Аналитика и комментарии

01 марта 2018

Российский инвестиционный форум «Сочи-2018»

Успех любого делового мероприятия определяется несколькими факторами: числом участников, содержанием выступлений и, конечно же, тем, какое количество соглашений о сотрудничестве было заключено на той или иной площадке. С этой точки зрения Российский инвестиционный форум 2018 года оказался рекордным по всем трем параметрам. За два дня, в течение которых он проходил – 15 и 16 февраля – было заключено 538 соглашений о сотрудничестве на общую сумму в 794 млрд рублей.

Крупнейшими сделками в рамках форума стали продажа 29,1% акций ретейлера «Магнит» банку ВТБ на сумму 138 млрд рублей, соглашение между ВЭБ и «Русал Тайшет» о строительстве Тайшетского алюминиевого завода мощностью 429 тыс. тонн стоимостью 80,3 млрд рублей, а также соглашение между Ростовской областью и государственной компанией «Автодор» о строительстве автомагистрали вокруг Аксая на сумму 77,4 млрд рублей.

В форуме приняли участие 896 представителей российского бизнеса, а также 204 сотрудника иностранных компаний. Таким образом, количество участников форума увеличилось на 27% по сравнению с 2017 годом.

Что касается выступлений, то они были очень информативными и затрагивали самые разные вопросы – от перспектив построения в России цифровой модели экономики до урегулирования налоговых вопросов и улучшения инвестиционного климата в нашей стране. А главным событием мероприятия, конечно же, стала речь премьер-министра России Дмитрия Медведева.

«Мы обеспечили макроэкономическую стабильность, и даже под санкциями наша экономика стала менее зависимой от внешних шоков, чем это было раньше. Всего два года назад инфляция была в пять раз выше, чем сейчас. У нас устойчивая финансовая система, динамика ВВП вышла в плюс, пусть даже и небольшой. И в нашей стране собран в прошлом году рекордный урожай за всю историю зерновых, – перечислил глава правительства позитивные перемены и тенденции. – Естественно, есть еще задачи. Нам нужны высокотехнологичная медицина, инвестиции в образование, в инфраструктуру – в тот «скелет», на основе которого формируется наша современная экономика, для которой характерен новый уклад».

Говоря о том, как российской экономике удалось, несмотря на введенные против нее ограничительные меры, выйти на траекторию роста, премьер-министр обратил внимание слушателей на большую роль, которую сыграли государственные инвестиции. Действительно, государство в этот период – и это признает большинство как российских, так и иностранных экспертов – выступило в роли главного инвестора. «Однако мы должны отдавать себе отчет в том, что никогда государственные инвестиции полностью не заменят частные – экономика нуждается в них для того, чтобы стабильно и устойчиво расти и развиваться. А для того чтобы были частные инвестиции, необходим спрос на продукцию инвесторов, конкурентный ландшафт. Государство не должно поддерживать создание в соседних регионах аналогичных предприятий, если это не обусловлено потребительским спросом. Конечно, нужны и политическая, и финансовая стабильность и предсказуемость, и четкие правила игры», – резюмировал премьер-министр.

Что касается темы улучшения инвестиционного климата, то в этом вопросе нашей стране тоже удалось добиться изменений к лучшему. «Это не только наша оценка, о том же свидетельствуют и данные всевозможных международных исследований и рейтингов. Однако надо признать, что сам российский бизнес не всегда разделяет столь лестные оценки. Я считаю, что в этом вопросе надо сделать еще многое, и одна из главных задач в этом контексте – это цифровизация взаимодействия между бизнесом и государством. Как вы знаете, мы компетентны в цифровизации отношений между гражданами и государством, а вот в случае, когда речь идет о бизнесе, дело обстоит не так хорошо. Между тем цифровизация может помочь, например, отказаться от отчетности. Мы должны от сбора отчетности переходить к накоплению первичной информации, то есть к качественно иному управлению данными. Это позволит избавить предпринимателя от излишней надзорной опеки. И ту же самую цель должно преследовать создание «умного надзорного контроля», при котором главной целью будут не штрафы и пени, а профилактика правонарушений», – уверен глава российского правительства.

