Аналитика и комментарии

31 октября 2017

точки роста банковской системы

Банки находятся в постоянном поиске магистральных направлений развития своего бизнеса, привлекательность которого в последние годы снижается, поскольку риски постоянно растут, а прибыльность неизменно падает. Сложная экономическая ситуация, ужесточение надзора и регулирования и некоторые другие факторы стимулируют банки сосредоточиться на повышении уровня рентабельности с помощью сокращения издержек, а также на развитии цифрового банкинга.

Риски кредитования

В настоящее время в российском банковском секторе, по мнению экспертов, не закончился процесс посткризисного восстановления и расчистки балансовых счетов. Хотя по итогам 2016 и первой половины 2017 года совокупная прибыльность российского банковского сектора существенно возросла, подавляющая часть (более 80%) прироста приходится на крупнейшие банки с государственным участием в капитале. Низкий и неустойчивый экономический рост (по данным Росстата, за первое полугодие 2017 года – 1,5%) происходит на фоне снижения чистой прибыли нефинансового корпоративного сектора и уменьшения реальных доходов населения, отмечает доцент кафедры экономической теории факультета государственного управления МГУ Валентина Кузнецова.

По сравнению с первым полугодием 2016 года сокращение чистой прибыли нефинансового корпоративного сектора составило 605,7 млрд рублей, или 11%. По данным Росстата, в первом полугодии 2017 года деятельность 14,8 тыс. нефинансовых организаций (31,5%) была убыточной. Хотя, по оценкам Аналитического Кредитного Рейтингового Агентства (АКРА), пик накопления просроченной задолженности в российской банковской системе был пройден в 2016 году, данные Росстата свидетельствуют, что просроченная кредиторская задолженность организаций пока продолжает расти, хотя и более медленными темпами, чем в предыдущие два года. Так, согласно информации Росстата, в мае 2017 года она выросла на 5% по сравнению с апрелем. При этом прирост просроченной кредиторской задолженности в основном сосредоточен в трех агрегированных группах экономической деятельности: обрабатывающие производства – 39,7% (из них 22,6% приходится на производство нефтепродуктов); обеспечение электрической энергией, газом и паром – 19,6%; оптовая и розничная торговля – 17,9% (оптовая торговля – 17,5%).

Приведенные данные подтверждают, что для банков кредитование предприятий отраслей, в которых продолжается накопление просроченной кредиторской задолженности, сопряжено с серьезными рисками, отмечает эксперт МГУ. Поэтому финансово-кредитные организации, у которых недостаточно диверсифицированы клиентская база и корпоративный кредитный портфель, скорее всего, столкнутся с ростом проблемных активов. Этот процесс может усиливать реализация убытков по ранее пролонгированным и реструктурированным кредитам. В настоящее время корпоративное кредитование развивается фрагментарно и нестабильно.

Валентина Кузнецова отмечает, что после двухлетнего перерыва банки опять начали вести агрессивную игру на рынке кредитования населения. В этой сфере они начали предлагать несколько относительно новых продуктов. Во-первых, это кредиты новым когортам заемщиков, например студентам, которых изначально можно относить к высокорисковым группам получателей займа. Во-вторых, это расширенные программы лояльности при безналичных расчетах посредством банковских карт. Это также крайне рискованный вид деятельности, особенно если учитывать рост кредиторской задолженности у торговых предприятий. В-третьих, это ипотечные кредиты по сниженным ставкам. Этот вид кредитования является рискованным в текущих условиях, когда снижаются цены на жилье, растет доля убыточных строительных компаний, а реальные доходы населения остаются в отрицательной зоне.

В краткосрочной перспективе такая политика способна вызывать экономический рост, но уже через какое-то время спровоцировать серьезные проблемы в экономике.

«Как показывает исторический опыт, ужесточение финансового регулирования часто выступало катализатором серьезных технологических трансформаций банковского сектора. Не стала исключением и текущая ситуация, – подчеркивает Валентина Кузнецова. – Усилия финансовых институтов по развитию технологий распределенного реестра (блокчейн) могут привести к революционным изменениям во многих сферах финансового посредничества и функционирования платежно-расчетных систем».

