Аналитика и комментарии

08 мая 2018

госзакупки – флагман гарантийного рынка

Такой инструмент, как банковские гарантии, существует на рынке уже не один год. Его появление было обусловлено тем, что данный продукт является выгодным для обоих сторон сделки – и для клиента, и для банка. Банковская гарантия как альтернативный способ обеспечения становится из года в год все более популярным на рынке госзаказа.

Без гарантий не обойтись

Гарантии сегодня используются во многих сделках. На рынке всегда существуют определенные риски, далеко не все предприниматели, независимо от размеров их бизнеса, чувствуют себя абсолютно уверенными в завтрашнем дне в силу самых разных обстоятельств, поэтому вполне логично, что покупатели стараются подстраховаться, используя гарантии по платежам или поставкам продукции. Если несколько лет назад многие клиенты давали своим партнерам отсрочки, то в настоящее время в связи с нестабильной экономической ситуацией многие предприятия отсрочкам предпочитают гарантии.

Обычно выделяют три основных направления, по которым развивается данный инструмент. Во-первых, гарантии присутствуют в ряде специфических видов бизнеса, где в силу закона без них обойтись нельзя. Например, речь может идти о таможенных операциях. Во-вторых, есть коммерческие гарантии, когда бизнес предпочитает не отвлекать денежные средства для совершения предоплаты, так как гарантии, взятые в банке на этот период, ему обойдутся дешевле, а поставщик услуги и товара готов и согласен принять этот инструмент. В-третьих, существуют госзакупки в рамках 44-ФЗ, где без гарантий обойтись невозможно.  

«Крупнейшим направлением, где используются и в котором развиваются гарантии банков, являются госзакупки, где без них обойтись невозможно, – говорит руководитель департамента финансовых рейтингов Национального Рейтингового Агентства (НРА) Карина Артемьева. – Это направление является флагманом гарантийного рынка. Также гарантии присутствуют в таможенных операциях, есть коммерческие гарантии. Безусловно, инструмент является популярным ввиду того, что зачастую удобнее и дешевле не отвлекать средства из бизнеса, а воспользоваться инструментом банковского гарантирования, когда закон позволяет это сделать и поставщик товара или услуги согласен принимать такой инструмент».

Следует отметить, что при выдаче банковских гарантий под госзаказ банки сталкиваются практически с теми же самыми проблемами, что и при получении кредита, подчеркивает Карина Артемьева. «Банк должен проверить заемщика, причем не только его финансовое состояние, но и деловую репутацию, и здесь работает комплаенс-контроль, юридическая экспертиза. Если компания, которая обращается за гарантией, имеет хорошую кредитную или гарантийную историю, банку в определенной степени проще ставить на нее гарантийный лимит. Иначе процедура андеррайтинга такого клиента более трудоемка».

Рынок банковских гарантий растет

Рост государственного участия в банковской системе вследствие передачи трех частных крупных банков в Фонд консолидации банковского сектора и продолжающихся отзывов лицензии приводит к изменению рыночных условий. В результате частным и особенно небольшим банкам становится крайне сложно конкурировать с крупными госбанками. Экспансия со стороны крупных игроков побуждает их искать новые пути получения прибыли, среди которых особого внимания заслуживает гарантийный банковский бизнес, объясняет свою точку зрения на проблему ведущий аналитик по банковским рейтингам «Эксперт РА» Екатерина Михлина: «Многие банки ввиду нехватки качественных заемщиков стали делать упор на рост комиссионных доходов. Кроме того, для банков гарантии являются наименее рискованным банковским продуктом. Риск неисполнения обязательств принципалом, по статистике, минимальный, и прецедентов поступления и оплаты требований от бенефициаров исторически значительно меньше, чем, например, случаев дефолтов по выданным ссудам. При этом обычно процедура выдачи гарантии длится меньше, чем рассмотрение кредитной заявки. Однако это не упрощает подход к оценке финансового положения клиента. Должен проводиться комплексный анализ принципалов, при котором используется много важных факторов. Например, это наличие лицензий, собственных хозяйственных и финансовых ресурсов, достаточных для выполнения обязательств по контрактам, в отдельных случаях это существование залога, а также его состояние, опыт выполнения предметов государственных контрактов и т.д.».  

В 2016-2017 годы у многих банков отмечался существенный рост совокупного объема действующего портфеля гарантий, подчеркивает Екатерина Михлина. За 12 месяцев 2017 года рынок гарантийного обеспечения вырос на 29%, что эксперты связывают с активизацией государственных закупок и развитием института электронной банковской гарантии.

В 2017 году было заключено большее число контрактов на более значительные суммы. Установлено, что порядка 1/3 всех заключенных за год контрактов в России было обеспечено банковской гарантией, а остальные 2/3 – денежными средствами. Ранее ими было обеспечено почти 4/5 совокупного объема контрактов.

