Аналитика и комментарии

26 декабря 2017

налоговый комплаенс: единое решение от РДТЕХ

С 2018 года Россия участвует в CRS (Common Reporting Standard) – глобальном стандарте, который подразумевает обмен налоговой информацией между странами. Для участников финансового рынка это означает дополнительный объем работ, связанных с идентификацией клиентов и выявлением среди них иностранных резидентов. Директор Центра банковских решений компании РДТЕХ Анна ДМИТРАКОВА в интервью NBJ рассказала о тонкостях внедрения стандарта CRS и о существующих практических решениях по облегчению этого бремени для финансовых организаций.

NBJ: Что необходимо учитывать при подготовке к CRS, как следует подготовиться к его внедрению? В чем заключаются различия между новым CRS и уже хорошо знакомым рынку FATCA?

А. ДМИТРАКОВА:
Существует множество различий между FATCA и CRS, и начинаются они с процесса идентификации. FATCA предполагает поиск признаков того, что клиент – налоговый резидент США. Речь идет о том, что это только одна страна, только один поисковый критерий – «США», требующий проверки. В случае с CRS необходима проверка клиента на налоговое резидентство в одной стране или более (на данный момент это 94 страны). Нужно иметь в виду,
что на выходе мы можем получить множественные совпадения с критериями CRS по нескольким странам для одного и того же клиента.

Еще одно отличие – в процессе классификации клиентов. Стандарт FATCA требует намного больше типов классификации, чем предусмотрено в CRS, и их определения варьируются для некоторых категорий клиентов, например, для финансовых институтов. Совпадения с критериями CRS не дают однозначного результата, только предположение, что это CRS-случай.  Специалист должен подтвердить результаты проверки для финального решения. Весь этот
процесс необходимо сделать доступным для последующего анализа.

Наконец, подготовка отчетности по CRS – это также непростая задача. В большинстве стран отчетность по FATCA – довольно простой процесс из-за незначительного числа клиентов и не самой высокой важности этой задачи для финансовых институтов и местных государственных органов. CRS – это более важная задача, например, в ситуации, когда клиенты банка живут и работают за границей. Местные налоговые органы намного более заинтересованы в CRS-результатах, чем в соответствующем отчете IRS (Налоговая служба США).

Государственные органы всегда интересуют два главных аспекта: возможные дополнительные налоговые поступления с иностранных счетов налоговых резидентов и дополнительные сведения о клиентах. Включение дополнительной информации в отчет – требование местных налоговых органов ряда стран. Помимо этого, финансовым институтам приходится сталкиваться с техническими проблемами по причине различных требований к отчетности (протокол, процедуры и формат), даже если используется одна и та же форма 8966 (общий формат отчетности между IRS и OECD – Организацией экономического сотрудничества и развития). Наконец, чтобы участники рынка не расслаблялись, есть еще один момент: обязательное содержимое отчетности различается в FATCA и CRS.

Описанное выше – это лишь малая толика проблем, с которыми сталкиваются организации. Если копнуть глубже, то обнаружится гораздо большее количество аспектов.

NBJ: Как вы думаете, насколько это серьезный вызов для банков?

А. ДМИТРАКОВА: Вызов достаточно серьезный, в особенности для крупных банков с большим числом клиентов-нерезидентов. Не так давно мы прорабатывали эту тему с несколькими крупными финансово-кредитными организациями и поняли, что задача по автоматизации гораздо серьезнее, нежели с FATCA. И то, как они ее реализуют, как тот или иной банк к этому подойдет, зависит от решения конкретной финансово-кредитной организации. Одни будут самостоятельно разрабатывать решения, другие наймут вендоров. Каким бы путем ни пошел банк, работа в соответствии с CRS в любом случае потребует ресурсных, временных и материальных затрат.

NBJ: Для подготовки отчетности банку необходимы две различные системы, или же существует возможность обеспечить выполнение требований и по FATCA, и по CRS в рамках одной системы
во избежание больших затрат и усложнения работы сотрудников?