В целом как в традиционном банковском посредничестве, так и в инновационных сферах быстро формируется тенденция к концентрации бизнеса, делится своими наблюдениями эксперт МГУ. Уже сейчас, по оценкам Совета финансовой стабильности, на глобальном и национальном уровнях в банковских системах усиливается доминирование крупнейших банков. Применение новейших цифровых технологий хотя на первый взгляд и делает ряд операций более транспарентными, снижает отдельные риски концентрации и операционные издержки, на практике может привести к централизации управления. Например, контроль над компаниями-сторожами (gate keepers) или компаниями, являющимися держателями кошельков.

Дисбаланс развития

В целом в российской банковской системе пока есть значительный перекос в сторону обслуживания корпоративных клиентов за счет представителей розницы, а также малого и среднего бизнеса, считает исполняющий обязанности директора по стратегии Промсвязьбанка Сергей Наркевич, аргументируя свою точку зрения статистической информацией (см. рис. 1). Речь идет о том, что, во-первых, в области кредитования юридических лиц российские банки уже сейчас опережают страны Восточной Европы и лишь немного отстают от экономик Западной Европы, что во многом связано как с низким уровнем развития альтернативных источников финансирования бизнеса, так и с санкционным давлением. Во-вторых, по привлечению средств от юридических лиц российский рынок опережает многие страны Европы. В-третьих, в сегменте розничного кредитования он в 2–5 раз отстает от европейских стран. Наконец, привлечение депозитов населения у нас находится примерно на уровне стран Восточной Европы, но оно как минимум в два раза ниже, чем в Западной Европе.

Таким образом, динамика развития сегментов российского банковского рынка во многом определяется его текущей структурой и дисбалансами развития.

Обслуживание малого и среднего бизнеса будет двигаться как в направлении развития кредитования, так и в область обеспечения расчетно-кассового обслуживания, считает эксперт Промсвязьбанка. При этом транзакционные услуги будут играть ключевую роль из-за специфики работы малых предприятий. Речь идет о том, что, как правило, масштабные долголетние инвестиционные кредиты не требуются, а скорость и качество расчетов критически важны для успешности бизнеса.

Обслуживание розничных клиентов продолжит расти практически во всех сегментах, считает Сергей Наркевич. Так, ипотека останется ключевым сегментом и в связи с продолжением роста спроса на жилье со стороны молодых людей в возрасте от 25 до 35 лет, создающих семьи и нуждающихся в отдельной жилплощади, и в связи со стабилизацией на финансовом рынке и снижением долгосрочных процентных ставок.

Автокредитование и потребительское кредитование будут расти по мере отхода населения от сберегательной модели поведения, оставаясь наиболее прибыльным сегментом бизнеса.

По мнению Сергея Наркевича, привлечение вкладов населения будет увеличиваться в условиях отсутствия нормальных альтернатив банковским вкладам для хранения сбережений и работающей системы страхования вкладов, однако регулятор вряд ли позволит банкам увеличивать портфели розничных депозитов быстрыми темпами.

Если говорить о количественном росте банковского сектора, то по-прежнему банки будут делать упор на кредитные продукты, считает генеральный директор ПАО «ВОЛГА Капитал» Станислав Машагин: «Драйверами роста для сферы кредитования физических лиц останутся ипотека и потребительские кредиты. На рынке юридических лиц отыскать точки роста не так просто, потому что ситуация зависит от состояния дел в конкретной отрасли экономики». При этом можно отметить, что актуальными становятся проектное финансирование и корпоративные облигации, а также сложные финансовые инструменты.

По мнению эксперта, качественный рост банковской системы может происходить за счет внедрения в бизнес-процессы и общения с клиентом с помощью цифровых решений. Это позволит конкурировать с финтехом и соответствовать растущим запросам клиентов к комфорту и безопасности как коммуникаций с финансовым учреждением, так и транзакций.

