Аналитика и комментарии

10 мая 2018

знай прошлое, выстраивай будущее

Несмотря на то, что российские банки сейчас переживают далеко не «тучные» годы и многие из них вынуждены экономить, в том числе на своей технологической составляющей, интерес с их стороны к аналитическим системам продолжает расти. Чем это объясняется? Что в итоге дает банкам использование таких систем и от чего это их уберегает? На эти и другие вопросы ответила в интервью NBJ директор компании «Терн» Екатерина ЛОЗОВАЯ

NBJ: Екатерина, в этом году мы будем отмечать 30-летие с момента появления в России первого коммерческого банка. Вскоре после этого начала свою деятельность и компания «Терн». Насколько, по вашему экспертному мнению, изменились с тех пор российские банки и сфера банковских услуг в целом?

Е. ЛОЗОВАЯ: Вспоминая то, что было тогда, и видя то, какой банковская сфера является сейчас, понимаешь, что слово «перемены» не отражает сути. Это небо и земля. Если что-то и осталось от того периода, то это классические операции: денежные переводы, прием вкладов, выдача кредитов и т.д. Но посмотрите, как изменились при этом инфраструктура этих процессов, общение между юридическими и физическими лицами, с одной стороны, и банками, с другой стороны, каналы коммуникаций, скорость совершения операций. Если мы возьмем последний из перечисленных мной параметров, то мы легко убедимся, что он изменился на несколько порядков. 

В исторической перспективе срок в 30 лет не такой большой, но тогда было нормальным явлением то, что операция по переводу денежных средств занимала несколько дней. А теперь, скажите честно, какой клиент, будь он юридическим или физическим лицом, согласится терпеливо ожидать столько времени, пока его заявка будет удовлетворена? Все, чего мы достигли за этот период, стало возможным благодаря очень острой конкуренции в банковской сфере. 90-е годы оказались чрезвычайно сложными для большинства наших сограждан и, конечно же, для банков тоже. Тогда возникло понимание – меняйся или закрывайся. И мы видим, что банки, которые восприняли это как руководство к действию, как базовый принцип своей работы, не только выжили, но и сейчас работают и успешно развивают свой бизнес. 

NBJ: А какую роль, по вашему мнению, сыграли в этих переменах информационные технологии?

Е. ЛОЗОВАЯ: Колоссальную. Они непрерывно развиваются, подталкивая банки к новым методам работы с клиентами. ИТ существенно ускорили темп жизни. Изменились компьютеры, программное обеспечение, линии связи. Вспомните, сколько документов 30 лет назад писалось от руки, набиралось на печатных машинках или на допотопных компьютерах, которые и компьютерами-то сложно было еще назвать. Сейчас это кажется очень далеким прошлым, потому что все, что относится к банковской деятельности, происходит практически мгновенно. Более того, мы все свидетели того, как стало возможным проводить достаточно большой спектр операций, не посещая банковские офисы, используя мобильные и веб-приложения. 

Конечно, это ставит на повестку дня следующий вопрос: как устроена информационная безопасность, как защитить людей и их деньги от хакерских атак. Это очень непростая задача, потому что изменились не только банки и их клиенты, но и хакеры: теперь речь идет не об энтузиастах, которые пытались захватить и распилить банкомат. Мы имеем дело с хорошо организованными и зачастую успешно действующими трансграничными группировками, которые не ограничиваются в своей преступной деятельности масштабами отдельно взятой страны. Борьба с ними должна быть системной. Очевидно, что противостоять им в одиночку никто не в состоянии. 

Сейчас, когда деятельность всех компаний, банков и наша с вами стремительно меняется, крайне важно уметь остановиться и оглянуться назад, вспомнить и проанализировать опыт, сравнить с текущим положением дел и спрогнозировать будущее. И в этом контексте нет ничего удивительного в том, что все более востребованными становятся аналитические системы: каким бы интеллектуально развитым ни был тот или иной человек, у него не хватит ни времени, ни сил проанализировать огромный массив данных.  

