Аналитика и комментарии

27 ноября 2017

криптовалюта – нечто неизведанное и привлекательное

Еще несколько лет назад биткоин считался относительно новым видом расчета, и к нему относились с недоверием, ведь он появился только в 2008–2009 годах в контексте очередного финансового кризиса. Именно в это время были совершены первые операции с помощью виртуальных денег, и многие эксперты были тогда уверены в том, что новой валюте потребуется 20 лет, чтобы прижиться. Биткоину, как новой технологии, понадобилось меньше времени, и это, как подчеркивают его создатели, объясняется в первую очередь удобством в совершении валютных операций. Но в то же время возникает целый ряд вопросов, прежде всего, как следует регулировать обращение криптовалют, и не при­ведет ли перевод их под государственный контроль к краху «криптовалютных пузырей». 
Кризис доверия, вера в новое, удобство или что-то еще?

В экспертном сообществе есть точка зрения, что популяризации биткоина способствует то, что происходит сейчас в мировой экономике и геополитике. Незалеченные раны, нанесенные последним экономическим кризисом, санкционные войны, когда страны ограничивают торговые и производственные возможности друг друга, внешние локальные столкновения – все это так или иначе отражается на позициях классических валют и на уровне доверия к ним со стороны инвесторов. На этом фоне биткоин и другие криптовалюты выглядят как привлекательная альтернатива. 

«Именно кризис классических мировых денег (их национальная государственная принадлежность) привел к появлению наднациональной криптовалюты. Популярность этих средств расчета, которые пока следует скорее называть не деньгами, а финансовым активом, состоит в их трансграничности, анонимности и отсутствии регуляторной нагрузки», – считает председатель Комитета Торгово-промышленной палаты (ТПП) России по финансовым рынкам и кредитным организациям, управляющий партнер Группы компаний «Аудит Груп» Владимир Гамза.

«Популярность современных крипто­валют, в частности биткоина как наиболее известной из таких валют, объясняется довольно просто. Срабатывает одновременно несколько факторов. Во-первых, пользователей привлекает простота осуществления платежей и переводов денежных средств с минимальными временными и процедурными затратами. Во-вторых, налицо возможность использования ИТ-гаджетов, которые обеспечивают доступность услуг в любое время практически в любой географической точке. В-третьих, для определенных кругов привлекательна бесконтрольность сделок со стороны официальных органов, и, забегая вперед, мы заметим, что здесь кроется одна из опасностей, связанная с распространением криптовалют. В-четвертых, сейчас криптовалюты (биткоин, прежде всего, или, например, эфириум) представляются выгодным инструментом инвестирования вследствие быстрого роста курса, что дополнительно подогревает спрос и взвинчивает котировки по отношению к традиционным валютам. И, наконец, не стоит сбрасывать со счетов рекламную шумиху. СМИ превозносят «достоинства» электронных денег и создают своего рода моду на использование криптовалют», – отмечает главный экономист Института фондового рынка и управления (ИФРУ), к.э.н. Михаил Беляев.

Что касается такого преимущественно психологического фактора, как кризис доверия к классическим денежным единицам, то Михаил Беляев призывает не переоценивать его. Об этом пока говорить преждевременно. По его словам, необходимо четко отличать традиционные деньги, которые только принимают электронную форму, что не меняет их экономической сущности, и собственно криптовалюты, которые создаются вне центральных банков и национальных экономик. 

«Ко второй категории в полной мере относится биткоин. Он, как и другие криптовалюты, базируется на доверии. Современные коммуникационные средства создают условия для небывалого расширения круга пользователей, например граждан, торговых точек (включая виртуальные), юридических лиц и др. Но от широты охвата экономическая суть не меняется. Криптовалюты, в отличие от традиционных денег, не имеют реальной экономической опоры. А фундамент в виде доверия весьма и весьма непрочен. При наступлении серьезных сложностей он имеет свойство разрушаться, превращая в руины и возведенное на нем здание. При этом никакие рассуждения о «безупречности формулы» тут совершенно неуместны. Криптовалюты относятся к области экономических знаний, а не математических», – уверен эксперт ИФРУ.

