Аналитика и комментарии

10 мая 2018

куда приводят мечты – размышления на тему будущего банковской сферы

Компания RBtechnologies является активным игроком на рынке финансовых технологий. Эффективность нашей компании зависит от того, как четко и насколько далеко мы видим будущее финансового сектора. Спрогнозировать будущее можно, но для этого надо анализировать тренды и опираться на историю развития финансовых технологий в мире и, в частности, в России. 

Любой прогноз всегда имеет вероятностный характер, а если пытаться спрогнозировать развитие целого рынка на период более трех лет, то предсказательная сила прогноза существенно падает. Несмотря на это, для построения стратегии развития бизнеса такой взгляд необходим, и в этой статье представлен один из возможных сценариев развития банковской сферы на ближайшие 10 лет.
 Развитие банковской сферы определяют два основных драйвера: внешний и внутренний.

Внешний драйвер

Финансовая сфера сильно меняется: клиенты становятся другими, на арену выходит новое поколение, живущее в интернете, социальных сетях, мессенджерах. Если говорить про ближайшие 10 лет, то нашими основными клиентами будут поколение X и Y. Поколение Z еще не является бизнес-образующим, но оно формирует тренд в будущих сервисах. 

От привычек и предпочтений поколений зависит формат коммуникации с банком: бэби-бумеры предпочитают общение и живой контакт, поколение X – возможность выбора, сравнения, анализа, поколение Y – общение, но уже через социальные сети и мессенджеры. Эти паттерны поведения и будут диктовать каналы и форму продажи финансовых продуктов: офлайн-отделения – для бэби-бумеров, маркетплейс – для поколения X, чат-боты, социальные сети – для поколения Y. Про поколение Z даже говорить сложно, так как это инструменты следующих 10-20 лет. 

Внутренний драйвер

Рынок двигается к глобализации, поиску и расширению каналов продажи. Основным трендом изменения банковской сферы является построение единого финансового пространства: внешние платежные сервисы, агрегаторы финансовой информации, финансовые маркетплейсы и, как вершина изменений, мультибанковские порталы финансовых операций (портал мультибанковского дистанционного обслуживания).  

Первый шаг, который уже реализуется ЦБ РФ, – «Проникновение»

Можно выделить следующие тренды:

1. Удаленная идентификация клиента будет реализована на базе Единого центра идентификации и аутентификации ЕСИА, через который сейчас идет авторизация на портал госуслуг и Единой биометрической системы, находящейся в разработке в РТ Лабс (структура Ростелекома). Дата запуска в коммерческую эксплуатацию – июнь 2018 года. На текущий момент более 20 российских банков тестируют это решение.

2. Маркетплейс для финансовых продуктов – мультибанковская сервисная платформа – на текущий момент находится в разработке. Первая пилотная версия выйдет во второй половине 2018 года. Промышленное решение будет запущено в 2019 году. 

3. Унификация справочников бизнес-информации, жизненного цикла и топологии данных для прозрачного обмена информацией между участниками рынка. Платформа передачи – Система межведомственного взаимодействия (СМВ), на базе которой функционирует портал госуслуг.

4. Построение системы юридически значимого документооборота (ЮЗДО). Вместе данные решения создают экосистему, в которой, с одной стороны, банк получает дополнительный канал продажи своих продуктов, с другой – отток клиентов к конкурентам за счет снижения барьера для смены банка обслуживания. Как только появляется возможность выбора банка и дистанционного приобретения продуктов, становится очень важной ценовая конкуренция. Появление подобной системы приведет к необходимости для банков интеграции своих сервисов (их размещения). Из этой парадигмы возникает пятый тренд:

5. Открытый API (API Bank). К традиционным фронтам и ДБО добавляется канал с набором стандартных (стандартизованных) API, легко встраиваемых в финансовые маркетплейсы, виртуальные магазины и другие финтех-платформы.

Стратегия финансовой сферы – унификация сервисов, построение единых стандартов открытого API. На этом шаге стратегия банка – адаптация. Идет открытие своих сервисов, соответствие новым требованиям. 

Технологии, которые продолжат развитие в банках:

  •  Big Data для анализа клиентских предпочтений, управления продуктовым и сервисным портфелем.
  •  Front-системы – реализация маркетплейсов для малого и среднего бизнеса, интеграция в процессы продажи розничных порталов.
  •  AI – развитие сервисов на базе искусственного интеллекта, встро­енных в системы обслуживания клиентов, принятия решений и управления рисками.
  •  Real-Time Recommendation Engines – системы генерации индивидуальных предложений клиентам.