NBJ: Банковская сфера пережила за эти 30 лет несколько периодов в своем развитии. Можно ли то же самое сказать о вашей компании?

Е. ЛОЗОВАЯ: Это был абсолютно непрерывный процесс развития. Если в 1991-1992 годах у нас было гораздо меньше сотрудников и мы решали куда более простые задачи, чем сейчас, то за прошедшие 27 лет и численность персонала, и сложность задач радикально изменились. Тогда мы предлагали своим клиентам то, что я бы назвала прототипами, небольшими кусочками аналитических систем. К настоящему моменту нашей компанией разработано большое количество полноценных аналитических приложений, использование которых не просто помогает банкам решать какие-то задачи, а дает кумулятивный эффект с точки зрения развития их бизнеса. Речь в первую очередь идет о системах предсказательного моделирования, которые относятся к классу систем поддержки принятия решений. 

NBJ: Их суть, насколько я понимаю, – это аналитика?

Е. ЛОЗОВАЯ: Она в том, чтобы, базируясь на анализе исторических данных, помочь людям понять, что было сделано правильно, какие были допущены ошибки, что необходимо скорректировать, на чем лучше всего сделать акцент, какие продукты и услуги, если речь идет о банках, будут в перспективе пользоваться спросом и т.д. На мой взгляд, развитие происходит по спирали: мы периодически как будто возвращаемся назад, но не в ту точку, из которой когда-то вышли, а на совершенно новый уровень. И оценить произошедшее, сделать для себя выводы и выстроить модель своего дальнейшего пути в таких условиях является жизненно важной задачей. 

NBJ: Понимают ли это банковские организации?

Е. ЛОЗОВАЯ: Безусловно, и это находит свое отражение в их отношении к аналитическим системам. Когда наша компания только начинала свою деятельность, банкиры приходили к нам, смотрели на аналитические решения, которые мы им предлагали, и восхищенно говорили: «Какая замечательная игрушка, а можно нам тоже с ней поиграть?». То есть для них это было не более, чем интересной захватывающей игрой, а не инструментом по управлению бизнесом, по повышению своих конкурентных возможностей.

NBJ: И не инструментом, который может при определенном раскладе даже спасти банк.

Е. ЛОЗОВАЯ: Совершенно верно. Как я уже сказала, использование наших систем помогает выявить и осознать допущенные ранее ошибки. А мы, к сожалению, видим, что многим банкам пришлось уйти с рынка как раз потому, что у них не было этого осознания, а значит, не было и возможности скорректировать свою стратегию и тактику. В то же время мы видим и другое: те организации и люди, которые в период до 2000-х годов поняли функционал и возможности этого инструмента, совершили настоящий прорыв. Они все видны на рынке: если речь идет о банках, то это самые успешные игроки, если о людях, то их считают чуть ли не оракулами. А секрет успеха прост: если владеешь достоверной информацией о прошлом, то сможешь определять и выстраивать будущее. Поиск правильных клиентов, ключевых направлений бизнеса, расчеты тарифов – это все лишь малая толика того, что можно получить благодаря аналитическим системам.

NBJ: Более того, все международные стандарты банковской деятельности, будь то МСФО или всем известный Базель в различных его вариациях, построены на анализе исторических данных и на том, что, опираясь на них, банки должны правильно оценивать свои риски. 

Е. ЛОЗОВАЯ: Вот именно. Невозможно сделать правильный вывод, если ты исходишь из заведомо ложных предпосылок и/или искаженной картины прошлого. Все гениальное просто: мы добиваемся каких-то результатов, только если анализируем ситуацию. Мне могут сказать, что это можно делать и не прибегая к автоматизированным системам. На это я отвечу – нет, потому что чистота анализа зависит в том числе и от количества параметров, которые закладываются в анализ. 

NBJ: Это все замечательно, но сейчас, как известно, наша банковская сфера переживает не самый простой период. Многие финансово-кредитные организации серьезно ограничены в своих финансовых возможностях, чему виной и санкции, и состояние нашей экономики, и еще ряд факторов. 