Развитие «без фанатизма»

Отвечая на вопрос о точках роста российской банковской системы, стоит исходить из двух основополагающих факторов, считает управляющий Санкт-Петербургским фили­алом Росгосстрах Банка Елена Веревочкина. Первый за­клю­­чается в том, что банковская система, по сути своей, представляет собой посредника между субъектами экономики. Второй – она является кровеносной системой экономики и не может оцениваться отдельно без привязки к экономическому положению в стране. Рассматривая ситуацию в среднесрочной ретроспективе, нельзя не отметить ряд положительных изменений, говорит эксперт Росгосстрах Банка: «Вторая половина 2014 и 2015 год были кризисными, 2016 и вторая половина 2017 года стали периодом стабилизации и восстановления банковской системы. И, несмотря на некоторые потрясения, она сейчас играет в экономике более важную роль, чем даже десять лет назад. Сегодня мы видим, что все меньше банков становятся убыточными, увеличивается рост прибыли по системе в целом. Восстанавливается средняя рентабельность банковского капитала и активов. Логично было бы продолжить, что в этом году должен начаться новый кредитный цикл. Однако пока мы этого не видим, и цифры этого не подтверждают. Но с учетом смягчения денежно-кредитной политики Банка России и снижения ключевой ставки ситуация будет постепенно меняться. Уже сейчас есть некоторое оживление кредитования. За последние годы кредитование граждан, а также малого и среднего бизнеса снизилось в общем кредитном портфеле банков, а в нефинансовом и финансовом секторах оно осталось на том же уровне. Соответственно, говоря о точках роста, можно смело ожидать увеличения кредитования граждан, включая ипотеку, т.к. граждане сбросили с себя значительную часть долговой нагрузки за последние три года и готовы принимать новый долг. Также стоит ждать кредитования малого и среднего бизнеса при соответствующей поддержке государства».

Нет никаких оснований предполагать, что банки сейчас будут делать какие-либо резкие движения, считает Елена Веревочкина. Они продолжат следовать запланированной стратегии развития, например, развивать кредитование, но «без фанатизма» и в меру возможностей собственного капитала и ситуации на рынке.

По мнению эксперта Росгосстрах Банка, основным глобальным трендом развития является диджитализация и технологизация продуктов и услуг банков, что требует достаточно больших финансовых ресурсов и времени.

В среднесрочной перспективе бан­ки будут нацелены на улучшение клиентского сервиса. Усилится конкуренция за добросовестных и платежеспособных клиентов, которых банки будут при­влекать лучшими условиями и новыми продуктами. Активно будет развиваться цифровой банкинг. Это будут онлайн-каналы обслуживания клиентов и взаимодействия с ними – интернет-банки, мобильные банки, внедрение всевозможных сер­висных функций, таких как онлайн-чаты с сотрудниками банков, привязка карт сторонних банков к текущему счету, авторизация по отпечатку пальца, оплата на кассах с помощью телефона, распознавание лиц для авторизации и оплаты и прочее, отмечает Елена Веревочкина. Также усилия будут направлены на обновление и модернизацию механизмов самообслуживания, совершенствование процедур открытия и закрытия счетов, развитие систем рисковой оценки клиентов и прочее.

Big Data, биометрия и бесконтактные платежи

По мнению исполняющего обязанности директора по стратегии Пром­связьбанка Сергея Наркевича, можно выделить несколько ключевых качественных направлений, кото­рые, вероятнее всего, будут определять развитие банковского сектора в ближайшие годы.

Во-первых, использование технологий Big Data должно позволить банкам эффективно работать с базами клиентов, увеличивая результативность кросс-продаж. Критически важными результатами внедрения будут существенное обогащение аналитической информации о клиентах, их интересах и потребностях, а также снижение затрат на выстраивание маркетинговых кампаний. При успешном сочетании Big Data и концепции жизненного цикла клиента банки могут получить совершенно новую стратегию работы с ним. Они смогут избежать излишних назойливых маркетинговых акций и сконцентрироваться на выработке предложений, востребованных клиентами именно в те моменты, когда они наиболее нужны.

Во-вторых, биометрия будет все больше входить в нашу жизнь. Многие изменения уже произошли. Идентификацией по голосу или отпечатку пальца сейчас удивишь далеко не всех. В ближайшее время, вероятнее всего, активно будет внедряться идентификация по сетчатке глаза и 3D-распознавание лица. В данном случае, как, впрочем, и при внедрении многих других технологических новинок, основным популяризатором должна стать компания Apple. Однако через несколько лет есть основания ожидать и более экзотических вариантов использования биометрических данных, таких как считывание венозного рисунка, тепловая диаграмма лица, анализ текстуры кожи. По мере роста использования биометрия будет все больше набирать обороты, ведь она намного практичнее и безопаснее, чем существующая альтернатива в виде паролей из букв и цифр, каждый восьмой из которых, по некоторым исследованиям, представляет собой набор «123456».

