Аналитика и комментарии

10 июля 2018

неизбежность признания и легализации «цифры»

В настоящее время на рассмотрение Государственной Думы представлено три законопроекта (проект Федерального закона № 424632-7 «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации» (о цифровых правах); проект Федерального закона № 419059-7 «О цифровых финансовых активах»; проект Федерального закона № 419090-7 «Об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге)», обсуждение которых запланировано Государственной Думой Федерального Собрания РФ (нижней палатой парламента) в весенней сессии 2018 года.

Предпосылкой создания законопроектов послужило Поручение Президента Российской Федерации № Пр-2132 от 21.10.2017, в котором цифровая экономика названа одним из приоритетных направлений развития нашей страны, и поэтому по итогам совещания по вопросу использования цифровых технологий в финансовой сфере президент Российской Федерации поручил Банку России и правительству разработать регулирование криптовалют, майнинга и ICO (Initial Coin Offering, первичное размещение монет. – Прим. ред.) до 1 июля 2018 года.

22 мая 2018 года законопроект о цифровых правах (о внесении изменений в Гражданский кодекс) был принят Государственной Думой в первом чтении. Безусловно, все три вышеназванных законопроекта требуют «синхронизации» между собой во избежание возможных противоречий между нормами, поэтому в дальнейшем законодатель планирует рассматривать законопроекты совместно и сократить их количество до двух.

Важный аспект, который не был достаточно разработан в законопроекте, публично-правовой. Это, например, вопросы налогообложения сделок с цифровыми объектами, механизмы принудительного изъятия цифрового объекта (принудительного лишения владения) и пр.

С точки зрения частного права также остается неясным ряд вопросов: о моменте возникновения права на цифровые объекты и фиксации этого права, о переходе прав на такие объекты, о возможности оспаривания сделок с цифровыми активами, а главное – остается непонятным, какова правовая природа цифровых активов. Это имущество, имущественная право, вещь или средство платежа? На сегодняшний момент эти проблемы остаются открытыми и требуют дальнейшего исследования. 

Также законодателю необходимо выбрать модель учета цифровых прав, решить, будет ли она аналогична бездокументарным ценным бумагам (и тогда необходимо уточнить, какой должна быть система учета). Либо речь может идти о третьем лице – «регистраторе», но в этом случае такая система уже теряет некоторую степень объективности. Либо же будет узаконена модель, при которой учет ведет сама система «внутри себя».

В законопроекте о цифровых активах регулируется деятельность бирж, обменников, майнинга. Указанный проект закона должен внести ясность и определенность в эти виды деятельности. Так, в частности, майнеры сталкиваются с рядом проблем: с правильной регистрацией своей деятельности, с определением налогооблагаемой базы и с учетом расходов, с импортом и таможенным оформлением оборудования. Но сам по себе закон не ответит полностью на эти вопросы, так как более детальная регламентация указанной деятельности будет в дальнейшем описываться в актах правительства, Центробанка и профильных министерств.

Другой законопроект касается определения правового статуса криптовалюты, токенов и смарт-контрактов («О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации»). Например, токены в нем определяются как цифровые права, а точнее как электронные данные, которые удостоверяют права на объекты гражданских прав.
Законопроектом предполагалось введение нового для России понятия цифровых денег, однако позже после продолжительных обсуждений в рабочих группах разработчики отказались от этой идеи, поскольку правовая природа криптовалюты (которая и должна была охватываться понятием цифровых денег) не соответствует положениям, изложенным в законопроекте. 

В нем цифровые деньги рассматривались как совокупность электронных данных (цифровой код), созданная в информационной системе, отвечающей установленным законом признакам децентрализованной информационной системы, и используемая пользователями этой системы для осуществления платежей. Такие деньги не обязательны к приему при осуществлении всех видов платежей, однако могут использоваться в качестве платежного средства в случаях и на условиях, установленных законом.

Отметим, что даже среди экспертов легализация цифровых объектов воспринимается неоднозначно: высказывалось мнение, что криптовалюта имеет цену, но не имеет стоимости, она не обеспечена государством (как, например, электронные денежные средства), изначально появилась в теневой экономике, и поэтому на сегодняшний день цифровые объекты – это вызов для права. 

В заключение можно с уверенностью сказать, что в перспективе криптовалюта и токены будут все-таки признаны легальными объектами гражданских правоотношений в том или ином виде. Это является объективной необходимостью как для бизнеса, так и для самого регулятора.

Главными задачами сейчас являются введение базовых понятий в сфере цифровых активов (цифровое право), гармонизация законопроектов, направленная на их объединение, так как все они включают единый предмет регулирования. Однако существенная часть этих вопросов требует политического решения (разрешит ли регулятор вывести цифровые объекты из теневой экономики и если да, то в каком объеме и порядке).    

текст Сергей Казинец, партнер юридической фирмы «Авелан»
Поделиться:
 

Возврат к списку