Аналитика и комментарии

11 января 2018

не так страшен новый норматив

Одна из самых актуальных тем для российского банковского рынка в последние три года – тема ужесточения надзора со стороны Центрального банка РФ и увеличения регуляторной нагрузки на банковские организации. В этом контексте следует рассматривать и введение нового обязательного норматива Н25. О том, какие последствия это может иметь для банков, в интервью NBJ рассказала главный бухгалтер – директор департамента учета и отчетности Росбанка Марина САДОВАЯ.

NBJ: С 1 января 2017 года ЦБ РФ ввел в число обязательных нормативов Н25 – норматив ограничения риска на связанных с банком лиц. Чем обусловлена необходимость его введения?

М. САДОВАЯ: Это требование Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Норматив ограничивает кредитные риски, сопряженные с кредитованием бизнеса собственников и связанных с ними структур, устанавливая предельное значение 20% от собственных средств (капитала) кредитной организации (для Н6 максимальная величина риска составляет 25%). 

NBJ: В чем ключевые отличия Н25 от уже ставшего привычным для участников банковского рынка норматива Н6 (максимальный размер риска на одного заемщика и группу связанных заемщиков)? 

М. САДОВАЯ: Во-первых, как я уже отметила, различается предельное числовое значение (20% и 25% соответственно). Правда, если Н6 всех связанных с банком физических и юридически лиц объеди­няет в одну группу, то норматив Н25 рассчитывается по каждому лицу, не составляющему группу связанных лиц (Н6 рассчитывался в отношении всех дочерних компаний банка, Н25 – по каждой дочерней компании, за исключением входящих в отдельную подгруппу). 

Во-вторых, изменились требования к критериям связанности – если раньше связанное лицо определялось в соответствии со статьями 105, 106 ГК РФ (т.е. норматив рассчитывался в отношении дочерних и зависимых компаний), то со вступлением в силу данного закона критерии связанности как для Н6, так и для Н25 определяются в соответствии с МСФО (для Н6 к тому же с учетом экономической связанности). Причем выявлять наличие таких связей предложено с использованием средств массовой информации – сети интернет, например. 

NBJ: В июле 2016 года председатель Банка России Эльвира Набиуллина заявила, что Н25 будет вводиться поступа­тельно. Что это означает на практике? 

М. САДОВАЯ: Норматив и его соблюдение начиная с 1 января 2017 года стали обязательными для всех. Имеется в виду, что в 2017–2018 годах Банк России введет пониженные коэффициенты в отношении требований к связанным с банком лицам, за исключением так называемых транспарентных активов, которые будут включаться в расчет с пониженным коэффициентом 20% до конца 2017 года и 50% – до конца 2018 года. Под транспарентными понимаются активы, возникшие в результате следующих типов сделок: сделок с юридическими лицами, входящими в «Перечень стратегических предприятий» или в «Перечень стратегических организаций»; сделок с организациями оборонно-­промышленного комплекса; сделок с лицами, имеющими рейтинг долгосрочной кредитоспособности, присвоенный как минимум одним из рейтинговых агентств по международной шкале на уровне не ниже «B»; сделок, обеспеченных поручительством (гарантией) юридических лиц, входящих в вышеупомянутые перечни; сделок с юридическими лицами, являющимися добросовестными налогоплательщиками. 

NBJ: Участники рынка говорят о сложном механизме расчета этого норматива. Этот вопрос действительно может стать камнем преткновения? 

М. САДОВАЯ: Проблема возникает не с расчетом Н25 – проблема с расчетом Н6, обусловленная тем, что изменились критерии связанности. Вступившие в силу изменения статей 64, 64.1 закона № 86-ФЗ в качестве критериев связанности ссылаются на стандарты МСФО (контроль и значительное влияние). Действовавшая до этого редакция предписывала связывать заемщиков в группы, если один из них является по отношению к другому основным или дочерним (или основным или зависимым) юридическим лицом. То есть в группы мы ранее объединяли дочерние и зависимые компании одного акционера.   

беседовал Иван Скогорев
Поделиться:
 

Возврат к списку