Всего за прошлый год было оформлено 615 тысяч банковских гарантий, что количественно на 35 % больше, чем в 2016 году. Основными сферами, в которых фигурировали банковские гарантии, являются закупка лекарственных препаратов (117 тысяч гарантий), продажа пищевых продуктов (107 тысяч), сделки в строительной сфере (44 тысячи).

По данным, опубликованным службой «Реальное время», за 9 месяцев 2017 года три крупнейших по активам российских банка вместе выдали банковских гарантий без малого на 3 трлн рублей. Как и раньше, лидером на этом рынке остается Сбербанк, который предоставил принципалам 1,46 трлн рублей. Немногим меньше (1,08 трлн) выдал ВТБ. Размер гарантий, предоставленных Газпромбанком, составил 403,3 млрд рублей.

Жесткие требования

Эксперты отмечают, что фактором роста рынка банковских гарантий следует считать рост государственных закупок (44-ФЗ, 223-ФЗ). 

«Основную долю в гарантийном портфеле банков занимают гарантии, предоставленные для реализации контрактов с компаниями, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в рамках законов о контрактной системе (44-ФЗ) и о закупках у госкомпаний (223-ФЗ), – говорит Екатерина Михлина. – Однако в данном сегменте в 2018 году вступают в силу новые требования. У банков, которые вправе выдавать банковские гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов, капитал должен быть не менее 1 млрд рублей и кредитный рейтинг не ниже ruBBB-. Так гласит проект постановления правительства «О требованиях к банкам, которые вправе выдавать банковские гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов». Таким образом, небольшие банки, которые не смогут соответствовать установленным требованиям, будут вынуждены сворачивать данный вид операций».

Напомним, что осенью 2017 года Минфин подготовил проект постановления правительства, определяющего условия, при которых банк может заниматься предоставлением банковских гарантий при госзакупках. Основное нововведение – наличие у банка кредитного рейтинга, присвоенного одним из двух российских рейтинговых агентств, на уровне не ниже BBB-(RU) или ruBBB.

При этом предполагалось, что эта норма вступит в силу с 1 января 2018 года – такая дата была определена законом «О контрактной системе» (44-ФЗ, соответствующая поправка принята летом 2017 года).

В конце 2017 года Госдума РФ приняла в окончательном, третьем чтении законопроект, устанавливающий отсрочку сроком в 6 месяцев для вступления в силу норм о требованиях к банкам по предоставлению банковских гарантий участникам госзакупок.

Требования к банкам, желающим выдавать банковские гарантии в рамках госзакупок, будут применяться с 1 июля 2018 года. Вслед за этим правительство РФ должно будет доработать и принять проект правительственного постановления об утверждении новых требований к банкам-гарантам.

Проблемы гарантирования

Среди основных проблем, существующих на рынке гарантирования, руководитель департамента финансовых рейтингов НРА Карина Артемьева выделила проблему качества оценки банком рисков контрагента. По ее словам, из этой проблемы вытекает риск, связанный с массовой выдачей банком гарантий на большую сумму, чем он может обеспечить капиталом. Ведь если контрагент не исполнит обязательства по договору подряда или услуг, гарантию потребуют с банка. 

Карина Артемьева также отметила, что существуют риски отраслевой концентрации гарантийных портфелей банков: «Примеры реализации таких рисков известны. Например, банк выдавал гарантии предприятиям сегмента алкогольной промышленности, ряд из которых затем перестал обслуживать свои финансовые обязательства». 

Важно также обращать внимание на стоимость гарантий. Если доход кредитной организации по ним явно выше текущих среднерыночных уровней, это повод посмотреть на финансовое положение такого банка внимательнее, уверена эксперт НРА. 

«Финансовая устойчивость самой кредитной организации, выдавшей гарантию, – также важный вопрос, особенно в условиях, когда банковские лицензии отзываются в довольно массовых масштабах, – считает Карина Артемьева. – Контрагентам «новых госбанков», можно сказать, повезло: применив инструмент санации, регулятор тем самым уберег их от риска двойного платежа по гарантии. А вот клиенты, оформлявшие гарантии в ряде прочих банков (с отозванными в дальнейшем лицензиями), сталкивались с перспективой повторного оформления гарантий по своим обязательствам и несли соответствующие расходы заново».

Отраслевые предпочтения могут быть разными

Если говорить о структуре спроса на гарантии среди клиентов-предпринимателей, то в банки за этим продуктом обращаются самые разные клиенты. Каких-либо отраслевых ограничений, которые применялись бы к гарантийным продуктам, как правило, не существует. Если они и есть, то распространяются на все кредитные продукты, предоставляемые какой-либо отрасли с высоким риском, обусловленным внутренними или внешними экономическими условиями.

Если флагманы российского банковского рынка, как правило, имеют высокодиверсифицированные с точки зрения отраслевой разбивки портфели гарантий, то менее крупные финансовые институты зачастую могут работать с представителями какого-то одного сегмента, объясняет Карина Артемьева. Однако, учитывая связанные отраслевые риски, предположим, строительство, стоимость банковских гарантий для контрагентов, которые заняты в соответствующем секторе, может быть выше. 