А. ДМИТРАКОВА: Конечно, лучше всего покрыть требования и по FATCA, и по CRS единой системой. Именно такой продукт предлагает компания РДТЕХ. И здесь мы выступаем вместе с вендором – немецкой компанией FICO TONBELLER, которая этим занимается. Ряд европейских стран уже готовит и сдает такого рода отчетность. Решение под этот процесс уже создано и внедрено в нескольких десятках финансовых институтов Европы. Мы как партнеры компании FICO TONBELLER предлагаем российскому рынку уже обкатанное и апробированное на европейских рынках решение.

Это коробочный продукт, который устанавливается в банке и представляет собой  автоматизированную систему, позволяющую выполнить необходимый список задач.

NBJ: Как работает эта автоматизированная система?

А. ДМИТРАКОВА: Система работает следующим образом. Для начала проводится идентификация клиента. С физическими лицами это сделать проще, с юридическими – сложнее, потому что у них есть бенефициары, которых также нужно определять, и при этом каждый из них может быть в разных юрисдикциях. Соответственно, все это требует идентификации и учета. 

Различные признаки (рекомендованные в CRS, а также дополнительные признаки и документация по процессу идентификации) настраиваются в базовых правилах системы независимо от того, какая это страна. В начале работы с системой вы всего один раз определяете критерии для поиска CRS-соответствий, а затем лишь «соединяете» нужные страны с выбранным набором правил (например, можно установить единые правила для всех стран – участниц CRS). В процессе проверки каждый клиент единовременно проходит процедуру идентификации и в FATCA, и в CRS. Это необходимо для того, чтобы избежать разных результатов от двух различных решений.

Следует подчеркнуть, что процесс классификации в одной и другой системах имеет значительные различия. FATCA предполагает намного больше типов классификации (в том числе из-за процесса удержания налогов), CRS – меньше. Данный аспект легко урегулировать посредством использования различных бизнес-процессов для предполагаемых CRS-релевантных клиентов и обнаруженных признаков по FATCA. Важно также получить клиентоориентированный взгляд на все итоговые результаты как для CRS, так и для FATCA. Один и тот же клиент может быть гражданином США с различным налоговым резидентством.

Наконец, еще более сложная задача – подготовка отчетности. Отчетность готовится раз в год, и в ней должна быть отражена информация о счетах и транзакциях данного клиента за год. Необходимо понимать, что речь идет не только о классических транзакциях, но и об отношениях с различными финансовыми институтами, например, инвестиционными фондами, инвестиционными банками, о владении ценными бумагами и т.п.

Форма 8966 заполняется обязательными данными – как для FATCA, так и/или для CRS. Поэтому модуль отчетности должен гибко настраиваться и поддерживать три составляющие: форма, данные и определение шаблона, например, для контента. Процесс настройки довольно простой и не требует навыков программирования. Система пошагово проведет работающего с ней пользователя по всему процессу создания отчета. Помимо стандартной формы 8966, банк может использовать индивидуальную форму отчета для выполнения требований местного законодательства в части раскрытия клиентской информации.

NBJ: Итак, какой совет вы бы дали банкам, чтобы должным образом подготовиться к CRS?

А. ДМИТРАКОВА: Свыше 100 стран уже анонсировали свое участие в CRS. Когда изменения и вызовы неизбежны, нужно уметь постоянно к ним адаптироваться и быть гибкими. Следует убедиться, что внедрение любых изменений не повлияет на совокупную стоимость эксплуатации вашей системы. А это, в свою очередь, требует наличия возможности вносить изменения самостоятельно, без привлечения программистов, пусть и опираясь на советы экспертов.

Известно, что дьявол кроется в деталях. Так и с подготовкой к CRS: когда начинаешь разбираться в деталях, то понимаешь, насколько нетривиальна данная задача. РДТЕХ – ИT-компания, поэтому наша цель – помочь автоматизировать этот процесс. И мы предлагаем оптимальное решение, которое позволяет обеспечить все стадии процесса от идентификации клиента до мониторинга его операций или доходов по ценным бумагам и далее – отправку отчета в Федеральную налоговую службу.

Софья Мороз
Поделиться:
 

Возврат к списку