Е. ЛОЗОВАЯ: Я считаю это вполне закономерным процессом, тем более что одним из факторов, который предопределяет такое развитие событий, является то, о чем мы с вами говорили выше, – стремительное развитие технологий. Естественно, что банкам теперь требуется меньше сотрудников и офисов, и плюс к этому к ним приходит понимание, что при такой скорости перемен любое отставание, запоздание с принятием решений может привести к тому, что банк окажется на обочине, а его обойдут более успешные конкуренты.

NBJ: Но ограничение финансовых возможностей банков наверняка сказывается на их спросе в том числе и на аналитические системы. Ощущает ли это компания «Терн»?

Е. ЛОЗОВАЯ: Как раз с точностью до наоборот. Мы фиксируем рост спроса на наши решения. Вы справедливо отметили, что «тучные» годы для банковской сферы остались позади, деньги достаются банкам все сложнее, и мы наблюдаем эту картину уже не первый год. И к каким результатам, по вашему мнению, это должно было привести?

NBJ: Банки должны были научиться лучше считать деньги.

Е. ЛОЗОВАЯ: Они это и сделали. И именно поэтому ощутили не просто желание «поиграть» в ту или иную аналитическую систему, а настоятельную потребность в ее наличии. Ведь все в конечном итоге выливается в экономию средств. Правильный расчет рисков на основании анализа исторических данных – это экономия средств, поскольку банку не придется формировать дополнительные резервы. Выстраивание правильной стратегии развития – это экономия средств, поскольку банк не будет тратить деньги на продвижение продуктов и услуг, которые не будут пользоваться спросом. Сокращение сроков работы над теми или иными проектами, оптимизация персонала – это все тоже экономия средств. Очень важным аспектом является обучение: правильно выстроенная аналитическая модель может показать руководителю, что банку для решения поставленных перед ним задач и достижения целей нужны сотрудники с определенными компетенциями. Естественно, в их обучение необходимо вкладываться, но в перспективе это тоже даст существенную экономию средств, не считая того, что это принесет банку и прибыль, и финансовые возможности для его дальнейшего развития. И главное – то, что аналитические системы способны помочь решить все эти задачи очень быстро, а время сейчас – это действительно деньги плюс совершенно новые конкурентные возможности.

NBJ: Что бы вы, как человек, обладающий огромным опытом взаимодействия с банками и не менее большим навыком разработки подобных аналитических систем, посоветовали нашим финансово-кредитным организациям?

Е. ЛОЗОВАЯ: Я бы посоветовала им не бояться ставить перед собой системные долгосрочные задачи. Безусловно, банки – это организации, нацеленные на получение прибыли, для них маржинальность деятельности является одной из ключевых задач. Но при этом всем нам – и банкам в первую очередь – необходимо думать о будущем, тем более что оно, учитывая нынешнюю стремительность всех процессов, действительно не за горами. 

Я считаю, что банки могут сыграть огромную роль в таких вопросах, как улучшение демографии за счет реализации различных программ поддержки молодых семей, как развитие альтернативной энергетики. Банки по природе своей являются очень динамичными организациями, они должны чувствовать, за чем наше будущее, какие вопросы будут стоять на повестке дня уже завтра. Естественно, участие в решении этих и иных задач тоже потребует определенных вложений, но очевидно, что в достаточно небольшой временной перспективе это может обернуться для тех же банков совершенно новыми возможностями. Я всегда придерживаюсь принципа «делай добро людям, и оно вернется к тебе сторицей» и уверена в том, что бизнес тоже должен ему следовать. 

Мы являемся не только объектом происходящих перемен, но и их активным участником, и от того, что мы сделаем сегодня, напрямую зависит то, как мы будем жить завтра. Возможно, кому-то это покажется громкими словами, но именно к таким выводам я пришла по итогам многих лет разработки и использования аналитических систем, которые, как я уже сказала, содержат в себе функционал и осмысления прошлого, и моделирования будущего.    

беседовала Анастасия Скогорева
Поделиться:
 

Возврат к списку