«Тем не менее в условиях общего тренда на снижение стоимости фондирования у банков представляется, что и цены гарантий, как и процентные ставки по кредитам, в целом будут снижаться», – считает эксперт НРА.

Электронные банковские гарантии

Работа с электронными банковскими гарантиями началась не так давно. На сегодняшний день их уже выдают 13 банков. С апреля 2017 года в таможни РФ поступило 1284 электронных гарантии, из которых 1237 (96,3%) были приняты в качестве обеспечения. Отказано было по 47 электронным гарантиям (3,7%). Для сравнения: гарантий на бумажном носителе за этот период было отклонено 792 13%) из-за выявленных неточностей.

«Главное преимущество электронной банковской гарантии перед бумажной заключается в экономии времени и финансовых ресурсов участников внешнеэкономической деятельности», – подчеркнул заместитель начальника Главного управления федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования Сергей Семашко в ходе прошедшего в Федеральной таможенной службы (ФТС) России круглого стола «Электронная банковская гарантия. Плюсы и преимущества для бизнеса». – Электронная банковская гарантия принимается таможенным органом в среднем за 3 часа, а на принятие бумажной гарантии уходит до 5 дней. При работе с электронными гарантиями не требуется предоставлять в таможню сопроводительные документы, например, подтверждение полномочий лиц, подписавших гарантию. Наконец, участник ВЭД избавлен от необходимости представлять гарантию в таможенный орган, так как это делает непосредственно банк».

«Таможня и банки активно переходят на электронное взаимодействие. Это нужно участникам внешнеэкономической деятельности. Именно они являются главными бенефициарами применения технологии электронных банковских гарантий. Это упрощает и ускоряет их работу. Поэтому ФТС России стремится увеличить число банков, которые выдают электронные банковские гарантии», – отметил Сергей Семашко.

Следует подчеркнуть, что 19 марта 2018 года вступили в силу поправки в 44-ФЗ, которые определяют содержание банковской гарантии, обеспечивающей заявку на участие в тендере или контракт. Они сопряжены с расширением возможностей по выдаче электронных экспресс-гарантий. Речь идет о том, что, во-первых, с указанной даты любой заказчик имеет право представлять требования об уплате денежных сумм не только на бумажном носителе, но и в форме электронного документа. Во-вторых, сумма требований заказчика рассчитывается по новым правилам, в зависимости от типа гарантийного документа. Если банковская гарантия предоставляется для обеспечения исполнения контракта, то документ выдается на сумму, равную цене контракта за вычетом стоимости фактически исполненных контрагентом обязательств. Если гарантийный документ обеспечивает заявку на участие в тендере или закрытом аукционе, то требование об уплате будет равно размеру обеспечения заявки, определенному в тендерной документации.

Гарантии для клиентов малого и среднего бизнеса

Финансово-кредитные организации с большим интересом относятся к кредитованию крупных компаний, зачастую оставляя без внимания потребности в заемном финансировании и гарантийном обеспечении малого и среднего бизнеса. Для оказания содействия в оформлении банковской гарантии небольшим фирмам сушествует Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы (ФСКМБ), который выдает поручительства на получение кредитов и банковских гарантий в любых банках столицы.

В 2016-2017 годах ФСКМБ увеличил объем поручительств, выдаваемых по кредитам и гарантийным документам, в три раза. За это время по поручительствам клиентов Фондом было выплачено около 1 млрд рублей при том, что убыточность по сделкам составила всего 4,0% (средняя убыточность по Москве и Московской области – 19%).

Следует отметить, что ряд банков запускает программы по гарантированию для предприятий малого и среднего бизнеса. Так, в начале апреля текущего года Московский Кредитный Банк объявил о запуске продукта для клиентов сегмента малого и среднего бизнеса «Экспресс-гарантия» в рамках обеспечения исполнения контрактов 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП.

«Для банка приоритетными задачами в сегменте малого и среднего бизнеса являются максимальное упрощение процессов, скорость принятия решений и развитие продуктовой линейки», – прокомментировала первый вице-президент Московского Кредитного Банка Анна Гребенкина.

Сервис, созданный совместно с Всероссийским Банковским Центром (ВБЦ), максимально упрощает получение банковской гарантии: клиент подает заявку дистанционно через сервис ВБЦ из любой точки страны, а банк, благодаря автоматизированному процессу, принимает решение по заявке менее чем за час.

«В настоящее время у бизнеса значительно возросла потребность в получении банковских гарантий в рамках федеральных законов 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП. Для клиентов важно получить такой банковский продукт в максимально сжатые сроки с минимальным количеством действий: максимальная сумма экспресс-гарантии составляет 50 млн рублей, решения принимаются оперативно, продукт не требует обеспечения и открытия расчетного счета», – отмечает начальник управления развития сегмента малого и среднего бизнеса Московского Кредитного Банка Александр Зуев.   

Поделиться:
 

Возврат к списку