Иной точки зрения на происходящее придерживается аналитик инвестиционной компании EXANTE Виктор Аргонов. «В каком-то смысле биткоин и иные криптовалюты не признак кризиса классических денежных единиц, а его причина. Раньше у людей не было серьезных альтернатив национальным валютам, а теперь они появились. У национальных валют немало недостатков, и они были известны задолго до появления биткоина. Не случайно некоторые экономисты даже предлагали вернуться к золотому стандарту, чтобы обуздать произвол центробанков. Но биткоин стал чем-то по-настоящему новым, он сразу привлек к себе интерес идейных либертарианцев, анархистов и всех людей, желающих уменьшить роль государства в экономике. Потом к ним присоединились коммерческие инвесторы, увидевшие в биткоине потенциал роста, и получился эффект снежного кома», – рассуждает специалист. 

По его словам, «сначала в будущее биткоина поверили отдельные романтики, а потом их число стало таким большим, что эта вера распространилась и на прагматиков. Они массово влили в новую валюту свои средства, и вера начала становиться реальностью. Сейчас подавляющее большинство инвесторов в биткоин имеют именно коммерческий интерес, веря в его длительный рост», – резюмирует Виктор Аргонов.

Что мешает и настораживает? 

Что касается «сильных мира всего», т.е. глав центральных банков различных стран, руководителей ведущих мировых финансовых организаций, крупных инвесторов, то среди них явно пока не возобладала одна точка зрения насчет настоящего и будущего биткоина и иных криптовалют. Так, по мнению главы Сбербанка России Германа Грефа, «на сегодняшний день биткоин-трейдинг является больше игрой, но в ближайшем будущем криптовалюты полностью проникнут в нашу экономику и банковскую сферу». А вот всемирно известный инвестор Уоррен Баффет придерживается прямо противоположной точки зрения. По его словам, биткоин – это «пузырь». Свою позицию американский миллиардер объяснил просто: «Невозможно оценить биткоин, потому что он не является активом, производящим ценность». А раз так, то, по мнению Баффета, нет смысла рассуждать и о перспективах этого явления. 

Любопытна позиция руководства ЦБ РФ по данному вопросу. Банк России признает растущий интерес инвесторов к биткоину, но в то же время считает, что торопиться с легализацией криптовалют не стоит, поскольку механизмы использования подобных виртуальных денежных единиц слишком схожи со схемой создания финансовых пирамид. Учитывая это, ЦБ РФ придерживается мнения, что биткоин и аналогичные цифровые активы нельзя приравнивать к иностранным валютам. Что же касается Министерства финансов, то его глава Антон Силуанов в одном из своих выступлений назвал биткоин денежным суррогатом и заявил, что криптовалюта никогда не сможет заменить российский рубль. 

Рубль не сможет, соглашаются независимые эксперты. А вот заменить собой классические иностранные валюты биткоину вполне по силам. Так, бизнес-омбудсмен Борис Титов, например, выступает за то, чтобы биткоин фактически приравняли к доллару, евро, японской иене или другим иностранным вполне легальным денежным еди­ницам. «Если брать эти валюты, то мы имеем право обменивать их, хранить, расплачиваться ими за рубежом, но, когда речь идет об их использовании внутри России, то тут есть ограничения», – указывает Борис Титов. Точно так же, по его мнению, можно подходить и к регулированию биткоина. 

Достаточно полно и всесторонне высказался по теме криптовалют и президент России Владимир Путин. Он, в частности, отметил, что, регулируя обращение криптовалют, необходимо защитить интересы граждан и бизнеса, но не нагородить лишних барьеров. «Использование криптовалют влечет за собой серьезные риски, которые необходимо учитывать при их регулировании. Прежде всего, это возможность отмывания капитала, полученного преступным путем, уход от налогов, финансирование терроризма и, конечно, распространение мошеннических схем, жертвами которых могут стать рядовые граждане», – подчеркнул в одном из своих выступлений глава российского государства. Кроме того, Владимир Путин отметил, что криптовалюты выпускаются неограниченным кругом анонимных субъектов, что создает риск вовлечения их покупателей в противоправную деятельность, и к тому же такие криптовалюты ничем не обеспечены. «В случае сбоя системы или «надувания пузырей», как сейчас модно иногда говорить, по ним не будет юридически ответственного субъекта. Это такая серьезная вещь, которую мы должны иметь в виду, обсуждая эту тему», – пояснил свою точку зрения глава РФ.

Вопрос, кто стоит за биткоином и аналогичными валютами, а также какова его ответственность за результаты использования подобного фи­нансового актива, действительно является одним из ключевых. «Главная сущность денег (валюты) заключается в том, что они являются общепризнанной национальной и/или международной единицей измерения либо эквивалентом стоимости или ценности товаров, работ и услуг. В определенной степени криптовалюты можно рассматривать в качестве эквивалента стоимости точно так же, как и многие другие финансовые инструменты, например, акции, облигации, векселя и т.п. Однако деньги должны быть обеспечены, и именно с этим связана главная претензия к криптовалютам и необходимость их регулирования», – указывает Владимир Гамза (ТПП РФ).

