Аналитика и комментарии

31 января 2018

Лучшие авторы раздела «Банки и бизнес»

Олег ВЬЮГИН,
экс член совета директоров БИНБАНКа

Многое будет зависеть от того, удастся ли решить наиболее острые геополитические проблемы, оказывающие влияние на экономику нашей страны. Внутреннему импульсу, по крайней мере до наступления 2019 года, возникнуть неоткуда. Что же касается банков, то я уверен, что они будут рассматривать любую возможность получения дохода с приемлемым риском. Речь идет не столько о том, что они перейдут к абсолютно новым моделям развития, сколько о том, что ценность капитала станет существенно выше. Нельзя ставить на кон последние крохи капитала, не зная, что ждет впереди.

NBJ № 3 (157)
«Уроки кризиса и перспективы роста»,
стр. 14–19

 

Михаил МАТОВНИКОВ,
старший управляющий директор, главный аналитик Сбербанка России

Если бы кризис был краткосрочным, мы бы не видели такого массового ухода банков с рынка. Но он оказался долгосрочным, банки были вынуждены как минимум два года работать в условиях сокращающейся маржи, и это привело к тому, что слабые игроки стали исчезать в силу естественных причин. Можно на время спрятать высокую долю проблемных кредитов в портфелях, но не такой фактор, как большая часть дорогостоящих привлеченных средств. Свою роль сыграла и жесткая денежно-кредитная политика, проводимая ЦБ РФ. Будь она мягче, банкам было бы проще удерживаться на рынке.

NBJ № 3 (157)
«Перестройка, ставшая реальностью»,
стр. 28–32

 

Николай ПОДЛЕВСКИХ,
начальник аналитического отдела ИК «Церих Кэпитал Менеджмент»

Признаки увеличения инфляции и будущего ее нарастания покажут, что надо было активнее заниматься устранением денежного «навеса», который сформировался над мировой экономикой по итогам нескольких лет. И устранять его надо было еще вчера, действуя в этом отношении более активно. Пока у центральных банков различных стран хватает и резервов, и умения для того, чтобы не допускать обрушения этого «навеса». Дай бог, чтобы его дальнейшее нарастание было щадящим для мировой экономики и чтобы не реализовывались наиболее пессимистичные сценарии. Но, честно говоря, надежд на это немного.

NBJ № 3 (157)
«Разделение сиамских близнецов»,
стр. 52–55

 

Евгений НАДОРШИН,
главный экономист консалтинговой компании «ПФ Капитал»

Сама «очистка» рынка, которую начал три года назад ЦБ РФ, – это фактически признание регулятором факта, что у него не хватает ни человеческих, ни финансовых, ни административных ресурсов для того, чтобы полноценно мониторить всех участников. Нельзя же всерьез утверждать, что на протяжении многих лет большое число представителей нашего финансового сектора занималось предосудительными делами, а регулятор этого не замечал. Замечал, конечно, тем более что все знали, что в силу объективных причин они были ориентированы на получение такой высокой прибыли, какая была невозможна для нормального банковского бизнеса.

NBJ № 4 (158)
«Проклятие страха перед переменами»,
стр. 20–24

 

Сергей ХЕСТАНОВ,
доцент кафедры фондовых рынков и финансового инжиниринга РАНХиГС

«Черные лебеди» уже появились, и они действительно имеют влияние на сложившуюся ситуацию в мировой экономике. При этом спецификой текущего момента является то, что они могут прилететь откуда угодно, например из США, где в ответ на ужесточение денежно-кредитной политики может начаться спад экономики. В Европе такими «лебедями» могут стать победы на выборах популистов и демонтаж еврозоны, в Китае спровоцировать негативные явления может теневая банковская система этой страны. Однако эти риски являются довольно отдаленными, вряд ли они станут актуальными ранее 2019 года.

NBJ № 4 (158)
«Все ли «лебеди» черные?»,
стр. 72–75

 

Владимир ГАМЗА,
председатель Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по финансовым рынкам и кредитным организациям,
председатель совета директоров ГК «Финансовый интегратор»

С одной стороны, ЦБ РФ будет придерживаться подходов его «коллег» во всех странах, где сложилась кредитно-депозитная банковская система. С другой стороны, у нас есть существенный нюанс – ЦБ РФ под видом реализации Базеля по ряду вопросов устанавливает избыточные требования, фактически ставит формальные шлагбаумы на пути развития банков и отсекает тех, кто не проходит по «росту» или «весу». Сейчас еще и правительство начинает устанавливать такие же препятствия, например, когда речь идет о размещении бюджетных средств на банковских счетах и т.п.