Дмитрий Медведев не обошел своим вниманием и вопрос о необходимости совершенствования инфраструктуры нашей страны. Решить эту задачу, по его мнению, могла бы инфраструктурная ипотека, развивать которую должны совместно как государство, так и частный бизнес. «По теме инфраструктурной ипотеки надо договориться. Как я сказал, у нас нет будущего, если не будет развития инфраструктуры. Гаджеты, цифровые технологии, коммуникации – это прекрасно, но этого мало. Люди живут в реальной жизни, им нужно перемещаться, ездить по дорогам, в том числе железным, летать самолетами. Цифровой мир не отменил мир реальный», – подчеркнул в своем выступлении Дмитрий Медведев.

Естественно, что в рамках Инвестиционного форума в Сочи у участников была возможность послушать и выступления других членов действующего российского правительства. Министр экономического развития России Максим Орешкин, в частности, отметил в одном из своих докладов, что экономическая и финансовая ситуация в российских областях улучшается, растет число тех регионов, которые являются безубыточными. Но в то же время министр отметил такую опасность, как рост регионального экономического сепаратизма. «У нас есть области, руководители которых исходят из принципа не купить что-то у соседа, ведь на территории их регионов должны быть производства замкнутого цикла. Результатом реализации такой политики может стать «угасание» ряда отраслей, – заявил министр. – Между тем во всем мире признано, что современная экономика может работать только при условии специализации. Надо на территории своих регионов производить лучше всего какие-то товарные группы. Не нужно стараться делать все только у себя. Общий результат будет лучше, а это, в свою очередь, сделает нашу экономику в целом более привлекательной для инвестиций – как для внутренних, так и для внешних. Потому что инвесторы будут понимать, что конкуренция искусственно не ограждается на региональном уровне».

Министр финансов России Антон Силуанов, со своей стороны, стал одним из главных спикеров налоговой сессии, в рамках которой он осветил и новации в налоговой сфере, и ряд других актуальных для бизнеса вопросов. «Один из главных тезисов, который я хотел бы опровергнуть, звучит так: «белая экономика платит за тех, кто пока находится в тени». Это утверждение не выдерживает критики, и практика подтверждает это. Те, кто находятся в тени, еще заплатят нам, а белая экономика платит исключительно сама за себя», – констатировал Антон Силуанов.

Министр финансов много внимания в своем выступлении уделил и так называемому налоговому федерализму, который, по его мнению, является «вещью неизбежной и напрямую связанной с тем, что мы живем в федеративном государстве». «Но при этом нам не следует воспринимать это как «вольницу». У нас есть определенный зафиксированный перечень налогов федерального и региональных уровней. Соответственно, должен быть такой же зафиксированный перечень сборов. Второе – могут ли регионы конкурировать в налоговой политике? Я считаю, что не только могут, но и должны. И здесь необходимо исходить из того, что у нас есть регионы-доноры и регионы-реципиенты бюджетной поддержки. Мы не запрещаем российским областям, относящимся ко второй группе, придерживаться налогового федерализма, но Минфин всегда указывает им, что нужно очень точно рассчитать, к каким изменениям в их доходах могут привести те или иные налоговые новации», – констатировал Антон Силуанов.

Естественно, что это лишь краткий обзор тех выступлений, которые прозвучали в рамках форума. Два рабочих дня – это большой перечень выступлений как членов государственных структур, так и представителей бизнес-организаций, а также независимых экспертов. Но главное – ни у кого не возникло сомнений: форум в очередной раз удался и стал даже более информационно и финансово насыщенным, чем его «предшественники».

текст Анастасия Скогорева
Поделиться:
 

Возврат к списку