Аналитика и комментарии

25 декабря 2017

победа года – рекорд по инфляции

В ноябре 2016 года Центральный банк Российской Федерации провозгласил амбициозную цель. По итогам 2017 года инфляция не должна превысить 4% годовых. Многие считали, что это недостижимо за такой короткий временной период, особенно если учесть, что низких цифр годовой инфляции еще не было в экономической истории современной России. Последний раз подобные темпы роста цен были зафиксированы в 1988 году, когда они составляли 4–5%. Однако скептики были удивлены, когда ЦБ РФ смог достигнуть своей цели и по состоянию на середину ноября инфляция была зафиксирована на уровне ниже 3%.

ЧУДО, КОТОРОЕ ПРОИЗОШЛО

Учитывая, что отклонение инфляции вниз от прогноза во многом вызвано временными факторами, Банк России оценивает текущую ситуацию как сохранение инфляции вблизи 4%. Ожидается, что в первом полугодии 2018 года по мере исчерпания влияния временных факторов показатель несколько повысится, оставаясь вблизи 4%», – говорится в документе регулятора.

Напомним, что достичь таргета (ориентира) в 4% ЦБ РФ пытался, начиная с 2014 года, однако этому помешал вспыхнувший в конце того же года экономический кризис. В 2015 году инфляция составила 12,9%. В качестве следующей возможной даты достижения инфляционного четырехпроцентного таргета был назван 2016 год, но инфляция не сдалась и составила тогда 5,4%. Позднее представители ЦБ РФ скорректировали срок исполнения обещания – в течение 2017 года, что в целом регулятору удалось.

На руку экономике в данном случае, как отмечают эксперты, сыграл стабильно слабый  потребительский спрос, сдержавший рост цен. Также снизились и инфляционные ожидания, хотя, как подчеркивают представители ЦБ РФ, пока они все же остаются волатильными. Для России все происходящее удивительно, поскольку наша страна за 26 лет экономических реформ привыкла жить в условиях высоких темпов роста цен. Наверное, многие люди еще помнят, как в 1992 году данный показатель составил 2508,85%, что на 2348,44% превысило значение,зафиксированное в 1991 году, и на 1668,82% – инфляционный итог 1993 года. В те годы цены повышались на все виды продуктов, а национальная валюта обесценивалась по нескольку раз в течение дня. И тогда, как, впрочем, и в последующие годы, казалось, что для России было бы чудом, если бы инфляция хотя бы вошла в диапазон однозначных цифр.


ЧТО ХОРОШО?

Многие эксперты, в первую очередь правительственные, полагают, что низкая инфляция, установившаяся в России благодаря жесткой монетарной политике ЦБ РФ в совокупности с другими позитивными экономическими факторами, может стать хорошей основой для развития экономики. В такие периоды не только повышаются количество и объемы выдаваемых кредитов, но и стабилизируется национальная валюта. Все это стимулирует банки и предприятия более эффективно работать, поскольку у них появляется, с одной стороны, уверенность в завтрашнем дне, а с другой стороны, надежда на то, что получаемые ими доходы не будут обесцениваться,
как это бывает в периоды высокой инфляции.

Наиболее четко и системно вопрос, чем хороша и для российской экономики, и для граждан нашей страны низкая инфляция, осветила на выступлении на пленарном заседании Госдумы 24
ноября 2017 года председатель Банка России Эльвира Набиуллина. По ее словам, инфляция является одним из основных ориентиров для снижения или повышения ключевой ставки. Если темпы роста потребительских цен замедляются, то Центробанк может принять решение о снижении ставки. 

Только в этом году регулятор понижал ее пять раз – с 10% до 8,25%. Чем ниже ключевая ставка, тем выгоднее кредиты для населения и бизнеса, и следом за ЦБ РФ проценты по кредитам стали уменьшать и отечественные финансовые учреждения. Также глава ЦБ РФ отметила еще несколько важных пунктов:

1. Низкая инфляция – это необходимое условие благополучия населения. Большой рост цен не дает возможности планировать семейный бюджет, обесценивает доходы и сбережения. Сильнее всего инфляция бьет по уровню жизни людей с низкими доходами.

2. Положительный эффект от низкой инфляции – это улучшение условий ведения бизнеса и преимущества для эффективных проектов. Низкая инфляция дает возможность долгосроч-
ного планирования. Она стимулирует повышение предприятиями эффективности и не позволяет перекладывать высокие издержки в рост цен, в расходы граждан. То есть заставляет предприятия повышать производительность и снижать свои издержки.

