основном будет зависеть как раз от темпов инфляции.

NBJ: Все ли программы господдержки автокредитования отменены или некоторые все же продолжают действовать? Если все-таки какие-то из них остались, то чем они отличаются друг от друга? Какие льготы могут быть предусмотрены для постоянных клиентов?

С. ОЗЕРОВ: Господдержка практически прекращена, и скидку в 25% на автомобиль, приобретаемый в кредит, могут получить только жители Дальневосточного округа. В масштабах России уже можно говорить, что рынок живет самостоятельно. Что же касается общения с клиентами банка, то мы ведем работу по поиску оптимальных предложений для тех из них, которые пользуются или пользовались нашими услугами. Для этой категории мы реализуем несколько программ и собираем обратную связь для их улучшения, так как удержание клиентов – важный компонент нашего бизнеса и мы уделяем ему серьезное внимание.

NBJ: Решению каких задач помогает внедрение автоматизации и информационных технологий в систему автокредитования?

С. ОЗЕРОВ: С 1 июля ЦБ РФ запустил систему удаленной идентификации клиентов при помощи биометрии, что существенно поспособствует развитию дистанционного банкинга. Удаленная идентификация представляет интерес как для банков, так и для клиентов. Клиенты получают возможность экономить время, которое в противном случае им пришлось бы потратить на дорогу до отделения, а банкам этот сервис позволяет делать свои услуги доступнее для большего числа людей и экономить на расходах по ведению бизнеса в офисах.

NBJ: Сейчас многие банки внедряют самые разнообразные системы управления процессами кредитования, интегрированные с большим количеством каналов продаж. Какие процессы могут быть использованы банками для привлечения новых клиентов в сфере автокредитования?

С. ОЗЕРОВ: Я считаю, что новым способом привлечения клиентов в ближайшее время могут стать онлайн-каналы. Первыми на нашем рынке в них вышли крупные дилерские центры и автопроизводители. У них уже сейчас можно «отложить», заказать или купить автомобиль онлайн за личные средства. Если говорить о нас, то Русфинанс Банк уже предоставил клиентам возможность заполнить анкету онлайн на своем сайте, по итогам рассмотрения которой клиент получает от банка решение. На конец 2018 года запланирован запуск следующего этапа программы, который позволит клиенту не только получить решение онлайн, но и выбрать автомобиль и оформить кредит в офисе банка или дилерском центре.

Это будет серьезный шаг в направлении дистанционного взаимодействия банка и клиента. Учитывая, что сейчас аналогичной услуги на рынке автокредитования нет и наш кейс станет одним из первых, нам очень хочется получить по нему обратную связь от клиентов, чтобы совместно продолжить улучшать эту услугу. 

NBJ: По вашему мнению, какие факторы оказывает сдерживающее влияние на рынок автокредитования и всех сопутствующих с ним сделок?

С. ОЗЕРОВ: Несмотря на то, что продажи сейчас показывают положительную динамику, есть несколько ограничивающих факторов, которые я хотел бы выделить. В первую очередь это, конечно, уровень жизни населения, который растет не такими быстрыми темпами, какими хотелось бы. Вкупе с достаточно высокими ценами на автомобили и осторожностью потребителей в вопросах кредитования этот фактор довольно сильно сдерживает рост рынка. Стоит также отдельно отметить сравнительно невысокий уровень проникновения кредитования на бывшие в употреблении автомобили.

NBJ: Какие задачи в области автокредитования вашему банку предстоит решить в 2018-2019 годах и каковы планы банка в этой сфере на будущее?

С. ОЗЕРОВ: В первую очередь Русфинанс Банку необходимо удерживать лидирующее положение в тех совместных программах с брендами, в которых мы его уже заняли, и улучшать позиции в тех программах, где у нас для этого есть возможности. Кроме того, нам нужно создавать конкуренцию кэптивным банкам за счет активной работы с их дилерами и реализации специальных предложений на их модельный ряд. Мы также планируем активно развивать продажи в сегменте автомобилей с пробегом. Это серьезный рынок, который формируется практически на наших глазах, и мы хотим занять на нем достойное место. И, как я уже упоминал ранее, одна из наших приоритетных задач на ближайшее будущее – развитие каналов онлайн-кредитования.    

Поделиться:
 

Возврат к списку