Аналитика и комментарии

27 ноября 2017

доля облачных услуг в России растет

В российских банках очень по-разному относятся к облачным технологиям. 

Одни финансово-кредитные организации используют их для решения задач, другие не допускают никакого выхода за пределы собственного периметра и предпочитают тотальный контроль над всем. И все же быстрое развитие технологий рано или поздно заставляет банки преодолевать свою консервативную природу и следовать новым трендам с тем, чтобы сохранять конкурентоспособность. 

Последние несколько лет многие финансово-кредитные организации активно оптимизируют свои ИТ-бюд­жеты и инфраструктуру. Как раз облачная модель в этом отношении обладает серьезным потенциалом. Возможно, именно по этой причине, согласно ряду исследований, облачные сервисы становятся более популярными. Например, по результатам исследования сегмента облачных технологий в России, которое было проведено компаниями SAP и Forrester Russia, отечественная сфера облаков будет расти быстрее, чем ИТ в целом, и к 2020 году ее объем составит 48 млрд руб. То есть при среднегодовом темпе в 21% рынок облаков вырастет в 3 раза по сравнению с 2015 годом. Это весьма серьезные показатели.

По данным исследования SAP и Forrester Russia, крупный бизнес максимально готов к использованию облачных услуг. В этом сегменте свыше 90% опрошенных знают про облачные услуги, в малом бизнесе – более 70%. При этом в крупном бизнесе 54,5% опрошенных пользуются одновременно облачными услугами из двух и более категорий, в среднем бизнесе – 50%, в малом – 43%.
Большинство респондентов ассоциируют облачные услуги с виртуальной инфраструктурой (IaaS), хотя сейчас наибольшую долю на рынке занимает модель SaaS (программное обеспечение как услуга) – 58,9%. По данным исследования, доля SaaS к 2020 году увеличится до 62,4%, а IaaS снизится до 32,3%.

По данным опроса, 68,6% крупного, 56,8% среднего и 59,7% малого бизнеса потенциально готовы использовать приложения для совместной работы по облачной модели.

«По мнению многих экспертов, только за последний год российская сфера облачных услуг показала рост 50%. Решения на базе облачных вычислений особенно выгодны для малого и среднего бизнеса, для которых достаточно дорого вкладываться в собственную ИT-инфраструктуру и впоследствии обслуживать ее», – подчеркивает руководитель отдела развития фронт-офисных информационных систем ипотечного банка «ДельтаКредит» Алексей Медведев.

В исследовании сказано, что банковский и финансовый секторы экономики имеют пока небольшой уровень принятия новых облачных услуг (16,7%).

Основными барьерами для использования облаков две трети опрошенных организаций по-прежнему считают вопросы о конфиден­циальности данных. Неготовность руководства предприятия к использованию облачных услуг отметил 41% опрошенных.

Для банков, в частности, главной причиной отказа от облаков является отсутствие еди­ных стандартов в области обеспечения безопасности облачных сервисов, аналогичных стандартам Банка России СТО БР ИББС. В результате сохранность используемых данных зависит от компании, предоставляющей такие услуги. Особенно эти опасения касаются хранения персональных данных согласно Федеральному закону № 152-ФЗ «О персональных данных». 

Закон накладывает еще одно серьезное ограничение. «В области финансовых услуг действует 152-ФЗ, регламентирующий хранение и обработку персональных данных, который предусматривает расположение центров обработки данных (ЦОД) на территории РФ. Это накладывает ограничения на развитие облачных вычислений в финансовой сфе­ре», – объясняет Алексей Медведев (ДельтаКредит).

Еще одним моментом, который сдерживает переход на облачные технологии, является цена облачной инфраструктуры, которая со временем становится ниже, но пока не достигла комфортной цифры, если речь идет о крупной финансовой организации, подчеркивает эксперт ипотечного банка «ДельтаКредит».

