Вход Регистрация
 
Мы в социальных сетях

Аналитика и комментарии

13 июня 2018

автокредитование: второе дыхание после реанимирования

это направление бизнеса остается привлекательным для банков, особенно на фоне улучшения потребительских настроений россиян и сохранения государственных программ поддержки

A A A

Кризис 2014 года сильно ударил по банковской сфере и финансовым рынкам, а один из самых сильных ударов, как считают эксперты, пришелся как раз по сегменту автокредитования. Тому было несколько причин, главная из которых заключалась в том, что все-таки в кризис автомобиль снова становится роскошью, а не средством передвижения: у людей в стесненных финансовых обстоятельствах всегда найдутся более насущные статьи расходов. С другой стороны, сыграл свою роль и некоторый спад активности так называемых автобанков на российском рынке. Но, несмотря на все эти отрицательные факторы, рынок автокредитования полностью не угас и в последнее время, как отмечают наблюдатели, начал выправляться и демонстрировать потенциал роста.

Картина меняется к лучшему

В 2015 году объемы продаж автомобилей сократились на 35,7%, в 2016 – еще на 11%. Но когда экономика начала постепенно восстанавливаться или по крайней мере перестала чувствовать себя слишком уязвимой, в сегменте автокредитования возобновился рост. По мнению аналитиков, к началу 2017 года период падения рынка окончательно завершился. По данным Ассоциации европейского бизнеса, за 2017 год продажи легковых автомобилей и легковых коммерческих автомобилей (LCV) в России выросли на 12%. Может показаться, что это не слишком существенные темпы, но тенденцию к дальнейшему увеличению объемов автокредитования эксперты считают вполне устойчивой. Во всяком случае на данный момент нет оснований считать, что она может радикально измениться. 

По данным Объединенного кредитного бюро, в сегменте автокредитования количество новых кредитов выросло по итогам 2017 года на 25%, объемы выдач увеличились на 36%, до 333,35 млрд руб. Средний размер нового автокредита вырос на 9%, с 701 тыс. до 764 тыс. рублей. Схожие и даже более оптимистичные цифры приводит и Национальное бюро кредитных историй (НБКИ): за десять месяцев 2017 года, по данным бюро, в России было выдано автокредитов на сумму 391,9 млрд рублей, что на 39,3% больше, чем за аналогичный период 2016 года (281,3 млрд рублей). При этом за отчетный период самые высокие темпы роста объемов выданных автокредитов (среди 40 регионов, являющихся лидерами по объемам выдачи данного вида кредитов) были отмечены в Кемеровской (+68,5%) и Челябинской (+57,8%) областях, Удмуртской Республике (+55,4%), Республике Башкортостан (+54,6%), а также в Пермском крае (+50,9%). В Москве и Санкт-Петербурге объемы выданных автокредитов за данный период выросли на 23,3% и 41,4% соответственно.

«Темпы выдачи автокредитов продолжают расти, вернувшись фактически к уровню докризисного 2014 года, – комментирует генеральный директор НБКИ Александр Викулин. – При этом стоит отметить стабилизацию качества автокредитов: ситуация с просрочкой здесь существенно лучше, чем, например, в сегменте необеспеченного кредитования. Этому во многом способствуют новые данные и решения НБКИ, позволяющие кредиторам проводить детализированную оценку риск-профиля заемщиков и эффективно управлять рисками, сводя к минимуму потери банков от кредитования».

Прогнозы на этот год тоже достаточно оптимистичны: эксперты ожидают, что рост объемов автокредитования составит 531 млрд рублей, то есть совокупный показатель прошлого года будет значительно превышен. Оживление в этом сегменте аналитики связывают с несколькими факторами. Во-первых, пусть медленно, но все же растут доходы населения (в первую очередь это касается бюджетной сферы). Во-вторых, различные социологические опросы показывают увеличение уровня оптимизма населения, а хорошо известно, что оптимистично настроенные люди склонны больше тратить, чем сберегать. Показатели «тревожности», то есть ожидания наступления очередного финансового кризиса, напротив, невысоки. К этому можно добавить и то, что банки не утратили интереса к развитию этого направления бизнеса, и поэтому они продолжают разрабатывать для клиентов новые предложения в сфере автокредитования, интересные как по ценовым параметрам, так и по другим характеристикам. 

Госпрограммы внесли вклад

Все же одну из главных ролей, по мнению экспертов, в возрождении автокредитования сыграли государственные программы поддержки. Перечислим наиболее успешные из них.

