Аналитика и комментарии

08 мая 2018

рынок доминирования госбанков и неравной конкуренции

Вопрос, возможно ли в нынешних условиях и/или в обозримом будущем возрождение в России сильного частного банковского сектора, в силу известных событий оказался на повестке дня. Своим мнением по этой теме и по другим не менее актуальным вопросам поделился с NBJ старший вице-президент ICDI Pacific Co., частный инвестор, эксперт по финансовым рынкам 
Константин ВОРОБЬЕВ

NBJ: Как вы оцениваете текущую ситуацию на банковском рынке России? Можно ли говорить о стабилизации после ряда громких санаций и выявления проблемных банков?

К. ВОРОБЬЕВ: В настоящее время наблюдаются полное доминирование госбанков и отсутствие рыночной конкуренции, большие нормы резервирования и растущая регуляторная нагрузка, материальный и моральный ущерб для увольняемого персонала банков, потеря сотен тысяч рабочих мест, обесценивание самой профессии банкира, огромный материальный ущерб для тысяч предприятий, истощение фонда страхования вкладов, потери бюджета ввиду неуплаты налогов и сокращение налогооблагаемой базы, падение доверия к частному банковскому сектору, отсутствие интереса к вложениям в банковский бизнес со стороны профессиональных инвесторов и собственников банка и т.д. В этих условиях говорить о крепкой и стабильной банковской системе нет никаких оснований. Что касается санаций, то я уверен, что в ближайшее время мы увидим новых кандидатов в Фонд консолидации банковского сектора. 

NBJ: Госбанки уже контролируют около 70% активов рынка, и это далеко не предел. Стоит ли нормативно, законодательно, регулятивно ограничивать их рост? 

К. ВОРОБЬЕВ: Я остаюсь сторонником идеи, что ограничивать банки не совсем правильная позиция, это лишь борьба с последствиями. Необходимо создать условия, в которых равные возможности для развития имели бы все виды банков. Можно ли было избежать такого быстрого роста госсектора? При той протекционистской политике со стороны ЦБ РФ однозначно, что нет.

NBJ: Какую роль может сыграть переход к пропорциональному регулированию? Как вы оцениваете это решение – как правильное и своевременное или, возможно, запоздавшее?

К. ВОРОБЬЕВ: Решение, по сути, правильное, а по исполнению – как всегда еще один репрессивный инструмент, направленный на сокращение числа частных банков. Вызывает серьезное беспокойство тот подход, который предлагается для ранжирования банков. Он исключительно количественный, в зависимости от капитала, что сразу ставит небольшие частные банки в неравные условия. А куда исчезли качественные показатели, такие как рейтинги, группы надежности, нормативы и т.д.? Вместо снижения издержек и роста устойчивости банков новое регулирование может дать совершенно обратный эффект. 

NBJ: Как влияет на положение банков денежно-кредитная политика, проводимая регулятором рынка?

К. ВОРОБЬЕВ: Она привела к серьезной потере маржи и уменьшению рентабельности в банковском секторе. Это связано с тем, что вслед за снижением ключевой ставки происходит планомерное уменьшение ставок по кредитам. При низкой инфляции у банков значительно сокращаются возможности «прятать» часть своих убытков в доходах. 

NBJ: Какой эффект оказывает на российскую банковскую систему такой фактор, как сохранение и ужесточение санкций, введенных против России? 

К. ВОРОБЬЕВ: Банковская система адаптировалась к режиму санкций. Серьезные потери понес лишь бизнес дочерних иностранных банков. Что касается возврата капиталов, то ряд факторов способствовал существенному притоку иностранного капитала в конце прошлого и начале этого года. Однако у бизнеса существует высокий уровень недоверия к государству в части того, что капитал, амнистированный сегодня, уже завтра может снова оказаться под конфискацией. 

NBJ: Поделитесь, пожалуйста, вашим экспертным мнением о наиболее вероятном сценарии дальнейшего развития ситуации на национальном банковском рынке.

К. ВОРОБЬЕВ: Я думаю, что мы являемся свидетелями формирования банковской системы, в которой будет порядка десяти крупных государственных, 15-20 дочерних банков нерезидентов РФ и несколько крупных частных банковских групп.    

беседовала Софья Мороз
Поделиться:
 

Возврат к списку