Помимо прочего, продолжат развиваться бесконтактные платежи с помощью мобильного телефона или других устройств. Уже сейчас российские банки активно внедряют сервисы Apple Pay и Samsung Pay. По мере роста пользователей этих услуг включится так называемый «сетевой эффект», когда полезность услуги для пользователя увеличивается, если растет число ее потребителей. Это будет создавать позитивную цепную реакцию, повышая заинтересованность в этих сервисах как банков и торговых точек, так и розничных клиентов, считает эксперт Промсвязьбанка.

Проблемы роста

Существует целый ряд факторов, которые мешают активному росту банковской системы. Основные проблемы давно известны, говорит Сергей Наркевич. Это неравноправная конкуренция, неразвитый рынок финансовых инструментов, отсутствие сформировавшихся источников долгосрочных пассивов, нарастание регуляторного давления. «Тем не менее нужно избегать скоропалительных действий, – предостерегает эксперт Промсвязьбанка. – Решение указанных проблем ни в коем случае невозможно без сбалансированной долгосрочной стратегии развития банковского сектора, которая бы учитывала мнение банковского сообщества».

Одним из основных факторов, препятствующих росту банковской системы, остается высокий уровень процентных ставок по кредитам, поскольку они ограничивают экономический рост, считает младший директор по банковским рейтингам компании «Эксперт РА» Людмила Кожекина.

«Главный стоп-фактор – это бюджеты, – уверен эксперт банка «ДельтаКредит» Игорь Дмитриев. – Разработка сложных систем с нуля требует много человеческих, временных и денежных ресурсов». Вторым фактором он, как это ни парадоксально, называет некоторые запросы клиентов. Вместе с теми, кому нужна финансовая экосистема и использование диджитал-каналов, являющихся катализатором рынка, по-прежнему много консервативных клиентов, осторожно относящихся к изменениям и предпочитающих классическое банковское обслуживание. Чем больше у банка таких консервативных потребителей финансовых услуг, тем больше срок окупаемости проекта.

Елена Веревочкина (Росгосстрах Банк) называет достаточно низкий потребительский спрос и снижение реальных доходов граждан среди факторов, препятствующих росту банковской системы. «Граждане упорно демонстрируют сберегательное поведение, предпочитая накапливать средства на депозитных счетах, несмотря на рекордно низкие ставки по вкладам. При этом депозитный портфель физических лиц достиг максимально рекордной отметки в 25 трлн рублей. И даже снижение ставок по кредитам, к примеру, до рекордно низких в случае с ипотекой не обеспечивает достаточного уровня развития кредитования».

Это говорит об очень высокой степени зависимости банковского сектора от конъюнктуры экономики и фазы экономического развития, считает эксперт Росгосстрах Банка. Как следствие, сохраняется кредитный риск вкупе с ужесточением требований регулятора. Это означает, что рост кредитного портфеля у многих банков будет ограничен слабым запасом основного капитала на фоне ужесточения подхода Банка России к резервированию ссуд и скрытых в реструктуризациях проблемных кредитов крупному бизнесу.

«Главной проблемой сегодня является не дефицит денег, а нехватка надежных заемщиков и хорошо обоснованных проектов, – подчеркивает Елена Веревочкина. – Также стоит отметить, что в системе по-прежнему сохраняется высокий процент «плохих» активов».

По мнению Станислава Машагина (ВОЛГА Капитал), среди факторов, сдерживающих рост банковской системы, следует прежде всего отметить общую экономическую ситуацию, нехватку ликвидности и низкую финансовую грамотность клиентов. «Когда экономике нездоровится, мало новых проектов, требующих кредитования, спрос на кредитные продукты падает, население и компании предпочитают инвестиционному и потребительскому поведению сберегательную стратегию. Низкая финансовая грамотность ограничивает круг потребностей клиентов, им часто непонятны новые продукты и возможности».

Делать прогнозы относительно развития отдельных сегментов банковского бизнеса в будущем достаточно сложно, говорит генеральный директор ПАО «ВОЛГА Капитал»: «Началась эпоха перемен, которые идут очень быстро, и будущее скрыто «туманом неопределенности». Слишком много различных факторов, влияние которых сложно просчитать. Один случай с «ФК Открытие» чего стоит».    

Поделиться:
 

Возврат к списку