«Если мы хотим, чтобы криптовалюта стала полноценными деньгами, то мы просто обязаны регулировать ее эмиссию, транзакции и обмен на национальные валюты. Сейчас криптовалюта представляет собой лишь международное электронное средство платежа с номиналом в условной денежной единице, заранее пред­оплаченное национальными электронными денежными средствами, с возможностью обмена на национальные деньги по рыночному курсу. Соответственно, собственной стабильной ценности у криптовалюты нет, поэтому она представляет собой электронный делимый переводной вексель (чек), удобный инструмент совершения международных платежных транзакций. И уже только поэтому функционирование криптовалюты необходимо регулировать», – уверен эксперт ТПП РФ.

 «Хотя криптовалюта существует уже довольно давно, до сих пор не до конца ясно, способна ли она стать достаточно надежной благодаря лишь техническим средствам защиты. Мошенничество и кражи в этой сфере нередки, и естественная реакция многих обманутых инвесторов проста – «зря я связался с этой нерегулируемой валютой, лучше бы по старинке полагался на силу государства». Но много и таких энтузиастов, которые не хотят никакого государственного вмешательства. Разве что, может быть, наказания раскрытых обманщиков, но только если это не потребует тотальной слежки за платежами», – подчеркивает Виктор Аргонов (EXANTE).

Пока, по словам эксперта, ни одному государству не удалось предложить по-настоящему хороших методов защиты биткоин-трейдеров. «Расклад такой: страны либо просто борются с криптовалютой, либо предпочитают лояльное отношение к ней. Например, в российском законодательстве есть явно недружественные положения относительно криптовалют, а в США недавно отказали в регистрации биткоин-ETF (биржевому инвестиционному фонду). Зато в Японии принят довольно дружественный акт по поводу криптовалюты. Каковы же результаты? Российские и американские инициативы почти не повлияли на популярность криптовалют, а японское нововведение привело к настоящему буму не только биткоина, но и десятков других криптовалют (альт­коинов). С учетом этого возникает вопрос, каким должно быть идеальное законодательство о криптовалютах? Ответить пока сложно, и вряд ли это можно сделать без изучения долгого опыта реального оборота криптовалют», – указал Виктор Аргонов (EXANTE).

Предположим, что регулирование введено, и что же дальше?

Это еще одна тема, которую сейчас активно обсуждают эксперты. Действительно, можно себе представить, что будет разработано некое над­национальное законодательство или свод национальных законодательств, регулирующих обращение и использование криптовалют. Как это может повлиять на популярность этих условно денежных единиц? Ведь многие эксперты отмечают, что популярны и биткоин, и прочие подобные валюты как раз в силу своей анонимности и отсутствия регулирования. 

«Регулирование позволит биткоину и другим криптовалютам стать реальной международной валютой с огромными преимуществами. Они превратятся в эффективное трансграничное электронное средство платежа, их можно будет использовать любым юридическим лицам, ими можно будет оплачивать товары и услуги в любой точке мира. При этом не будет требоваться их конвертация в национальную валюту», – перечисляет преимущества «легализации» биткоина и иных криптовалют Владимир Гамза (ТПП РФ). Впрочем, не все эксперты придерживаются такой точки зрения.
«Введение регулирования ослабит позиции биткоина в качестве инвестиционного инструмента, поскольку сейчас его популярность во многом базируется именно на бесконтрольности со стороны денежных властей. Падение спроса на него снизит темпы роста его котировок по отношению к другим (классическим) валютам. Не исключено, что падение спроса может спровоцировать даже удешевление биткоина, ведь его курс не имеет никакого экономического обоснования, а целиком и полностью зависит от соотношения спроса и предложения. В таких условиях возможен обвал, который завершится крахом криптовалюты, построенной исключительно на доверии», – полагает Михаил Беляев (ИФРУ). 

«Чем в более нерегулируемую и анархическую область вы зашли, тем больших рисков ожидайте. Это справедливо и при обычных наличных расчетах. Если вы зашли в темный угол, знайте, что ваш карман под угрозой», – резюмирует Виктор Аргонов (EXANTE).    

текст Иван Скогорев
Поделиться:
 

Возврат к списку