Одну из первых программ предоставления кредитов на приобретение машин на особых условиях разработали еще в 2009 году, однако ее реализация началась только в 2012 году. Субсидии в эту отрасль стремительно начали набирать популярность, а продажи отечественных автотранспортных средств выросли. В 2014 году она «замерла», но достаточно быстро после завершения острой фазы кризиса преобразовалась в 2015 году в программу льготного автокредитования, которая продолжает действовать и по сей день. В 2018 году в ее рамках планируется реализовать 58,35 тыс. автомобилей в кредит на особых условиях. По сравнению с обычным автокредитованием банковская процентная ставка по льготному кредиту может оказаться существенно ниже. Есть и такая опция, как единовременная скидка 10% от стоимости машины, что, безусловно, способствовало привлечению новых клиентов в банки, реализующие эту программу.

Основной принцип программы состоит в том, что государство выплачивает банкам выпадающие доходы по сниженным ставкам автокредитов, а автолюбители благодаря помощи государства могут оформить автокредит на выгодных условиях, когда банковская процентная ставка по льготному автокредиту уменьшается на 10%, при участии в программах господдержки «Первый автомобиль» или «Семейный автомобиль». При этом максимальная ставка кредитного договора, подпадающего под условия льготного кредитования, не должна превышать 17% годовых. Стоит отметить и еще ряд интересных моментов, например, то, что в 2018 году увеличена максимальная стоимость одной единицы транспорта, приобретаемой по одной из льготных программ автокредитования. Если раньше речь шла о пороге отсечения на уровне миллиона рублей, то теперь – о 1,45 млн рублей. Также отменен первоначальный 20% взнос от общей стоимости автомобиля. Список иномарок, произведенных в России, принимающих участие в льготном автокредитовании 2018 года, существенно расширился. Если в прошлом году это были исключительно модели эконом-сегмента, то теперь можно в рамках госпрограммы льготного кредитования приобрести более солидный и высококачественный автомобиль. 

Стоит отметить, что некоторые автосалоны и банки-партнеры автосалонов предлагают новые автомобили по этой программе без снижения процентной ставки по кредиту, но при этом они пропорционально уменьшают стоимость автомобиля. И тут уже клиент может выбирать, какой из предложенных вариантов представляется ему более привлекательным.

Главными действующими лицами в субсидировании автомобильных кредитов государством являются правительство РФ и Министерство промышленности и торговли. Именно они взяли на себя задачу помочь автопроизводителям и покупателям в целях поддержки и развития автомобильной промышленности и бизнеса в России. Свою лепту в повышение доступности автокредитов и, как следствие, автомобилей внес и Банк России, проводящий последовательную политику, направленную на снижение ключевой ставки. Под воздействием этого фактора средние процентные ставки по автокредитам в 2017 году имели четкую тенденцию к снижению. В 2018 году, как указывают эксперты, можно ожидать сохранения этого тренда, но с более медленными темпами. 

«Рынок автокредитования вырос в связи с развитием программ господдержки, а также уменьшением ставок на рынке автокредитования. Более 80% продаж новых автомобилей были совершены с привлечением различных типов госсубсидий. Так, в рамках дополнительных программ «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» было предоставлено 13 тыс. кредитов на сумму более 6,3 млрд рублей, в структуре продаж ВТБ доля этих программ составляла 40% по новым автомобилям», – указывают эксперты ВТБ. 

Важность госпрограмм в ряду других факторов отмечает и заместитель директора группы банковских рейтингов АКРА (АО) Михаил Полухин. «Спрос на автокредиты в 2017 году вырос, что было обусловлено снижением ставок, действием программ поддержки со стороны государства и программ субсидирования и льготного кредитования со стороны автопроизводителей и банков. Также определенное влияние на спрос оказал ввод в действие новых, более удобных и выгодных кредитных продуктов, в особенности банками, основными собственниками которых являются сами автопроизводители. Факторы, оказавшие влияние на рост спроса в 2017 году, сохранят свою важность и в 2018. На рост продаж и, соответственно, автокредитования также может повлиять отложенный спрос, потребности в обновлении автопарка и в целом низкая автомобилизация населения. Одним из ключевых негативных факторов для динамики автокредитования может стать рост цен на автомобили в результате вероятного ослабления рубля».

Программы банков помогают

Естественно, что финансово-кредитные организации, работающие в сегменте автокредитования и не собирающиеся уходить из него, стремятся разрабатывать различные программы с тем, чтобы максимально удовлетворить клиентский спрос. Плюс к этому, естественно, совершенствуются и сами процедуры предоставления кредитов, и процессы дальнейшего сопровождения клиентов. «С точки зрения предложения по автокредитам можно отметить, что в настоящее время банки в целях повышения привлекательности совершенствуют свои кредитные продукты, например, развивают комплексные программы автокредитования, дистанционные каналы продаж и ИТ-инфраструктуру, упрощающую процесс кредитования. Кроме того, банки стали уделять большее внимание кредитованию продаж б/у автомобилей», – отметил Михаил Полухин (АКРА).

