Аналитика и комментарии

02 сентября 2018

Институт частных судебных приставов: первая помощь кредитору

На текущей момент объем просроченной задолженности физических лиц перед банками превышает 1,5 трлн рублей, а ее доля в совокупном объеме кредитования достигает 21%. И без того непростую ситуацию, связанную с отсутствием финансовой дисциплины в части оплаты задолженности, усугубил 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности». Его количественные ограничения, касающиеся частоты совершения звонков и отправки сообщений, способствовали снижению эффективности взыскания уже с 2016 года.

Выходом из ситуации для кредиторов стало усиление блока судебного взыскания. Если раньше в суд кредиторы и коллекторские агентства обращались только в исключительных случаях, то сейчас именно этот инструмент стал наиболее результативным в борьбе с теми, кто не желает платить по долгам. Прямо пропорционально выросла и нагрузка на судебных приставов – количество дел на исполнении с начала 2018 года увеличилось на 47% и достигает уже 5,6 млн исполнительных производств. 
Очевидно, что самостоятельно справиться с такой нагрузкой Федеральной службе судебных приставов (ФСПП) не под силу. Применив несложные арифметические подсчеты, получается, что на одного специалиста приходится порядка 2 тыс. дел. В том случае, если больше не возбуждать новые дела, то закрыть весь этот объем работы можно будет только через пять лет, работая без выходных и праздников.

Однако исков меньше не станет, и нагрузка на судебных приставов будет расти удвоенными темпами, а дополнительного финансирования в условиях жесткой экономии ждать не приходится. Именно по этой причине все чаще на разных уровнях звучат предложения о создании института частных судебных приставов. 

Стоит отметить, что за рубежом уже не одно десятилетие успешно работают подобные институты. Например, в Канаде и Великобритании действует смешанная система взыскания: часть судебных решений исполняют госслужащие, а другую часть – частные судебные приставы. При этом в Венгрии, Бельгии, Эстонии, Франции, Италии и ряде других европейских стран все судебные исполнители являются частными лицами, работающими по лицензии. 

Таким образом, в Европе созданы все условия для законного и быстрого взыскания долга. При этом 70 % зарубежных должников всегда отвечают на звонки взыскателей. В России показатели контактности в 3-4 раза ниже и в лучшем случае составляют 20%. Кроме того, европейские заемщики понимают неотвратимость взыскания за счет работающей как часы судебной системы. Мысль не вернуть взятые деньги не приходит никому в голову. Отчасти именно поэтому им удается удерживать ставки по кредитам на столь низком уровне. 

Логично, что вступление в силу закона об институте частных судебных приставов станет не только очередным шагом на пути к цивилизованному рынку в соответствии с общей мировой практикой, но и улучшит ситуацию с просроченной задолженностью.
Несмотря на то, что пока идут лишь обсуждения возможности создания подобного института, эксперты уже разработали некие стандарты будущего проекта. Так, например, кандидат на данную должность должен быть гражданином РФ в возрасте от 25 лет с законченным высшим образованием. Прежде чем получить лицензию на осуществление деятельности по взысканию, кандидат должен пройти стажировку и успешно сдать квалификационные экзамены. Естественно, у него не должно быть судимости. Кроме того, предлагается смотреть и на прошлый послужной список: частный судебный пристав не может ранее быть уволен по отрицательным мотивам с государственной либо воинской службы. 

Учитывая, что на сегодня наиболее остро стоит проблема взыскания долгов перед кредитными организациями, предполагается, что частные судебные приставы сфокусируются именно на работе с ней. При этом у кредитора будет право выбора – он может сделать его как в пользу частных приставов, так и государственных. 

Таким образом, в России будет реализована смешанная модель взыскания. По мнению участников рынка, предложенная система позволит не только в разы увеличить процент исполнения судебных решений, но и значительно разгрузит ФССП без использования дополнительных бюджетных средств.    

Текст: Павел Михмель, управляющий директор объединенной компании «Национальная служба взыскания / Первое коллекторское бюро»
Поделиться:
 

Возврат к списку