Аналитика и комментарии

27 ноября 2017

блокчейном единым

В последнее время все чаще на мероприятиях и в СМИ обсуждается применение технологии блокчейн в российском бизнесе. В первую очередь в банковском. При этом сами банки, хоть и реализуют уже пилотные проекты, связанные с использованием данной технологии, массово внедрять ее пока не готовы. Почему?

Дело в том, что, несмотря на явные плюсы блокчейна – такие, как более высокая надежность хранения и передачи данных, достигающаяся за счет децентрализации и применения криптографии, само применение этой технологии вызывает множество вопросов. В первую очередь юридических.

Например, в России использование цифровой верификации регулируется Федеральным законом «Об электронной подписи», где, в частности, про­пи­саны и разрешенные криптографические алгоритмы, которые сертифицированы ФСБ. Но в блокчейне общепризнанных мировых систем (Ethereum, Waves и пр.) применяются другие алгоритмы, и сразу встает вопрос о легитимности их использования в такой строго регулируемой отрасли, как банковская. Есть и технические трудности «состыковки» информационных банковских систем с новыми технологиями.

Тем не менее, крупные российские банки уже апробируют блокчейн в проектах, связанных с работой со множеством не доверяющих друг другу субъектов – например, с аккредитивами, факторингом, кредитными историями и др. И интерес к технологии стремительно растет.

Что необходимо для создания условий, при которых новые технологии массово войдут в повседневную банковскую жизнь?

В первую очередь, разумное правовое регулирование – от принятия необходимых законов (или поправок в действующие нормативные акты) до судебной практики, которая определит реальное применение технологий и принципы разрешения споров.

Тут возникает дополнительная проблема, связанная с недостаточной квалификацией судебных институтов, а также фактическим отсутствием признанных квалифицированных экспертов в данной области. И взяться им, по сути, неоткуда – блокчейн как прикладная технология появился сравнительно недавно и еще не успел создать вокруг себя стандарты, в том числе и экспертизы. Большая часть тех, кто называет себя «экспертами», к сожалению, мало что понимает и в технологии, и в ее применении. Например, я сталкивался с оппонентами, которых представляли как экспертов по майнингу, но они не могли не только объяснить, что такое майнинг, но и ответить на элементарные вопросы по блокчейну. Не говоря уже о полном непонимании экономических процессов в этой отрасли.

Даже в Экспертном совете по цифровой экономике Государственной Думы РФ, членом рабочей группы которого я являюсь, зачастую обсуждают вопросы регулирования криптовалют и возможности проведения российскими компаниями ICO, забывая о том, что блокчейн как технология имеет гораздо больше перспектив для применения в бизнесе. Именно решая прикладные задачи, добавляя ценность и снижая издержки бизнеса – в логистике, управлении, маркетинге и финансах.

Однако для инвесторов сейчас как раз самый привлекательный период – ведь, правильно вложившись в команды, которые разрабатывают и реализуют прикладные решения с применением блокчейна как технологии, можно снять сливки в тот момент, когда технология получит массовое применение, а ждать этого не так уж и долго. При этом капитализация рынка технологических проектов на блокчейне не сравнима со сферой криптовалюты – она на порядки больше.

Так что можно сделать однозначный вывод: хотя сейчас пилотные проекты реализуются крупными банками и зачастую больше в маркетинговых целях, через несколько лет мы все, в том числе в банковской отрасли, будем пользоваться продуктами, построенными на новых технологиях, дающих ту ценность пользователю, которая, возможно, будет способствовать возобновлению интереса к банковскому сектору в целом.    

Поделиться:
 

Возврат к списку