NBJ 4 (158)
«Инвестиционный процесс
очень нужен, но затруднен»,
стр. 76–78

 

Павел САМИЕВ,
управляющий директор Национального рейтингового агентства, генеральный директор компании «БизнесДром»

Смущает отсутствие понимания, куда дальше будет двигаться банковский сектор, какой будет конкуренция на банковском рынке и т.д. Из-за этого складывается во многом парадоксальная ситуация. Докапитализация банков, то есть инвестирование акционерами средств, происходит «из-под палки» не потому, что они заинтересованы в успешном развитии своих активов, а потому что они вынуждены это делать из страха перед регуляторными и надзорными мерами воздействия. Иными словами, либо ты вложишь в капитал своей банковской организации очередную порцию денег, либо у твоего банка отзовут лицензию.

NBJ 5 (159)
«Подводные камни «тихой гавани»,
стр. 42–46, стр. 64

 

Александр СОКОЛОВ,
председатель совета директоров банка «Форштадт»

Чем и как измерять прогресс в банковской сфере? Количеством внедренного железа и цифровых технологий? Или совершенствованием отношений между равноправными партнерами, созданием действительно равных условий для конкуренции? Представляется, что именно второй подход обеспечит подлинное развитие рынка банковских услуг, повысит его эффективность, даст новый толчок к удовлетворению потребностей экономики и населения нашей страны. При этом очень важно, как мне кажется, за новыми системами дистанционного обслуживания не потерять улыбку операционистки и искреннее рукопожатие договорившихся партнеров.

NBJ 6 (160)
«АКБ «Форштадт»: когда лояльность
к клиентам – не просто слово»,
стр. 20–22

 

Виктор БУДАРИН,
председатель наблюдательного совета коммерческого банка «Кубань Кредит»

Банковский бизнес – это партнерство с государством. И если оно считает, что это сотрудничество его не совсем устраивает, то, конечно, оно вправе его корректировать. В последние годы уже было ясно, что образовалась просто критическая масса банков, занимающихся не совсем чистыми банковскими схемами. Еще до начала действий Центрального банка мы в Ассоциации «Россия» были озабочены таким положением дел и понимали, что это компрометирует банковскую систему в целом. И вот, наконец-то, ЦБ РФ начал «чистку» банковских рядов. Со своей стороны, мы можем только приветствовать это.

NBJ 8 (162)
«Экономике нужны банки, работающие
на реальный сектор»,
стр. 30–32

 

Дмитрий МИРОШНИЧЕНКО,
ведущий эксперт Института «Центр развития» Высшей школы экономики

Очевидно, что та модель экономики, которая существовала на протяжении последних 15 или даже 20 лет, окончательно исчерпала себя, и это еще в лучшем случае. В худшем случае эта схема, построенная на увеличении экспорта углеводородов в условиях роста цен на эти товары, тянет нас на дно. Поэтому сейчас вопрос «растем или не растем» не является главным, куда важнее определить, возникает ли у нас новая модель экономики или мы остаемся заложниками старой. Той, которая, как показал исторический опыт, не способна обеспечить условия для устойчивого поступательного развития нашей страны.

NBJ 8 (162)
«Рост невозможен без смены модели»,
стр. 64–67

 

Александр БЕСПАЛОВ,
старший партнер Консалтинговой группы «Беспалов и партнеры»

Банковская система Российской Федерации переживает сейчас один из самых сложных периодов. Наряду с технологическими и структурными мировыми вызовами ей приходится справляться и с негативным отношением клиентов, и с жесткой политикой регулятора, и с порой неадекватной реакцией власти, и с сильнейшим падением инвестиционной привлекательности сектора, и многим другим. Но вместо того чтобы пытаться разработать новые правила игры, мы сейчас наблюдаем скорее попытку «снять сливки» с того, что осталось. Очень сиюминутная, на мой взгляд, стратегия, не кооперация, а принцип «потом хоть трава не расти».

NBJ 8 (162)
«Ассоциация и ассоциации»,
стр. 74

 

Наталья ОРЛОВА,
руководитель центра макроэкономической политики Альфа-Банка

Главная причина, почему ЦБ РФ настроен на сохранение низкой инфляции, заключается в том, что она позволяет стране сформировать внутренние сбережения. Когда темпы инфляции высокие, у населения нет стимула сберегать. Это подпитывает потребительскую модель роста, и у такой экономики, как следствие, нет возможности опираться на внутренний ресурс финансирования инвестиций. Для нас же инфляционное таргетирование сейчас важно как никогда, в том числе и потому, что против России введены санкции и доступ наших компаний к мировым финансовым рынкам ограничен.