Молодые тренды и направления:

  • Открытый API для внедрения банковских сервисов в финтех-платформы и приложения. 
  • Распределенные реестры, на базе которых сейчас строятся: депозитарная система учета закладных – середина 2018 года, цифровой аккредитив – 2019 год, цифровые банковские гарантии.
  • Криптовалюты – будущие инструменты банковской сферы. Текущие криптовалюты, так как они спекулятивны, не будут легализованы в России, но ожидается появление на мировом рынке обеспеченных криптовалют и валют для осуществления расчетов, таких как TRX от Ripplе, с которых, возможно, начнется использование криптовалют в банковском сегменте. Второе ограничение использования криптовалют – отсутствие регулирования, использование в криминальной сфере.

Регуляторные технологии (RegTech), обеспечивающие быструю, гибкую ИТ-плат­форму для выполнения требований регулятора (обязательная отчетность, KYC, AML, комплаенс-контроль).

Следующий шаг – «Расширение»

Пока будут предлагаться маркетплейсы в качестве инструмента продажи финансовых продуктов, их польза как дополнительного канала будет выше риска потерять клиента. Но, в конечном счете, развитие продолжится в направлении обеспечения полноценного мультибанковского дистанционного обслуживания. Банк начнет превращаться в сервисную организацию BaaS (банк как сервис), и конкуренция из плоскости борьбы брендов, маркетинговых компаний, качества обслуживания, управления лояльностью перейдет в область ценовой и сервисной конкуренции. 

Для банков изменения неоднозначные: произойдет перераспределение рынка и потеря их индивидуальности. Развитие канала мультибанковского ДБО сожмет собственные каналы дистанционного обслуживания банков. Небольшие финансово-кредитные орга­низации получат доступ к новому каналу продаж, если, конечно, будут готовы к этому. Офлайн-каналы не уйдут, но будут сокращаться, розничный офлайн-бизнес требует регламентов и не может конкурировать с гибкостью и адаптацией онлайн-сервисов.

На этом этапе основной акцент сместится на эффективность и работу с рисками, причем управление кредитными рисками, скоринг могут уйти в финтех-организации и предоставляться как сервис, поскольку наиболее полная информация собирается именно у них. 

Банк превратится исключительно в «казначейство» с расширенными функциями управления рисками. Продуктовый портфель будет упрощаться.  Цена и простота банковских продуктов станет основным фактором эффективности продаж через мультибанковское ДБО, а доступ к клиентам будет осуществляться через маркетинговые сервисы финансовых площадок. Финтех не станет полноценным конкурентом для банков, но создаст среду, близкую к совершенной конкуренции между ними.  

Отмирающие направления и платформы:

  • Big Data станут не нужны для среднего, типового банка. Эти технологии будут активно развиваться в сфере финтех-платформ и будут доступны для банков в режиме SaaS.
  • Front-системы станут не нужны, так как частные маркетплейсы и монобанковские ДБО не смогут конкурировать с мультибанковскими порталами. 
  • Real-Time Recommendation Engines – данная функция перейдет к финтех-платформам и будет востребована банком только в отношении роботов по управлению ликвидностью и процентным риском. 
  • AI – в части принятия решений и управления рисками, а также в области обслуживания клиентов уйдет в компетенции финтеха, в банке останется для автоматизированного управления операционными процессами.

Продолжат развиваться:

  • Открытый API – получит активное развитие и унификацию для быстрого и дешевого подключения банковских сервисов.
  • Распределенные реестры – могут стать существенной угрозой банковской сфере. 

Пример: перевод на эту платформу «контрагент-контрагент» бизнеса с построением вокруг инфраструктуры, обеспечивающей защиту участников (коллекторские компании, площадки реализации плохих кредитов, нормативная база работы с распределенными реестрами и т.д.). 

  • Криптовалюты – инструмент инвестирования, расчетов по определенным видам операций.
  • RegTech – бесшовная интеграция с системами регулятора.

Базовые направления, которые станут для банков ключевыми факторами успеха:

Системы управления рисками: точное управление риском позволит уменьшить себестоимость предлагаемых продуктов, что при высокой эластичности рынка существенно повлияет на конкурентоспособность банка.

Системы управления банковскими процессами: как пример – технологии Dynamic Case Management (DCM) под управлением AI, поддерживающие сквозные бизнес-процессы с максимальным сокращением человеческого труда; Front-to-Back + Regulatory Reporting, максимально сокращающие операционные расходы. 

Технологические компании, как и банки, в своей стратегии должны учитывать среднесрочные и долгосрочные сценарии развития рынка. Оценивая возможный сценарий развития банковской системы, компания RBtechnologies концентрируется на направлениях, которые станут ключевыми для банков в ближайшем и обозримом будущем, таких как:

  • RegTech с решением RBData
  • Sphere, реализованным по принципу максимально открытой платформы, с использованием открытого API и с возможностью развития решения в микросервисной архитектуре.
  • Решения по управлению рисками – рыночными, кредитными и операционными, управление ликвидностью на платформах международных и российских вендоров. 

Никто не в состоянии предсказать будущее, но от точности его прогнозирования зависит судьба бизнеса.    

текст Геннадий Гребеник, Product & Marketing Director, компания RBtechnologies
Поделиться:
 

Возврат к списку