Банки используют облака во многих видах операций

И все же, несмотря на то, что удельный вес банковского и финансового секторов в облачной экономике пока невелик и в этой среде еще немало опасений по поводу хранения информации, банки в настоящее время гораздо больше готовы к использованию облачных решений, чем два-три года назад.

Согласно исследованию SAP и Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), в 2016 году затраты банков на облачную сферу удвоились с 5 до 10% ИT-бюджетов. 

Несмотря на то, что традиционно облачные технологии ассоциируются с такими публичными сервисами, как почта, хранилище данных или платформенные инфраструктуры, для почти трети (32%) экспертов облака  –это и бизнес-приложения.

В исследовании говорится, что российские банки используют облака во многих видах операций, в том числе в розничном банкинге, маркетинге и коммуникациях, корпоративном банкинге, управлении рисками и комплаенсе, управлении закупками. 

Вынос этих процессов в облака – это возможность сэкономить на создании и поддержании собственной ИT-инфраструктуры, а именно оборудовании, лицензиях, обслуживании и т.д. 

В последнее время наметилась также тенденция размещения в облаках фронтальных и CRM-решений, а также аналитических хранилищ без содержания персональных данных.

«Банки используют облачные вычисления для процессов, которые не связаны с персональными данными клиентов, – отмечает Алексей Медведев. – Например, в облачном сервисе можно разместить кредитный калькулятор или расчет процентов по депозитам и прочим инструментам продуктовой линейки».

По мнению руководителя отдела развития фронт-офисных информационных систем ипотечного банка «ДельтаКредит», переход банка на облачные технологии дает организации следующие преимущества. Во-первых, нет необходимости развертывания собственной ИT-инфраструктуры и по­купки оборудования, лицензирования, особен­но в тех ситуациях, когда неизвестен конечный результат внедрения того или иного продукта. Во-вторых, появляется гибкость при масштабировании, если потребуется быстро увеличить или уменьшить серверные ресурсы. Наконец, всегда есть выбор между арендой, а именно платформой как услугой (Platform as a Service, PaaS), либо инфраструктурой как сервисом (Infrastructure asa Service, IaaS).

По мнению Алексея Медведева, от облачных технологий и поставщиков данных услуг хотелось бы получить повышенную скорость пропускного канала. «Задержки – это не то, что нужно конечному пользователю», – подчеркивает эксперт.    

 

Борис Стуруа, 
менеджер по работе с клиентами финансового сектора группы «Борлас»

 

Согласно исследованию компании Forrester Russia, рост использования облаков финансовыми компаниями составил за два года (с 2014 до 2016 ) более 50 %. Основной причиной выбора в пользу облачных сервисов считается замена капитальных расходов на ИТ на операционные, причем иногда с очевидной финансовой выгодой. Например, оплата техподдержки системы управления базами данных за три года может оказаться дороже нового четырехлетнего облачного контракта. Это характерно для бизнес-приложений, прикладного банковского ПО вплоть до автоматизированной банковской системы. Такие задачи, как тестирование и разработка ПО, также прекрасно «укладываются» в облака. И наконец, есть непрофильные сервисы, требующие построения специализированной инфраструктуры: получение ключей шифрования, системы распределенной работы с документами, их печать и многое другое. Преимущества облачной модели в этих сферах определенно дают зеленый свет их широкому распространению.

Но есть и определенные ограничения и барьеры в нашей стране в силу требований финансового регулятора и закона о персональных данных. Однако уже известны алгоритмы их преодоления, появились опыт и кейсы использования ресурсов публичного облака для размещения критически важных приложений в финансовой и других отраслях. Есть интересные предложения на рынке. Например, Oracle Cloud at Customer – облачный сервис, но при этом сервер облака Oracle размещается в вашем центре обработки данных за вашим файерволом со всеми вытекающими преимуществами. В целом движение в сторону облачных услуг необратимо в силу наличия объективных выгод.

Поделиться:
 

Возврат к списку