Наверняка еще не забыты те времена, когда российские автомобили вообще не рассматривались автолюбителями как желанный объект приобретения и большинство россиян предпочитали отложить покупку, но зато приобрести иномарку, пусть даже с солидным пробегом. Теперь, как показывает статистика ряда банков, реализующих программы льготного автокредитования, россияне стали более благосклонны к «родному» автопрому. Во всяком случае на получение автокредитов для покупки именно российских машин наблюдается стабильно высокий спрос. В то же время сохраняется и интерес к подержанным иномаркам, цена на которые в среднем на 30-50% меньше стоимости такой же, но новой машины. В Банке ВТБ отмечают, что объем выдачи таких кредитов вырос в 2,7 раза. «Участники рынка будут все больше перестраиваться под запуск специальных предложений, продвигать пакетные продукты, предполагающие набор страховых и сервисных услуг. Также сейчас наблюдается тенденция по упрощению схем кредитования. Например, ВТБ в принципе перестроил всю продуктовую линейку на формат автомобильного конструктора. Клиент сам может выбрать опции по кредиту по аналогии с тем, как он выбирает модель автомобиля и дополнительное оборудование», – указывают сотрудники пресс-службы ВТБ.

«В части требований к заемщикам на протяжении всего 2017 года происходила частичная либерализация условий. Например, стала доступна опция оформления кредита без страхования залога (КАСКО), появились программы с нулевым первоначальным взносом. Все это стало причиной того, что клиенты стали более активными, чем до этого. Мы ожидаем, что в 2018 году на рынке новых автомобилей будет реализовано около 2 млн машин и произойдет рост кредитных продаж, который превысит 30%. С точки зрения банковской системы прогнозируется снижение ставок примерно на 1 процентный пункт по отношению к текущему уровню», – прогнозируют специалисты ВТБ.

«Мы также разработали для своих клиентов новую кредитную программу для приобретения автомобилей Lifan. Низкие процентные ставки позволят приобрести автомобили этого бренда, минимизировав расходы на обслуживание кредита. Ставка по нему на год составляет 1%, на 2 года – 2%, на 3 года – 3%, на 4 года – 4%, на 5 лет – 5% годовых», – рассказывает директор департамента автокредитования Русфинанс Банка Наталья Русова. «За время работы с брендом Lifan мы выдали кредиты на приобретение более 10 тыс. автомобилей этого автопроизводителя. Сейчас мы делаем совершенно новые кредитные предложения с низкими процентными ставками, благодаря которым покупка автомобиля становится более доступной и выгодной», – дополняет эксперт.

Свою программу развития автокредитования предлагает и директор по розничному бизнесу ГК «Альфа-Лизинг» Андрей Бадмаев. «Удорожание стоимости обслуживания машины старше трех лет, изменение экономических условий и потребительских привычек – все это стало толчком для создания «коробочного» продукта для физических лиц. Мы хотим предложить нашим клиентам новый способ владения автомобилем – без дополнительных расходов на ремонт, трудностей по продаже или оформлению и обслуживанию кредита, при этом с фиксированным ежемесячным платежом ниже, чем в автокредите. Можно не платить полную стоимость за автомобиль, а менять его каждые три года, наслаждаясь поездкой на современном транспорте».

Уже сейчас очевидно, что сегмент автокредитования продолжит развиваться в текущем году. Как отмечают эксперты, ему вряд ли удастся «потеснить» таких лидеров роста, как ипотека и необеспеченное потребительское кредитование. Тем не менее те, кто пророчил автокредитованию безвременную смерть, явно ошиблись. Его привлекательность в глазах клиентов сохраняется, и главное, что ее поддерживает, – это возможность получить понравившийся автомобиль в короткие сроки, отсутствие поручительства, сравнительно небольшой первоначальный взнос (либо его отсутствие, если речь идет о госпрограммах) и возможность выбора подходящего варианта программы кредитования.     

Всего проголосовало: 0

0.0

текст Иван Скогорев

Комментировать могут только зарегистрированные пользователи

Голосование

Чем вы считаете биткоин?

Загрузка результатов голосования. Пожалуйста подождите...
Все голосования

Календарь мероприятий

Июль, 2018
««
«
Сегодня
»
»»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31
Ближайшие мероприятия

Видео

Летний Интеллектуальный Кубок 2018г.

Летний Интеллектуальный Кубок NBJ 29 мая 2018г.

Яндекс.Метрика