Аналитика и комментарии

31 октября 2017

состоялся 9-й Международный ПЛАС-Форум

В Москве 4–5 октября прошел 9-й Международный ПЛАС-Форум «Банковское самообслуживание, ретейл и НДО 2017». Это крупнейшее мероприятие платежного сектора в России и странах ближнего зарубежья, посвященное современному состоянию и перспективам развития наличного денежного обращения (НДО), банкинга и платежной индустрии в России и других странах мира.

В этом году основной акцент Форума был сделан на самом актуальном вопросе, который в настоящее время стоит перед банковским сообществом. Речь о том, что ждет НДО в среднесрочной перспективе – снижение объемов операций с наличными или их сохранение на прежнем уровне, а возможно, и определенный рост, отмечаемый в последние годы в различных странах. Немаловажно было также понять, как данные тенденции уживаются с роботизацией, диджитализацией, криптовалютами и дальнейшим сокращением сети отделений.

Новые требования к банкнотам

Приветственным словом Форум открыл директор научно-исследовательского института – филиала АО «Гознак» Георгий Корнилов: «Мы все стремимся к тому, чтобы сделать платежи эффективнее и комфортнее. Чем меньше люди будут задумываться о том, как производить оплату, тем лучше будет выполнена наша работа».

По словам Георгия Корнилова, с начала 2017 года в обращении в России числится 6 млрд экземпляров банкнот. На протяжении нескольких лет их количество сократилось на 100–150 млн экземпляров. При этом сумма в общем объеме банкнот растет, но не за счет роста количества купюр, а в результате того, что люди стали использовать более высокие номиналы.

Доля безналичных платежей в России к концу 2017 года достигнет 35%, что свидетельствует об активном развитии электронных платежей в нашей стране.

В странах Европы ситуация выглядит иначе. Так, количество купюр с 2002 по 2017 год увеличилось до 8 млрд.

При этом больше всего банкнот на человека приходится в Японии – 129 купюр, несмотря на высокий уровень развития цифровых платежей в этой стране. Меньше всего в Турции – 23 банкноты. В России этот показатель составляет 42 купюры.

«Современные банкноты успешно решают свои задачи. Они безопасно передают стоимость, однако не могут полноценно обслуживать современные бизнес-модели, в первую очередь дистанционные платежи», – заявил Георгий Корнилов. Он обозначил новые требования к банкнотам, которые необходимы для того, чтобы купюры оставались востребованными в современных условиях развития платежной сферы. Среди них публичные защитные признаки, долговечность, машиночитаемость, онлайн-верификация, проверка при помощи мобильных устройств, стабильное качество (единообразие), система защиты от кражи, отслеживаемость, генерация данных.

Для повышения защиты и оптимизации обращения банкнот Гознак предложил несколько решений. Во-первых, использование грязестойких субстратов, повышающих долговечность банкнот и обеспечивающих их необходимое качество. Во-вторых, разработку новых публичных и машиночитаемых признаков. В-третьих, систему поэкземплярной сортировки для обеспечения качества. В-четвертых, передачу данных о серийных номерах производимых банкнот. В-пятых, использование укрупненной упаковки для монет с целью удобства транспортировки и обработки. Наконец, разработку мобильных приложений по определению подлинности.

«Будущие банкноты будут более инновационными, поддерживающими системы автоматической идентификации и обработки. Современные технологии позволяют существенно улучшить эксплуатационные характеристики банкнот, делая их более устойчивыми к загрязнению и технологичными при обработке. Технологии считывания и распознавания серийных номеров на различных этапах НДО могут дать Центральному банку новые данные о банкнотах в обращении. Нынешнее количество купюр в обращении останется на сегодняшнем уровне в обозримой перспективе», – резюмировал Георгий Корнилов.

Сбербанк создаст экосистему денежного обращения

Об этом заявил заместитель председателя правления Сбербанка Станислав Кузнецов на Международном ПЛАС-Форуме «Банковское самообслуживание, ретейл и НДО».

Сбербанк создает новую коллективную бизнес-модель в области денежного обращения. Это экосистема, в которой представители финансовых организаций будут дополнять друг друга в целях решения проблемы клиента.

«Сейчас для организации работы с наличными клиент должен построить процесс из множества разрозненных сервисов, – отметил заместитель председателя правления Сбербанка Станислав Кузнецов. – Мы видим решение в создании экосистемы, где скоординированные действия и синергия участников рынка предлагают клиенту решение, которое максимально избавит его от хлопот с наличностью».

Участники экосистемы за счет использования инфраструктуры партнеров получат возможность развивать свой бизнес в локациях, которые раньше были им недоступны, минимизируют затраты на привлечение большего числа пользователей и на разработку новых технологий.

Клиенты благодаря экосистеме смогут избавиться от дорогих непрофильных функций, получить услугу под ключ и сосредоточиться на развитии своих услуг, а не на организации операционного процесса с наличностью.

Центральным звеном экосистемы станет маркетплейс. Это электронная площадка, где поставщики и покупатели находят друг друга и организуют взаимодействие между собой.

«Мы хотим создать технологическую платформу, некий маркетплейс. Эта платформа позволит техническими средствами объединить все процессы на пути движения денег. К ней могли бы присоединиться участники всего процесса денежного обращения, даже клиенты, малый и средний бизнес и т.д.», – отметил Станислав Кузнецов.

