Аналитика и комментарии

31 января 2018

проблема года – сложности перехода на МСФО (IFRS) 9

ОТЛИЧИЕ МСФО 9 ОТ МСФО 39

Необходимость разработки нового стандарта финансовой отчетности появилась после глобального финансового кризиса 2008 года, когда стало очевидным, что оценочные резервы создавались в недостаточном объеме. Возможные будущие изменения состояния платежеспособности заемщика или положения экономики в целом в расчетах не учитывались. Данная модель создания резервов была раскритикована как способствующая возникновению кризиса.

МСФО (IFRS) 9 существенно изменяет порядок отражения в отчетности финансовых инструментов. Чем же отличается МСФО 9 от ранее действовавшего стандарта МСФО (IAS) 39? По мнению бизнес-тренера и ведущего специалиста по МСФО и финансовому менеджменту Александра Даценко, среди наиболее значимых

нововведений необходимо выделить следующие. Во-первых, изменена классификация финансовых активов. Вместо четырех категорий, которые были ранее, новый стандарт вводит три класса финансовых активов, учитываемых следующим образом: по амортизационной стоимости; по справедливой стоимости с отражением ее изменений в составе прочего совокупного дохода; по справедливой стоимости с отражением ее изменений в составе прибылей и убытков.

Критерии, на основании которых осуществляется классификация финансовых активов, стали другими. В соответствии с требованиями нового стандарта, их классификация основывается на бизнес-модели, используемой банком для управления данным активом, и на характеристиках денежных потоков, предусмотренных кредитным договором.

Во-вторых, при создании резервов вместо ранее используемой модели понесенных убытков новый стандарт вводит модель ожидаемых убытков.

Предыдущая модель учета согласно понесенным (incurred) убыткам основывалась на том, что актив не являлся обесцененным до момента наступления какого-либо события, приводящего к его обесценению, например, изменения существенных условий кредитного договора, ведущего к снижению приведенной стоимости ожидаемых денежных потоков. При этом такая оценка не учитывала убытков, которые могут быть понесены в будущем в течение оставшегося срока действия выданных кредитов и займов, хотя их величину можно объективно предсказать на основе информации за прошлые периоды.

Новая модель учета согласно ожидаемым (expected) убыткам для создания резервов не требует наличия события убытка. Вместо этого убытки, ожидаемые на дату выдачи кредита, учитываются в составе ожидаемых будущих денежных потоков, используемых для расчета эффективной процентной ставки по данному кредиту, и тем самым резерв под обесценение формируется в течение всего срока действия кредита.

Таким образом, модель ожидаемых кредитных убытков гораздо шире, чем модель обесценения по МСФО (IAS) 39, и ориентирована на перспективу. Это обусловлено тем, что держатели финансовых активов должны будут учитывать не только историческую информацию об объективных свидетельствах обесценения финансовых активов, но и обоснованные приемлемые сведения, позволяющие сделать прогнозы на будущее. Соответственно, признание кредитных убытков будет происходить раньше и в больших суммах по всем статьям, подверженным кредитному риску.

В-третьих, новый стандарт сближает порядок учета хеджирования с задачами по управлению рисками.

В-четвертых, изменена оценка некотирующихся акций, ранее учитывавшихся по первоначальным историческим затратам. В соответствии с требованиями предыдущего стандарта МСФО (IAS) 39, если долевая бумага не имеет активного рынка и надежных котировок и при этом ее точная оценка через аналогичные рыночные бумаги невозможна, допускалась возможность ее отражения в финансовой отчетности по исторической стоимости. Теперь же банкам, за исключением отдельных случаев, придется определять ее справедливую стоимость, используя в основном свои собственные экономические допущения, если невозможно получить никакие данные для оценки таких долевых ценных бумаг с рынка финансовых инструментов. Использование первоначальной стоимости по вышеуказанным долевым инструментам стандарт допускает только в редких обстоятельствах, при соблюдении определенных условий.

Кроме того, есть еще целый ряд нововведений. Банкам необходимо оценить влияние новых требований и разработать план мероприятий, связанных со вступлением в силу МСФО (IFRS) 9, направленный на смягчение любых негативных последствий его применения.

ПЕРЕХОД НА МСФО 9 ТРЕБУЕТ СЕРЬЕЗНОЙ ПОДГОТОВКИ

По мнению экспертов в области МСФО, изменения были необходимы, поскольку мировой финансовый кризис продемонстрировал слабости модели учета обесценения финансовых активов, в том числе при создании резервов. В этой связи модель понесенных кредитных убытков, замененная моделью ожидаемых кредитных потерь, позволяет более эффективно работать с резервами. Новый стандарт предполагает при первоначальном признании оценивать ожидаемые потери в течение двенадцати месяцев, а при существенном ухудшении кредитного риска – за весь период жизнедеятельности финансового инструмента. Новая модель приводит к ускорению признания убытков, поскольку создает резерв в отношении не только понесенных, но и некоторых ожидаемых в будущем убытков.

Необходимо подчеркнуть, что стандарт МСФО 9 содержит только верхнеуровневые требования к учету финансовых инструментов, детализация же будет вноситься во внутренние документы банков при совместной проработке банковского сообщества, регулятора ЦБ РФ и аудиторов.

Неизбежно, что при переходе на МСФО 9 банкам придется столкнуться с рядом трудностей, считает Александр Даценко. Среди них создание систем для расчета на основе больших баз данных, необходимость изменения организационной структуры банков, а также негативное влияние роста резервов на ключевые показатели результативности. Для расчета резервов по МСФО 9 необходима более сложная организационная структура банка. Для формирования резервов по российским стандартам бухгалтерского учета (РСБУ) в соответствии с Положением ЦБ РФ No 254-П требуется участие финансового и кредитного департаментов. В то же время для создания резервов под ожидаемые потери необходим учет прогнозной информации. А для этого нужно вовлечь в процесс бизнес-подразделения для определения прогнозных потоков и расчета индивидуальных резервов, а также

ИТ-департамент с целью разработки соответствующих расчетных модулей. Потребуется отдел, который будет аккумулировать информацию от бизнес-подразделений, кредитного и финансового департаментов и на ее основании определять риск по каждому финансовому инструменту.

Вследствие негативного влияния роста резервов на показатели прибыли и капитала бизнес-модели многих банков могут оказаться убыточными или низкорентабельными. А это означает, что некоторым банкам потребуется серьезная поддержка со стороны акционеров или вмешательство Банка России, так как ЦБ РФ может перенести сроки обязательного внедрения. Иначе этим игрокам придется покинуть рынок.

Чтобы избежать негативных последствий и подготовить плавный переход на МСФО 9, банкам было необходимо заранее подготовить методологическую и регламентную базу. Во время переходного периода они должны будут скорректировать методику и процедуры классификации учета финансовых инструментов и оценки резервов.

Предвидя изменения, ряд банков, по их собственным словам, уже выделяет подразделения в своих штатных структурах, которые будут заниматься вопросами перехода на МСФО 9.

Особого внимания требует проблема подготовки банковской ИT-инфраструктуры и обучения персонала. По оценкам специалистов, в среднем процесс интеграции с нуля может занять около двенадцати месяцев. Все зависит от размера банка, специфики его кредитного портфеля и наличия необходимой для расчетов информации. Причем речь идет не о готовом ИТ-решении, которое является универсальным и подходит всем финансово-кредитным организациям, а о персонально настраиваемом модуле в зависимости от потребностей и возможностей конкретного банка.

текст Оксана Дяченко
Поделиться:
 

Возврат к списку