3. Низкая инфляция способствует дедолларизации экономики и стабилизации валютного курса. Когда люди понимают, что инфляция под контролем, они не покупают валюту впрок, чтобы защититься от обесценения рубля, и не пытаются резко «перевернуться» в валюте в случае каких-то внешних шоков, если уверены, что инфляция останется невысокой. 

Рост экономики подпитывается от финансовых ресурсов. ЦБ РФ часто раньше критиковали и критикуют за то, что жесткость его политики мешает развитию кредитования и, следовательно, препятствует ускорению экономического роста. На самом деле развитию кредитования мешает не высокая ключевая ставка, а высокая инфляция. В 2011–2013 годах ключевая ставка была ниже, чем сейчас (5,5%), а ставки по кредитам для предприятий были даже выше. Сейчас они падают именно благодаря тому, что снижается инфляция. Здоровое кредитование, в первую очередь долгосрочное, инвестиционное, может развиваться только на базе низкой инфляции. 

С главой ЦБ РФ в данном вопросе согласны и руководители других правительственных ведомств. Так, например, министр экономического развития Максим Орешкин указал в одном из своих выступлений на то, что низкая инфляция является одним из условий начала длительного
положительного кредитного цикла. По его словам, снижение инфляции и процентных ставок будут подогревать инвестиционную активность в ближайшие годы. Глава Минфина Антон Силуанов отмечает, что именно инфляция не выше 5% годовых позволит привлечь в российскую экономику больше ресурсов и инвестиций.

В заявлениях правительственных чиновников, представляющих финансово-экономический блок, есть логика, считает экс-зампред ЦБ РФ, заведующий кафедрой фондовых рынков и финансо-
вого инжиниринга РАНХиГС Константин Корищенко. «Низкая инфляция действительно позволяет людям, особенно молодым, задуматься об улучшении своих жизненных условий, и это приво-
дит к росту кредитного спроса на жилье, автомашины, просто потребительские товары. Но уверенность в том, что кредиты взяты не напрасно и их можно будет вернуть без проблем, возникнет только тогда, когда, как показывает опыт, рост экономики будет стабильно превышать
3%», – указывает эксперт.

ЧТО НЕ ОЧЕНЬ ХОРОШО?

Впрочем, не все аналитики настроены оптимистично по поводу рекордно низкой инфляции. Некоторые эксперты не забывают упомянуть и об отрицательных последствиях этого явления.
Так, есть вероятность того, что низкая инфляция может серьезно повлиять на работу банков и иных финансовых учреждений, причем не в лучшую сторону. Например, понижение ключевой ставки снижает и ставки по вкладам. Если в разгар экономической неразберихи конца 2014–2015 годов можно было положить средства на вклад под 15% годовых, то сегодня средняя ставка по вкладам составляет 6,5–7%. Естественно, что в этих условиях клиенты теряют интерес к такому инструменту, как вклады.

«Низкая инфляция означает невысокую доходность по целому спектру инвестиционных инструментов, начиная от депозитов, на которых можно заработать не более 7% годовых, и заканчивая жилой недвижимостью, которая облагается приличным налогом и приносит всего 3-4% чистого дохода», – говорит генеральный директор компании «Лорес Консалтинг» Антон Полишкис.

«Если обратиться к документам ЦБ РФ, к заявлениям руководства банка, то мы не видим того, что можно назвать вариативностью сценариев. Мы можем сделать инфляцию выше и получить более существенный экономический рост, или, наоборот, мы должны сделать инфляцию еще ниже и тогда получим вот такие-то результаты. И меня, честно признаюсь, беспокоит, что мы так увлечены моделью инфляционного таргетирования как раз в тот момент, когда очень многие страны, в том числе и с развитой экономикой, ее пересматривают. Они говорят, что это не самый эффективный путь к возобновлению и поддержке высоких темпов экономического роста, но мы, похоже, не хотим их слышать», – со своей стороны, отмечает Константин Корищенко (РАНХиГС).

Иными словами, эксперты, признавая то, что низкая инфляция – совсем не плохое явление, отмечают, что нельзя опираться в экономической и финансовой политике только на нее. Инфляция, по их мнению, не самая большая проблема. Сырьевая модель экономики, санкции, неопределенность экономической политики, высокие налоги и низкий внутренний спрос несут в себе большие риски. Существует также опасность «надувания пузырей» в отдельных секторах экономики, что чревато риском появления нового кризиса.

Иван Скогорев
Поделиться:
 

Возврат к списку