Аналитика и комментарии

31 октября 2017

«Интер-Прайм»: технологии и индивидуальный подход

Взыскание 2010-х годов существенно отличается от того, каким оно было еще 10–20 лет назад, и это стало особенно очевидным по содержанию и итогам недавно прошедшего в Ялте Первого всероссийского форума лидеров рынка взыскания. Своими впечатлениями о работе форума и взглядами на то, как дальше будет развиваться сфера взыскания в России, поделилась в интервью NBJ генеральный директор коллекторской компании ООО «Интер-Прайм» Анастасия КУРЕНКОВА.

NBJ: Анастасия, какие вопросы из обсуждаемых в рамках форума показались вам наиболее актуальными и почему?

А. КУРЕНКОВА: Тематика вопросов, рассмотренных на Первом все­российском форуме лидеров рынка взыскания, складывалась постепенно, практически в течение всего года, прошедшего с предыдущего форума, состоявшегося в Ялте в 2016 году. Проблемы накапливались, «созревали», формулировались в рамках деятельности Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА), исходя из потребностей сферы взыскания. 

На мой взгляд, наиболее важными и актуальными являются вопросы, связанные с вступлением в силу Федерального закона от 03.07.2016 № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях». 
Также большой интерес вызвало обсуждение порядка государственного регулирования и взаимодействия с регулятором – Федеральной службой судебных приставов  РФ (ФССП), осуществляемого в рамках данного закона. Необходимость государственного регулирования сферы взыскания и защиты граждан назрела если не в конце 1990-х, то в начале 2000-х годов. Уже тогда этот вопрос был на повестке дня.  

Безусловно, ФЗ-230 дает возможность оградить граждан от того беспредела, который порой происходит и в котором замешаны люди, называющие себя «коллекторами», но не имеющие к данной профессии никакого отношения. К сожалению, из-за той спешки, с которой законопроект был принят, в нем имеется очень много белых пятен, связанных как с порядком взаимоотношений с должником, так и процедурой осуществления надзорных функций над сферой взыскания. 

Также, на мой взгляд, в настоящее время является актуальным внедрение новых ИТ-технологий в рамках процесса взыскания. В современных условиях рынок активно развивается как в количественном, так и в качественном смысле, и применение новых технологий делает организацию, занимающуюся взысканием, конкурентоспособной. 

Было очень интересно узнать о новой технологии автодозвона, которую разработали и используют наши коллеги. Она позволяет уйти от так называемого человеческого фактора, когда оператор, совершающий обзвон должников, не в духе, у него имеются какие-то личные проблемы и это негативно влияет на процесс взыскания. 

NBJ: Спикеры форума выделили ряд тенденций, определяющих сейчас развитие ситуации в сфере взыскания. Возможно, не все из них были освещены. Что бы вы хотели добавить по опыту работы вашей компании?

А. КУРЕНКОВА: Развитие сферы взыскания напрямую связано с совершенствованием области кредитования и заимствований, а также с исполнением долговых обязательств. В прошлом году опасались, что такой вид взыскания, как досудебное, уйдет или будет сходить на нет, но современные технологии позволяют ему развиваться. Если говорить о нашей компании, то для нас наиболее актуальным является взыскание на стадии исполнительного производства. К сожалению, данная тема не была освещена на форуме, но я уверена, что в следующем году она будет одним из ключевых вопросов.

NBJ: Расскажите, пожалуйста, немного о компании «Интер-Прайм». Когда она была создана, каковы основные направления ее бизнеса и финансовые результаты к настоящему моменту? В каких регионах России она осуществляет свою деятельность?

А. КУРЕНКОВА: Компания «Интер-Прайм» была создана в 2010 году и изначально специализировалась на взыскании задолженности в рамках агентской схемы взыскания, но с 2014 года она начала заниматься активным выкупом долгов. Данный тип бизнеса позволил нам выстроить работу с портфелем проблемных активов в долгосрочной перспективе, рассчитанной на несколько лет взаимодействия с каждым должником. Мы работаем с проблемными активами с просрочкой более 720 дней. В настоящее время компания представлена более чем в 20 регионах России, и если говорить о территории покрытия, то наш самый западный офис открыт в Санкт-Петербурге, а самый восточный – в Ангарске. При этом мы ведем процесс взыскания на территории всей России, для нас не существует недоступных регионов. Самое ценное в нашей компании – это сотрудники, благодаря которым Интер-Прайм успешно развивается. 

NBJ: За время, в течение которого работает компания, сфера взыскания в России существенно изменилась. В чем, по вашему мнению, заключаются главные перемены?

А. КУРЕНКОВА: Говоря об изменениях, произошедших в последнее время, стоит прежде всего отметить увеличение взыскания в рамках судебного процесса и исполнительного производства, что, на мой взгляд, связано с повышением финансовой грамотности населения. Многие из наших должников сами предлагают нам обратиться в суд за взысканием, не веря в серьезность наших намерений или считая, что суд в силу различных причин снизит им размер долга. 

К сожалению, нельзя не отметить наличие так называемых «антиколлекторов», которые в интернете предлагают свою рекламу из серии «поможем избавиться от долгов». Согласитесь, звучит очень заманчиво, но по факту это в большинстве случаев обман граждан, который вызывает у должников дополнительные расходы. В статье 8 ФЗ-230 указано, что в качестве представителя должника может выступать только адвокат, что в какой-то мере направлено на защиту граждан от «доброжелателей» – «антиколлекторов».

NBJ: Коллекторская деятельность, как и любая другая, связанная так или иначе с финансами, требует автоматизации, но в то же время ее специфика такова, что очень важен индивидуальный подход к клиентам. Какое значение вы ему придаете?

А. КУРЕНКОВА: Процесс автоматизации связан не только с выстраиванием взаимоотношения с должником и ведением с ним переговоров. Организация взыскания в целом, построение бизнес-процессов внутри компании, снижение уровня ручного труда сотрудников возможны только при технологичном подходе. Учет «на коленке» нереален. Поэтому в нашей компании происходит постоянное внедрение новых программных продуктов, алгоритмов работы. Они не видны посторонним, но позволяют нам увеличивать производительность. Но при этом мы, безусловно, придерживаемся принципа индивидуального подхода к каждому должнику, и автоматизация процессов этому нисколько не мешает. 

NBJ: В чем заключаются преимущества вашей компании в качестве партнера по процессу взыскания проблемной задолженности?

А. КУРЕНКОВА: На мой взгляд, это умение работать с просроченной задолженностью более 720 дней, наличие большой филиальной сети, что позволяет качественно заниматься большими объемами. Наверное, самым главным является автоматизация внутренних процессов, что дает нам возможность контролировать взыскание в текущем моменте. Это очень важно для партнеров.

NBJ: Каковы ваши планы по дальнейшему развитию бизнеса компании «Интер-Прайм»?

А. КУРЕНКОВА: В настоящее время мы направляем силы на укрепление и развитие своих позиций в регионах присутствия, также одной из главных своих задач мы считаем увеличение портфеля проблемных активов, находящихся в работе. Нам очень интересно сотрудничать с региональными партнерами, так как, находясь в регионе, нам проще понимать друг друга, исходя из его особенностей.    

Поделиться:
 

Возврат к списку