NBJ 9 (163)
«Банковский надзор как инструмент
управления инфляцией»,
стр. 46–49

 

Фаррух АБДУЛЛАХАНОВ,
директор департамента консультирования по управлению рисками компании «КПМГ»

Стандарт CRS (Common Reporting Standard) во многом аналогичен уже хорошо известному российским организациям финансовой сферы Закону FATCA (Foreign Account Tax Compliance Act). То есть основное требование и в первом, и во втором случае – это выявление организациями финансового рынка (ОФР) иностранных резидентов среди своих клиентов и направление отчетности по их счетам в компетентные органы. FATCA подразумевает обнаружение информации об американских резидентах, в CRS же содержится требование раскрытия информации о всех «иностранцах», независимо от того, резидентами какой страны они являются.

NBJ 9 (163)
«CRS – новый стандарт для решения
старых проблем»,
стр. 62–64

 

Кирилл ЛУКАШУК,
старший директор, руководитель группы банковских рейтингов Аналитического кредитного рейтингового агентства

Следование международным стандартам – принципиальная позиция ЦБ РФ. Регулирование финансовых рынков является одной из передовых линий экономического регулирования в целом, и в том, что Банк России идет в авангарде этого процесса, больше плюсов. Если вы посмотрите ретроспективно, то любое ослабление регуляторных требований через какой-то временной период «выстреливает» в форме появления и эскалации серьезных проблем для системы в целом. Банки во всем мире оппортунисты. Если они видят, что регуляторные рамки для них расширяются, то они с радостью пользуются этим.

NBJ 9 (163)
«Дорога с двусторонним движением»,
стр. 82–87

 

 

 

Василий СОЛОДКОВ,
директор Банковского института НИУ «Высшая школа экономики», руководитель образовательной программы «Банковский менеджмент»

Хороших перспектив для нашего банковского рынка и финансовой системы в целом я пока не вижу, поскольку все идет к государственной монополии. ЦБ РФ монополизирует банковский сектор, так что прогнозы для многих наших малых и средних банков неутешительные. Качество предоставляемых крупными банками финансовых услуг будет снижаться, а страдать будет их потребитель. И так будет продолжаться до тех пор, пока мы не исправим огрехи нашей банковской системы в частности и экономики в целом. А главная проблема и той, и другой заключается как раз в монополизации ресурсов и активов.

NBJ 9 (163)
«Серьезные огрехи монополии»,
стр. 88–91, стр. 30–32

 

Константин АРТЮХ,
заместитель председателя правления Росбанка

Я считаю, что мерами денежно-кредитной политики регулятор не преследует целей по усложнению или облегчению условий ведения бизнеса в стране. Однако уже сейчас можно констатировать, что снижение ставок благоприятно сказывается на уровне экономической активности и росте кредитования в розничном и корпоративном сегментах. При этом конкурентные преимущества в части доступного розничного и корпоративного фондирования и способность отбирать качественных клиентов будут определяющими критериями успеха в условиях дальнейшего снижения инфляции и процентных ставок.

NBJ 10 (164)
«Как найти точки роста в новые времена»,
стр. 22–25

 

Роман ТКАЧУК,
старший аналитик компании «Альпари»

Финансовые власти, например, центробанки и министерства финансов во многих странах, настороженно относятся к биткоину. Но игнорировать то, что происходит, они не могут. Объемы торгов биткоином уже сейчас сопоставимы с торгами акций на многих биржах. Капитализация биткоина выше, чем Сбербанка России и Goldman Sachs! Это значит, что закрывать на него глаза у национальных финансовых регуляторов в дальнейшем не получится. Любое новое явление вызывает сначала гнев, а потом принятие. Стадию гнева регуляторы проходят сейчас, и все идет к принятию ими в той или иной форме альтернативных валют.

NBJ 11 (165)
«Биткоин – высокие риски, но большие перспективы»,
стр. 76–79

 

Артем ТОЛКАЧЕВ,
руководитель группы по оказанию юридических услуг для технологических проектов компании Deloitte CIS, председатель
организации Blockchain Community

Установление правил для криптовалют, безусловно, является необходимостью. Правовой вакуум, который существует на сегодняшний день, скорее мешает, чем помогает использовать те или иные финансовые инструменты. При этом говорить нужно не о запрете криптовалюты, а именно о регулировании. На данный момент уже ясно, что криптовалюта является частью мировой экономики, поэтому запрещать различные ее виды в отдельно взятом государстве – бессмысленная затея. Инструмент из-за этого не перестанет существовать, а вот страна, которая так себя поведет, рискует просто-напросто вычеркнуть себя с карты мировой экономики.

NBJ 11 (165)
«Биткоин набирает силу»,
стр. 80–84

 

 

Поделиться:
 

Возврат к списку