Аналитика и комментарии

10 июля 2018

страхование XXI века

О том, как меняется страхование в условиях перехода российской экономики на «цифровые рельсы», а также как сейчас выстраивается взаимодействие между банками и страховыми компаниями, рассказал в интервью NBJ председатель правления, генеральный директор ООО «Абсолют Страхование» Дмитрий РУДЕНКО

NBJ: Какие ключевые тенденции вы бы отметили сейчас на рынке страхования?

Д. РУДЕНКО: Главное, что можно констатировать, – несмотря на непростую экономическую ситуацию, страхование остается прибыльным бизнесом. Это хорошо понимают и сами страховщики, и наши партнеры, в первую очередь банки. Я думаю, что в течение этого года изменится восприятие взаимодействия между нами и финансово-кредитными организациями, поскольку именно банкострахование остается ключевым каналом дистрибуции страховых продуктов. 

NBJ: Что вы имеете в виду под изменением восприятия?

Д. РУДЕНКО: То, что нас, страховщиков, будут воспринимать как полностью равноправных партнеров и лучше, чем сейчас, понимать экономику процесса, который проходит под нашим общим контролем. Нельзя продавать продукты, не понимая их сути или фактически навязывая их. Такие ситуации часто встречаются даже при продажах через банковский канал, который, казалось бы, отлично изучен и прекрасно знаком со страховым бизнесом.

Один из главных моментов, который вызывает у нас беспокойство, – банки, пользуясь своим положением, часто устанавливают очень высокую комиссию за свои услуги. В конечном счете это отражается не только на доходах страховых компаний, но и на качестве продуктов, которые сможет получить клиент. 

NBJ: А как это распределение дохода между банками и страховщиками действует на потребителей?

Д. РУДЕНКО: Возьмем простой пример: некий банк соглашается продавать полисы, но устанавливает комиссию в размере 95%. Значит, он получает 95% от суммы, которую платит покупатель страховки. Таким образом, на долю страховой компании приходится всего 5% от стоимости продукта. Понятно, что я в данном случае называю условные цифры, которые кто-то может счесть преувеличенными. 

Но главный вопрос остается неизменным: какого качества продукт можно предложить за такую сумму? Он может оказаться усеченным и не будет отвечать тем ожиданиям, которые есть у страхователя. 

NBJ: Но, я так понимаю, альтернатив банковскому каналу нет?

Д. РУДЕНКО: Почему же? Они есть, и главная из них связана с диджитализацией всей экономики и страхового бизнеса в частности. Доля прямых продаж страховых продуктов через удаленные каналы связи в последние годы стабильно растет, и очевидно, что она и в дальнейшем будет увеличиваться. 

NBJ: Вы упомянули дистанционные продажи. Какое еще влияние на страховой бизнес оказывает цифровизация?

Д. РУДЕНКО: Очень существенное. И я даже не говорю о таких очевидных вещах, как сокращение объемов бумажного документооборота или оптимизация численности персонала. «Цифра» меняет наше представление о том, как прийти к клиенту: мы теперь активно используем Youtube-канал, социальные сети и т.д. 

Технология больших данных позволяет нам точнее определять потребности клиента, проводить предварительный андеррайтинг, персонифицировать наши предложения, адресовать их именно этому клиенту, а не некоему широкому кругу абстрактных лиц. 

Несомненно, заслуженное внимание получит технология телематики, с помощью которой страховщики увидят детальную картину деятельности объекта страхования, будь то страхование человека, автомобиля или дома. Все, что подвергается риску, можно будет защитить еще более эффективно, составив индивидуальные предложения.

Благодаря «умным» часам, фитнес-браслетам и смартфонам мы сможем получать информацию о том, как чувствует себя клиент в определенный момент времени, чем он занимается, каков его обычный график и т.д. Это позволит страховщикам занять проактивную позицию: мы не просто будем ждать, когда произойдет страховой случай, а дадим сигнал клиенту, если увидим, что с его здоровьем, например, что-то не так.  Такое внимание полезно в первую очередь застрахованному: обладая большим опытом, страховщик сможет предупредить болезни и травмы. Сейчас это звучит утопично, но такое будущее не за горами. Западные страховщики уже успешно используют такие технологии, а мы в России скоро сможем реализовать наиболее успешные международные кейсы.
Наконец, подтверждает важность ИТ для развития страхового бизнеса и то, что чем большими объемами данных мы будем располагать, тем больше шансов, что мы сможем выявить мошенников и не брать их на страхование.

А раз доля «недобросовестных» клиентов снижается, то у нас появляется возможность предлагать «хорошим» клиентам еще более качественные услуги.

NBJ: Смогут ли инновации полностью заменить традиционные каналы продаж, например, банковский?

Д. РУДЕНКО: Стоит заметить, что банки для страховщиков являются ключевыми партнерами и в ближайшее время наверняка ими останутся.

Но будущее за теми банками, которые будут рассматривать страховщика не только как источник получения комиссионного вознаграждения, а как полноправного парт­нера, предоставляющего клиентам банка технологичные и нужные им продукты. 

Такой подход позволит обеим сторонам создать уникальные предложения по разумной цене, взаимно расширив тем самым клиентскую базу. Это также большой шаг к повышению лояльности аудитории и персонификации услуг. И банкам это стратегически более выгодно, чем просто большое комиссионное вознаграждение в моменте.    

Поделиться:
 

Возврат к списку