НАФИ: 108 миллионов россиян используют наличные

Директор по исследованию цифровой экономики аналитического центра НАФИ Кирилл Смирнов озвучил необычные данные, полученные при исследовании оборота наличности в «безналичных экономиках» стран мира. 

Во всех странах наличные деньги находятся на первом месте, обгоняя отдельно взятые дебетовые и кредитные карты. В среднем в мире доля оборота наличности составляет 50%.

В Канаде, самой развитой цифровой стране, этот показатель равен 30%. Наибольшая доля оборота наличности зафиксирована в Германии – 80%. Центробанк Швеции заявил о том, что нацелен не на развитие цифровых платежей и сокращение наличности, а в первую очередь на эффективность и удобство расчетных процессов. И если потребителям нужны наличные деньги, то, значит, нужно снижать расходы на их обращение.

До 90% респондентов в передовых странах цифровой экономики оказались не готовы навсегда и полностью отказаться от наличности. Эксперты НАФИ считают, что безналичное будущее никогда не наступит. Всегда будут люди и какие-то типы транзакций, которым требуется наличность.

В России наличные деньги необходимы 70% населения, это 108 млн человек. Преимущественно к ним относятся люди старшего поколения, жители малых городов и отдаленных регионов. При этом юг России является самой консервативной частью страны по отношению к наличности.

«Если с 2015 года НАФИ наблюдал уменьшение наличных расчетов и рост безналичных платежей, то в 2017 году сокращение наличности замедлилось. Рано или поздно в России наступит предел снижения наличности, и этот порог будет выше, чем в странах с развитой цифровой экономикой», – резюмировал Кирилл Смирнов.

Как поднять финансовую доступность для людей с инвалидностью

Начальник отдела методологии и анализа рисков финансовой доступности Банка России Юрий Божор рассказал о финансовой доступности для людей с инвалидностью. 

«Более 40% населения планеты имеет доступ к интернету, и каждый день в сеть выходят новые пользователи. Среди беднейших 20% домохозяйств мобильный телефон почти у каждых 7 из 10. Число самых бедных домохозяйств, располагающих мобильным телефоном, выше, чем имеющих доступ к чистой питьевой воде. Мы должны воспользоваться этими стремительными технологическими переменами, чтобы улучшить финансовую доступность для людей с инвалидностью», – сказал Юрий Божор.

Эксперт добавил, что барьеры на пути к получению банковских услуг имеют не только люди с инвалидностью, но и пожилые, а также малограмотная часть населения. Всего для них существует пять барьеров. Это доступ, интерфейс, отношение, грамотность, стоимость.

По словам представителя Банка России, необходимо определить, какие услуги могут быть предоставлены в офисе, а какие дистанционно, причем без потери качества и уровня безопасности финансовых операций. Также нужно развивать удаленную идентификацию, удаленный доступ к счетам и услугам, посещение банковскими сотрудниками клиентов на дому, мобильные офисы. 
Наряду с этим нужно уделить внимание интерфейсу дистанционного банковского обслуживания (ДБО). Необходимо адаптировать ДБО для совместного использования с распространенными программами аудиоподдержки слабовидящих, такими как VoiceOver, TalkBack и другими программами голосового управления. Следует ввести режим отображения для клиентов с нарушением зрения, режим с упрощенным интерфейсом и функционалом. Нужно создать минимум два альтернативных канала обмена информацией: аудио и видео либо текст, развивать системы дистанционного сурдоперевода.

С целью адаптации интернет-сайта банка для людей с нарушениями зрения или слуха необходимо создать специальный режим для прочтения либо дизайн сайта по стандарту ГОСТ Р 52872-2012. На сайте должен быть разработан специальный раздел, в котором собрана вся информация для клиентов с инвалидностью об услугах, сервисах, наличии специальных продуктов, сведения о расположении адаптированных офисов и банкоматов.

«Недостаточно внимания уделяется каналам донесения материалов по финансовой грамотности до людей с различными сенсорными нарушениями, разработке и адаптации образовательных курсов и информационных материалов, распространяемых через различные каналы коммуникации (аудио, видео, текст). Также очень важны для людей с ментальными нарушениями и глубоко пожилых упрощенное изложение информации, простые фразы, поясняющие пиктограммы, рисунки», – отметил Юрий Божор.

Безлюдные технологии

На стендах компаний-экспонентов Между­народного ПЛАС-Форума «Банковское самообслуживание, ретейл и НДО» были представлены решения, отчасти уже знакомые рынку налично-денежного обращения, такие как роботизированные технологические платформы, позволяющие создавать множественные комбинации из различных сервисов, кассовые центры банков и инкассаторских компаний. Главным трендом последнего времени становится движение к безлюдным технологиям при перемещении и обработке наличных.

В рамках экспозиции гости и участники Форума смогли оценить роботизированный участок пересчета CashStream – первый элемент безлюдных технологий в кассовых центрах. До конца 2017 года в шести городах России будут введены в промышленную эксплуатацию первые десять комплексов, шесть из которых уже работают. 

По утверждению представителей компаний-экспонентов, главной задачей представленных решений является необходимость показать гибкость и универсальность технологий. Эксперты видят будущее именно за универсальными технологиями и кроссплатформенными решениями.    

Поделиться:
 

Возврат к списку